Урок русского языка "Тайна парных согласных" , 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шулашова Елена Валерьевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Паррные согласные. Способы проверки написания." Дети в роли исследователей помогают археологу Буковкину раскрыть тайну парных согласных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

г.Искитима  Новосибирской области

633208, Россия, НСО, г. Искитим, м-он  Южный, 52

Тел: (38343) 4-41-47, 4-42-43, Факс: (38343) 4-41-48

E-mail:school1105@mail.ru

http://www.школа11искитим.рф, www.school11iskitim.ru

Предмет: русский язык

Тема: «Тайна парных согласных»

Класс: 2

УМК «Школа России»

ФИО педагога: учитель начальных классов

                             Шулашова Елена Валерьевна

2022г.

Проект учебного занятия

Планируемые результаты

 (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные:

  • знать правила поведения на уроке;
  • уметь оценить свою деятельность на уроке;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения

 Метапредметные

Регулятивные:

  • уметь работать самостоятельно
  • в сотрудничестве с учителем определять тему урока, ставить учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям

Коммуникативные:

  • уметь работать в группе;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: 

  • распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием;
  • подбирать проверочные слова разными способами;
  • сравнивать парные по звонкости-глухости согласные звуки в проверочном и проверяемом словах.
  • выполнять задания  поискового характера.

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

  • создание условий для закрепления способов проверки парных согласных в корне и на конце слова

Задачи:

  • организовать деятельность по формированию навыка проверки парной согласной разными способами;
  • создать условия для формирования навыка чистописания и орфографической зоркости;
  • осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;
  • совершенствовать умения выступать и защищать свою точку зрения;
  • создать на уроке ситуацию психологического комфорта для закрепления знаний.

Проблема:

Разный уровень усвоения материала детьми

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Проблемное обучение
  • Технология сотрудничества, коллективного взаимообучения
  • Игровая деятельность
  • Технология перспективно-опережающего обучения

Тип урока

  • обобщения и систематизации знаний

Структура и содержание занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

детей

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Теоретическое обоснование

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Эмоционально настраивает детей. Ведёт диалог.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

-Ребята, я рада вас приветствовать на уроке русского языка! (Презентация. Слайд 1) 

Сегодня я предлагаю вам побывать в роли исследователей!

- Кто такие исследователи? А что можно исследовать в русском языке?

- Нам пришло письмо. Что в нем? Прочитаем?

Добрый день учащиеся 2 Б класса. Находясь в одной из пещер, я увидел буквы. Но не могу понять, что их объединяет, как их использовать в словах. А чтобы вам было легче разгадывать эту тайну – высылаю вам буклеты. Помогите!

Археолог Буковкин. Жду ответа!

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Подводящий к теме диалог

Приём мотивации «Яркое пятно»

Фронтальная

II. Актуализация знаний.

7 мин

Цели: актуализация распознавания орфограмм, отработка навыка чистописания.

Организует актуализацию умений  чистописания и распознавания орфограмм в словах

Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.

- Ребята, готовы раскрыть тайну?

Б  В  Р  Г  М  Д  З  Й  Н  Ж

Ф  Ч  П  К  Щ  С  Т  Х  Ш  Ц

- Для начала давайте повторим посмотрим на эти буквы. Что их объединяет?

- Соедини линиями буквы парных звонких и глухих согласных.

-Отработаем навык чистописания в своих тетрадях. Пропишем парами эти строчные буквы.

Ребята, а что нам нужно взять с собой, если мы отправимся в пещеру? (Словарная работа в тетради с обозначением орфограмм)

Фонарик, лопата, рюкзак, щетка, чашка, ложка, кружка.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Учатся осуществлять анализ, делать выводы. (Познавательные УУД).

Метод постановки учебной задачи, комментированное письмо

Коллективная

III. Подведение к проблеме. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

2 мин

Цели:

- мотивация учащихся на учебную деятельность через проблемную ситуацию;

Подведение  к теме урока и постановке учебной задачи.

Введение в тему урока.

Учащиеся анализируют ситуацию. Приходят к пониманию проблемы.

 Делают вывод. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят учебную задачу урока.

 - А есть ли в этих словах буквы, которые пишутся не так как слышатся, но их можно проверить?

-Давайте попробуем определить тему нашего урока.

- Оказывается это парные согласные. Какую тайну они хранят? (Презентация. Слайд 2)

-Какую учебную задачу поставим перед собой? Чтобы получить знания об этой орфограмме и как ее проверить поработаем в Буклетах и раскроем ТАЙНУ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ!

Учатся осуществлять анализ, делать выводы. (Познавательные УУД).

Метод постановки учебной задачи, побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Приём сопоставления.

Фронтальная 

IV. Формирование нового знания через системно-деятельностный подход.

8мин

Организует выполнение учащимися практического задания с последующей формулировкой правила

В результате практического задания формулируют правило.

За выполненную работу каждый из вас будет получать определенный уровень: СТУДЕНТ, УМЕЛЕЦ, СПЕЦИАЛИСТ, ЗНАТОК. Будете также работать и в группах.

- Ребята! Все ли слова пишутся так как мы их слышим?  Как можно проверить написание слова? Какие вы уже знаете способы?

Вывод: в словах есть проверяемые и непроверяемые орфограммы.

- Прошу всех закрыть глаза.

На счет 5 откройте глаза. Назовите предметы, которые вы сейчас видите. (арбуз, морж, сапог, рукав, мороз) (Презентация. Слайд 3)

- Как их правильно написать? Совместно записываем слова.

Обозначим эти знания в БУКЛЕТЕ.

Вывод: нужно эти слова изменить так, чтобы они обозначали много этих предметов.

Первый способ: ОДИН-МНОГО

- Давайте исследуем следующий способ. Подсказку  найдете в БУКЛЕТЕ под №2. Как вы думаете, что это означает? Какое слово нужно добавить? Совместно записываем слова.C:\Users\Елена\Downloads\с-ома-бизнесмена-показывая-пустые-карманн-38833115.jpg

Вывод: второй способ проверки: НЕТ КОГО/ЧЕГО?

- Посмотрите на экран- кого вы видите? (Презентация. Слайд 3) КОТ или коД? А какой он? Давайте назовем его ласково -  коТик.

Совместно записываем слова.

Вывод: третий способ проверки: НАЗВАТЬ ЛАСКОВО.

Ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

Метод постановки учебной задачи, побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Приём сопоставления.

Коллективная

Групповая

Индивидуальная

Динамическая пауза

Давайте отдохнём.

Лёгкие прыжки: раз, два, три

Мягкие шажки: раз, два, три

Вот и вся зарядка.

Мягкая посадка.

В нашей физминутке встретились слова с парными согласными. Кто же самый внимательный и сможет их назвать?

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

7  мин

Цель:

- организация реализации учениками полученных знаний.

Организует реализацию учениками полученных знаний на практике.

Реализация полученных знаний на практике:

классификация имен существительных.

Работа с учебником.

Защита работы группы.

 Итак, мы знаем уже три ТАЙНЫ парных согласных. Настала ваша очередь потренироваться и заработать первое свое звание.

Выполнение работы самостоятельно. Подчеркни только те согласные, которые нужно проверить.

- Самопроверка по образцу на доске.

- Представьте свои работы. Как проверяли?

- Кто выполнил без ошибок – получает первое своё звание !

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Метод постановки учебной задачи, работы с учебником. Приём сопоставления названия группы  и  имен существительных, которые к ней относятся.

Групповая  работа

VI. Включение в систему знаний

10  мин

Цели:

- реализация полученных знаний

Координирует работу учащихся

Учащиеся классифицируют имена существительные, работают в группе, защищают свои работы.

А теперь я предлагаю поработать в группах.

 На группы сегодня разделимся в соответствии с карточками букв, лежащими у вас на столе.

1 группа- дети с карточками на которых написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

2 группа- дети с карточками на которых написаны парные звонкие и глухие согласные звуки

3 группа- дети с карточками букв, обозначающих непарные глухие согласные звуки

Сначала проверим, все ли оказались в своей группе? Проверьте друг у друга карточки с буквами.

Теперь обратите внимание на правила работы в группе.

Задание группам. Обсудите: какая позиция для парных согласных слабая? Какая сильная? Какой способ проверки парных согласных ещё можно использовать?

 1 группа. Мя … кий.

2 группа сла…кий

3 группа лё…кий

Вывод: четвертый способ проверки – изменить слово по вопросу КАКОВ?

Настала ваша очередь потренироваться и заработать второе звание.

ВВЗАИМОПРОВЕРКА.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)

По источнику знаний:

Словесный, практический

Приём сопоставления названия группы и имен существительных, которые к ней относятся.

Групповая

VII. Соотнесение цели и результата

Рефлексия учебной деятельности на уроке

4 мин

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует обобщение полученных знаний, соотнесение цели и результата, рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

Обобщают полученные знания.

Соотносят цель урока и результат.

- Ребята, какая была у нас тема урока?

-Теперь мы все способы проверки парных согласных знаем?

- Давайте потренируемся! Подбери слова с противоположным значением. Как называются такие слова?

ПРОВЕРКА ДРУГОМ.

У вас есть возможность получить следующее звание!

А теперь самое время испытать себя! Как хорошо вы знаете ТАЙНЫ парных согласных?

Задание – составь предложение и запиши его правильно, не забывай про ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ!

ПРОВЕРКА – тройной обмен (должны обменяться с тремя друзьями)

- Ребята, сегодня на уроке мы были исследователями ТАЙНЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ. Мы помогли разобраться археологу Буковкину? Какие тайны мы теперь знаем и можем ему отправить? (Ответы детей)

На каждую букву слова УРОК назовите слово.  (Презентация. Слайд 4)

У - сегодня на уроке было….

Р  - что делали на уроке….

О – какую отметку вы поставите своей группе за урок...

К – а я скажу на букву К

 - Какие вы молодцы!

А получить следующее звание вы сможете, выполнив дома задание – НАЙДИ И ИСПРАВЬ ОШИБКИ!

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке

на основе

критерия

успешности

учебной

деятельности

(Личностные УУД)

Метод создания ситуации успеха.

Приёмы представления результатов деятельности: обобщение и синтез.

Приём «Акростих»

Индивидуальная

Фронтальная  



Предварительный просмотр:

 Раскраска Арбуз - распечатать в формате А4Раскраска Арбуз - распечатать в формате А4Раскраска Арбуз - распечатать в формате А4C:\Users\Елена\Downloads\h6786-1024x955-1.png

арбу               арбузы

мор   (ж/ш)    мор___

моро___   моро____

сапо___     сапо____

рука__(в/ф)    рука___

 C:\Users\Елена\Downloads\с-ома-бизнесмена-показывая-пустые-карманн-38833115.jpg

 обед          нет обеда

арбу             нет арбу__

горо___       нет горо___

шар___       нет шар___

пиро___       нет пиро__

ёр__(ж/ш)    нет ер___

ко               кот  к

була  ка    була  ___

сугро___   сугро____

ска  ка___     _______

оши  ка       _______

тра  ка      _________C:\Users\Елена\Downloads\1578740-200.png

C:\Users\Елена\Downloads\coloring-page-outline-cartoon-girl-detective-loupe-book-kids-71825122.jpg

Травка, глазки, гром, варежки, узкий, сливки, приказ, пенал, кружка, заяц, дождь, булавка, зубной, кружева, голубка.

C:\Users\Елена\Downloads\загруженное.pngC:\Users\Елена\Downloads\collection-smiley-face-8.jpg

мягок              мя  кий

________      лё  кий_

_______  _ _ ро  кий

__________  ре  кий

__________сла  кий

 

            улы  ка

________      бли  кий

_______  _ _ лоша  ка

__________  зу   (б/п)

__________ ни   кий

__________  яго   ка

C:\Users\Елена\Downloads\coloring-page-outline-cartoon-girl-detective-loupe-book-kids-71825122.jpg

Подбери слова с противоположным значением

 высокий         ______________

широкий        _______________        

тяжёлый        _______________        

твёрдый       _______________        

далёкий        _______________        

Лесная, нас,  стройной, к , доро_ка, берё_ка, привела.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди и исправь ошибки!

В зимний холот всякий молод.

Рыпка мелка, да уха слатка.

Будет дожть, будут и грипки.

Яготка на ладошке.

Слаткая моркофка.

Гипкая берёска.

Скольская дорошка.

СКОЛЬКО ОШИБОК?    

Б  В  Р  Г  М  Д  З  Й  Н  Ж

Ф  Ч  П  К  Щ  С  Т  Х  Ш  Ц

ТАЙНУ РАСКРЫЛ:

__________________________________________________________________

Дата:_____________

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

СТУДЕНТ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

УМЕЛЕЦ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

СПЕЦИАЛИСТ

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК

ЗНАТОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"

Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...

урок русского языка "Парные согласные"

урок русского языка по теме "Парные согласные" с применением ИКТ...

Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс

Цель и задачи урока:-  Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать   способы  проверки парных согласных на конце слов,  правильны...

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока русского языка «Парные согласные в конце слова» 1 класс с применением технологии развития критического мышления....

Буклет к уроку русского языка"Парные согласные", 2 класс

Данный буклет поможет организовать работу на уроках русского языка, где учащиеся исследуют различные способы проверки написания парных согласных....

Технологическая карта урока русского языка "Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’]" (1 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о парных согласных звуках [г], [г’], [к], [к’]Задачи урока: Дидактические:1 Сформировать умение различ...