Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое текст-рассуждение?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Курбатова Ксения Александровна

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование знаний о тексте-рассуждении.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомиться с понятием «текст-рассуждение»;
  2. Уметь устанавливать главную мысль текста-рассуждения;
  3. формировать умение распознавать текст-рассуждение среди других.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  2. ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  3. развивать устную речь и оргфографию;
  4. умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;

Воспитательные:

  1. формировать мотивацию к обучению;
  2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений;
  3. воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.04_tekst_rassuzhdenie.docx570.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 13. 04. 2022

Школа: №50

Класс: 2

Урок: 2

Время: 12:30 – 13:10  

Кабинет: 14

Студент: Курбатова Ксения Александровна

Группа: 42

Учитель: Шарикова Анна Александровна

Методист:

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование знаний о тексте-рассуждении.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомиться с понятием «текст-рассуждение»;
  2. Уметь устанавливать главную мысль текста-рассуждения;
  3. формировать умение распознавать текст-рассуждение среди других.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  2. ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  3. развивать устную речь и оргфографию;
  4. умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;

Воспитательные:

  1. формировать мотивацию к обучению;
  2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений;
  3. воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Методы: Поощрение, инструктаж

Формы: индивидуальная, парная

Приёмы: творческий, работа в парах, самоопределение к деятельности

  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте.

«Утреннее приветствие»

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

— С добрым утром, мама, папа!

— Здравствуйте, в саду ребята,

— Солнце, небо и зверята!

— Утра доброго всем вам!

  1. Показывают готовность к уроку.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

Слово учителя

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, исследовательский

Формы: фронтальная, индивидуальная

Приёмы: практическая работа, самоопределение к деятельности, учебный диалог

1. Минутка чистописания.

- Запись числа, классной работы в тетрадь.

Словарная работа/Проверка домашнего задания

2.Выдвигает проблему.

- Любите ли Вы рассуждать?

Перед Вами есть 2 темы, на которые Вы можете составить текст-рассуждение. Чтобы полностью текст не писать, постарайтесь создать план у себя в тетрадях.

Темы:

Почему летом жарко?

Как научить собаку летать?

Текст должен состоять из 5-6 предложений.

- Хорошо. А как Вы думаете, какая главная мысль текста-рассуждения?

Учащиеся пишут.

Отвечают фронтально.

Работают индивидуально.

.

Выступают у доски.

- Мы не знаем.

П: повторение

М: производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение определять понятия, создавать обобщения; осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: беседа

Формы: фронтальная, парная

Приёмы: демонстрация, целеполагание

1.Подводит к формулированию темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?

Верно.

Какие цели перед собой поставим?

- Давайте составим план. Перед Вами начало предложений пунктов. Ваша задача, обсудив с  соседом, дополнить их.

  1. Узнать, что такое …;
  2. Закрепить …
  3. Выполнить…
  4. Проверить …
  5. Подвести …

-Правильно. В процессе урок, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили.

Отвечают на вопросы учителя.

Что такое текст-рассуждение.

Формулируют тему, план урока.

На уроке мы научимся определять текст-рассуждение, уметь составлять его.

Работают в парах.

1)        Узнать, что такое текст-рассуждение;

2)        Закрепить полученные знания;

3)        Выполнить упражнения;

4)        Проверить себя с помощью самостоятельной работы;

5)        Подвести итоги.

М: формировать умения определять цель урока,  планировать последовательность действий,

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Методы : Обьяснение, беседа, работа с учебником

Формы: фронтальная

Приёмы: практическая работа, упражнение, эксперимент

  1. Знакомство с текстом-рассуждением с помощью упражнения.

Откройте №180 на странице 105. Прочитайте рассказ.

  1. Закрепление в речи.

 - Какой итог мы можем подвести по тексту-рассуждению?

- Верно.

Давайте прочитаем, что нам говорит автор учебника.

Устное закрепление.

- Сколько всего частей в таком тексте? Что должно быть в первой части? Что во второй? Что в третьей?

Работают фронтально.

Отвечают на вопросы.

- Текст-рассуждение – это текст, в котором доказывают главную мысль текста и обсуждают насколько она достоверна.

М: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: сформировать знания

Учебник, презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, поощрение, беседа, объяснение

Формы: фронтальная, групповая

Приёмы: беседа, упражнение, анализ, повторение

  1. Первичное закрепление проводится через упражнения в учебнике и закрепление в речи.

Вместе закрепим знания. И будем работать над текстом-рассуждением.

Упражнение №182

- Прочитайте текст. Какая тема у данного текста?

Поработайте в группах и докажите, что это текст-рассуждение. Выделите 3 главные части. Выделяем аккуратно карандашом в 1 учебнике.

Отвечают фронтально.

- Почему весной нельзя поджигать старую траву.

Работают в группе.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Повторение за учителем

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Организует динамическую паузу.

  Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,листики тополя,

Листья осины,листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Выполняют упражнение.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 Методы: Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: Индивидуальная

Приёмы: самоконтроль, самооценка, первичное закрепление

  1. Организационный момент

- Какую тему мы с Вами сегодня изучаем? Что такое текст-рассуждение и из каких частей он состоит?

Теперь нам необходимо выполнить самостоятельную работу.

  1. Организует промежуточный контроль.

 - У Вас есть карточки. Ваша задача написать полноценный текст-рассуждение на темы, что были в начале урока. Тему выбираете любую.

Почему летом жарко?

Как научить собаку летать?

3.Организация проверки учителем. Некоторые работы зачитываются у доски

Ответы учащихся.

Что такое текст-рассуждение?

Это текст, который состоит из 3 частей – главная мысль, 2 – доказательство, 3 – вывод.

Выполняют упражнения в карточках.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Карточки, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: Упражнение, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

Формы: парная, фронтальная

Приёмы: упражнение, практическая работа, диалог, беседа

  1. Проверка текстов-рассуждений.
  2. Изучение правила

- Кому часто встречались слова «потому что» и «так как»?

Как Вы их писали, продемонстрируйте на доске.

Запомните эти слова являются союзами и пишутся раздельно. Союзы – это такие слова, которые соединяют другие слова или предложения.

Домашнее задание: с.

Дети отвечают у доски.

Поднимают руки.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

Приёмы: самооценка

Формы: фронтальная

1. Актуализация знаний.

- Вспомним тему урока.

Какие цели мы перед собой ставили?

Всех ли целей мы достигли, всё ли по плану выполнили? Если все, поднимите правую руку.

  1. Рефлексия

- Выскажите, пожалуйста, по руке, что вы запомнили на этом уроке, что понравилось? Давайте будем отвечать на каждом уроке по цепочке, начиная с первой парты.

На доске у Вас висит лист цветной. Зелёный означает «урок понравился, я всё понял», жёлтый «я понял не всё, урок был так себе», красный «урок не понравился и осталось много вопросов».

После урока поставьте, пожалуйста, галочки на этих листах.

Отвечают фронтально.

Что такое текст-рассуждение.

Определять текст-рассуждение, уметь составлять его.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: смыслообразование

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Что такое местоимение"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Что такое синонимы?"

План - конспект урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...