НПК "Вежливые слова"
проект по русскому языку (2 класс)

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

Важным отличием человека от животного является способность говорить, мыслить. С помощью слов человек может достигнуть счастья, покоя, хорошего отношения к себе, но слова могут также стать  и оружием. Неужели слова могут обладать такой силой? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_bayandueva_ayurika.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Тема работы:

«Вежливые слова»

Подготовила: Баяндуева Аюрика,

 ученица 2класса

Руководитель: Эрдыниева Чимита Хобисхаловна

учитель начальных классов

Улюн, 2022 г.

Оглавление

 1.Введение………………………………………………………………….2
2. Волшебные слова- вежливые слова……………………………………3
3.
Значения  некоторых "волшебных слов".…………………..................4
4. Наши исследования …………………………………………………….5
5. Заключение ……………………………………………………………..6
6 Список  литературы …………………………………………………….7 7.Приложение…………………………………………………………….8

Введение.

     В мире много слов, среди них есть такие, которые мы называем волшебными.  А что это за слова? Почему они так называются? Какое волшебство они творят? Зачем они нам нужны? Почему дети редко говорят друг другу вежливые слова?

Гипотеза: Я считаю, что в результате данной работы я смогу доказать, что частое употребление «волшебных слов» способствует улучшению взаимоотношений между людьми.

        Цель  работы:  узнать насколько воспитаны ученики нашего класса и всегда ли они вежливы.

         Задачи работы:

-изучить литературу по данной теме;

-узнать, какие бывают вежливые слова;

-выяснить необходимость вежливых слов в повседневной жизни;

-понаблюдать, как реагируют люди на вежливые слова;

-провести исследование: как часто одноклассники употребляют добрые и вежливые слова в школе.

-сделать памятки для учеников с правилами вежливости.

Предмет исследования: слова вежливости.

Объект исследования: учащиеся 2  класса

Методы  исследования:                                                                                                          

- беседа, тестирование

-наблюдение;

- теоретические методы (изучение литературы).

Волшебные слова – вежливые слова

       Как много разных слов на свете.  Хороших и плохих, добрых и злых. Но есть слова, которые нужно не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному.   Что же это за волшебные слова?

     Это вежливые слова: здравствуйте; до свидания; извините; спасибо; будьте здоровы; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Они обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными и вежливыми они стали потому,  что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.

Где и когда используются волшебные слова?

  • При приветствии: здравствуйте, доброе утро, добрый день (вечер)
  • При обращении с просьбой: пожалуйста, будьте любезны
  • При извинении: извините, пожалуйста, простите
  • При прощании: до свидания, до новых встреч
  • При благодарности: спасибо, вы так любезны                                                                                                    

                 Значения  некоторых "волшебных слов"
Спасибо
. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: "Спаси  вас Бог!" (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: "Своего спасибо не жалей!"
Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало "оказывать внимание, уважать, проявлять почтение". Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать, т.е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове  пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: "Извините!", т.е. "снимите с меня вину".
Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и "здравия желаю", повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии.

Значимость, полученных результатов заключается в приобщении учащихся к использованию вежливых слов как можно чаще в повседневном общении для установления более дружеских отношений в коллективе.

Наши исследования.

       Я решила провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов. (Приложение 1)

          Мы проводили исследование на самых распространенных  словах «здравствуйте»,  «извините», «пожалуйста».

          Вот что показало наблюдение вначале эксперимента, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздоровались  с учителем и одноклассниками 10 человек, что составляет  62% всех учащихся, извиняется всего 7 человека, что составляет 42%, а говорят «пожалуйста» 8 человек – 50%.   В конце исследования: поздоровались с учителем и одноклассниками 14 человек –87%; извиняется 12 человек – 75%; говорит «пожалуйста» - 14 человек – 87%.

        Из результатов исследования  следует, что настроение и взаимоотношения ребят  улучшилось, ребята стали  дружнее, стали знать больше вежливых слов и чаще их употреблять, в своей речи. Это очень хорошо!

Для того, чтобы взаимоотношения в нашем классе улучшались, мы с ребятами разработали правила вежливости.

          Правила вежливости:

     * Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

     * Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.

     * Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

     * Будь вежлив со своими товарищами: не давай им      прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

     * В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

     * Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

     * Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

                                           

  Заключение 

      В результате нашей работы мы пришли к выводу, что волшебные слова очень помогают в общении. Когда мы их произносим, наши лица озаряются улыбками. Поэтому мы стараемся произносить их как можно чаще. Разговаривать, улыбаться, говорить волшебные слова, видеть улыбки тех с кем разговариваешь - во всем этом тоже заключается счастье.

Список  литературы:

1. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. Пособие для суд. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издетельский центр «Акамедия», 2001.-

2. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слова и фразеологических  выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4 – е  изд., дополненное.- М..:

3 .Волина В.В., Откуда пришли слова. М., 1996г

Приложение 1

Результаты анкетирования учеников 2 класса

Вопрос

До…

После…

1

Знаете ли вы вежливые  слова?

16

100%

16

100%

2

«Здравствуйте»

10

62%

14

87%;

3

«Пожалуйста»

8

50%

12

75%;

5

«Извините»

7

42%

14

87%.

Рецензия  

на научно-исследовательскую работу

ученицы 2 класса   Баяндуевой Аюрики  

«Вежливые слова»

Представленная работа выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ.

В ней присутствуют все обязательные элементы: цели, задачи, методы исследования - методы опроса (беседа, тестирование); наблюдение;

теоретические методы (изучение литературы).

Определена суть изучаемой проблемы и ее актуальность.

    Актуальность данной работы не вызывает сомнений.  Работа расширяет знания учеников о вежливых и добрых словах, их применении в жизни.

Методы проведения исследований выделены, обоснованы и соответствуют поставленным задачам. Результаты исследований сопоставлены с первоначальной гипотезой, выводы сформулированы корректно.

Тема работы раскрыта. Продемонстрирован высокий уровень понимания целей и задач  исследования, знания специальных понятий, способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их решения, хорошие навыки обработки информации.

В работе просматривается творческий подход, оригинальность и элементы изобретательности.  Структура изложения материала, грамотность оформления библиографии позволяют сделать вывод, что Аюрика хорошо справилась с исследовательскими задачами.

                                                                   Учитель: Дашиева А.Ж                    /……………./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....