Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа России". 2022
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа России". 2022 (5 часов в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._3_klass.docx77.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №_______

от  _______________

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

__________________

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № _______

от  _______________

Зам. директора по УМР

 Волохова Н.Н.

 ___________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

 по УВР

МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от _______________

Директор

МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык»

для обучающихся 3б класса

на 2021-2022 учебный год

Образовательная область: русский язык и литературное чтение

Составитель:

Костинец Г.А.                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                     высшей квалификационной                                                                                                   категории

Братск

2021 г.

На изучение русского языка  в 3 классе выделяется 170 часов (по 5 ч в неделю, 34 учебные недели)

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

«Русский язык. 3 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкина. М.: «Просвещение», 2020.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных  УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных  УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных  УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомиться с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать за словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:
  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Слова с непроверяемым написанием

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, петрушка, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.

Чистописание

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма.

Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений:

  • з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.;
  • Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.;
  • П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Ё, ё, З, з, У, у и др.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, ев и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание.

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. 

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический (звуковой) разбор слова. Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова.

Графика. 

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными, в словах с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов. Работа со словарями учебника.

Состав слова (морфемика). 

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. 

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Наблюдение над словами общего рода и их употреблением в речи. Формы числа имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Формы рода, числа и падежа имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Формы времени глагола (настоящее, прошедшее и будущее). Изменение глаголов по временам. Формы числа глаголов, изменение глаголов по числам. Морфологический разбор глаголов.

Имя числительное. Общее представление о числительном. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации на виды). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Предложения с обращением. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. 

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши  , ча—ща, чу—щу в положении под ударением и без ударения;
  • сочетания чк, чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • соединительные гласные о и е в сложных словах;
  • суффиксы имён существительных -ек и -ик;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
  • безударные родовые окончания имен прилагательных, глаголов в форме прошедшего времени;
  • не с глаголами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  •  запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. 

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Создание собственных текстов по сюжетному рисунку, по репродукции картин художников (из «картинной галереи» учебника), по предложенной теме, результатам наблюдений, на основе творческого воображения и др.

Календарно-тематическое планирование

(170 часов, 5 ч. в неделю)

№ урока

Тема урока

Количество уроков

Дата

ЧАСТЬ 1

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (2 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык» (3класс). Виды речи и их назначение. Речь – отражение культуры человека.

1

2

Для чего нужен язык? Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

1

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч)

3

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.

1

4

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

1

5

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений

1

6

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

1

7

Виды  предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

8

Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

1

9

Обращение. Предложения с обращениями (общее представление).

1

10

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

11

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Главные и второстепенные члены предложения.

1

12

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения.

1

13

Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

1

14

Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

1

15

Словосочетание (общее представление).

1

16

Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

СЛОВО  В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ч)

17

Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.

1

18

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.

1

19

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи

1

20

Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

1

21

Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.

1

22

Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

23

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

24

Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

1

25

Имя прилагательное. Глагол.

1

26

Имя числительное (общее представление).

1

27

Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

1

СЛОВО. СЛОГ. ЗВУКИ. БУКВЫ (6 ч)

28

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

29

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу—щу, ча—ща, жи—ши.

1

30

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

1

31

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.        

1

32

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

1

33

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове»

1

СОСТАВ СЛОВА (47 ч)

34

Корень слова. Однокоренные слова.

1

35

Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

1

36

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

1

37

Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

1

38

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

1

39

Слова, которые не имеют окончания.

1

40

Контрольный диктант (с грамматическим заданием)        

1

41

Приставка как значимая часть слова.

1

42

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок.

1

43

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками        

1

44

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

1

45

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

1

46

Употребление в речи слов с суффиксами. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

47

Основа слова.

1

48

Обобщение знаний о составе  слова. Разбор слова по составу.

1

49

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

50

Подробное изложение повествовательного текста.

1

51

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Семья слов».

1

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч)

52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов.

1

53

Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

1

54

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

1

55

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений

1

56

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.  Работа с текстом.

1

57

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.

1

58

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку.

1

59

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне. Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласным в корне.

1

60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по сюжетному рисунку.

1

61

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

62

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

63

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

64

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Проверочный диктант.

1

65

Правописание слов с удвоенными согласными. Работа над ошибками, допущенными в проверочном диктанте.

1

66

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

67

Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

1

68

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

1

69

Правописание суффиксов в словах.

1

70

Правописание приставок в словах.

1

71

Правописание значимых частей слова.

1

72

Правописание приставок и предлогов

1

73

Правописание приставок и предлогов

1

74

Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

1

 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ъ) (6 ч)

75

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место и роль разделительного твердого знака в слове.

1

76

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

77

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Жанр объявления.

1

78

Изложение повествовательного деформированного текста по плану.

1

79

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант.

1

80

Обобщение изученных правил письма. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Составляем орфографический словарь».

1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТИ РЕЧИ (75 ч)

81

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

82

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.

1

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 ч)

83

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

1

84

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

1

85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

86

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

87

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

88

Собственные и нарицательные имена существительные. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна имени».

1

89

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.

1

90

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

91

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

1

92

Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.

1

93

Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения.

1

94

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

95

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

1

96

Подробное изложение повествовательного текста-образца.

1

97

Проверочный (объяснительный) диктант.

1

98

Склонение (изменение по падежам) имён существительных.

1

99

Склонение (изменение по падежам) имён существительных.

1

100

Склонение (изменение по падежам) имён существительных. Неизменяемые имена существительные. Работа с репродукцией картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

101

Именительный падеж имён существительных.

1

102

Родительный падеж имён существительных.

1

103

Дательный падеж имён существительных.

1

104

Винительный падеж имён существительных.

1

105

Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных.

1

106

Творительный падеж имён существительных.

1

107

Предложный падеж имён существительных.

1

108

Подробное изложение текста повествовательного типа по самостоятельно составленному плану.

1

109

Обобщение знаний об имени существительном.

1

110

Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного.

1

111

Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». Проверочный диктант (с грамматическим заданием).

1

112

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Работа с репродукцией картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Рекомендации осуществлению проектной деятельности «Зимняя страничка».

1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 ч)

113

Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

1

114

Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, их правописание.

1

115

Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1

116

Составление текста-описания в научном стиле.

1

117

Работа с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Сравнение искусствоведческого текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

118

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

1

119

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

120

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

1

121

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1

122

Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

1

123

Число имён прилагательных. Сравнительное описание

1

124

Падеж имён прилагательных (общее представление).

1

125

Начальная форма имени прилагательного

1

126

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного

1

127

Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Проверочная работа.

1

128

Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

1

129

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

1

130

Работа над ошибками, допущенными в сочинении и в контрольном диктанте. Рекомендации по осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках».

1

МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч)

131

Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений.

1

132

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

1

133

Употребление личных местоимений в речи.

1

134

Оценка достижений по теме «Личные местоимения». Жанр письма.

1

ГЛАГОЛ (21 ч)

135

Повторение и уточнение представлений о глаголе.

1

136

Значение и употребление глаголов в речи.

1

137

Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

1

138

Составление текста по сюжетным рисункам.

1

139

Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

1

140

Неопределённая форма глагола.

1

141

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

142

Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

143

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее

1

144

Времена глаголов.

1

145

Изменение глаголов по временам

1

146

Время и число глаголов

1

147

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану

1

148

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).

1

149

Употребление глаголов в прошедшем времени в речи.

1

150

Правописание частицы не с глаголами.

1

151

Правописание частицы не с глаголами. Правописание глаголов с изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов.

1

152

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

153

Обобщение знаний о глаголе.

1

154

Проверочная работа.

1

154

Проверочная работа.

1

155

Контрольный диктант

1

ПОВТОРЕНИЕ (15 ч)

156

Части речи.

1

157

Подробное изложение повествовательного текста или составление сочинения на тему «У Вечного огня».

1

158

Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных.

1

159

Имя существительное. Имя числительное.

1

160

Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения.

1

161

Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо поэтических строк под диктовку.

1

162

Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных.

1

163

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

164

Повторение изученного материала. Проверочная работа.

1

165

Итоговое повторение.

1

166

Наши проекты.

1

167-170

Резервные уроки

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....