3 класс. Имя существительное .Склонение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Котец Людмила Анатольевна

технологичесая  карта урока .3 класс.русский  язык.  Имя существительное. Склонение. УМК "школа  21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.sklonenie_3_klass.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Технологическая карта урока русского языка

3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема « Имя существительное.Склонение»

Вид урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Образовательная цель: формирование знаний об изменениях имен существительных по падежам

Задачи:

1. Актуализировать знания о склонении имен существительных.

2. Способствовать развитию познавательного интереса, умения определять склонение .

3. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Целевые установки на достижение результатов.

Личностных:

- самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения);

- смыслообразование (осознание причастности к успеху в учебной деятельности);

- нравственно-этическая ориентация

Предметных:

- знакомство со склонением имен существительных.

- Метапредметных:

- регулятивных (принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку)

- коммуникативных (оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи, учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве)

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

-эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

-Какой большой раздел мы с вами изучаем?

- Где мы с вами сохраняем полученную информацию?

-Что вам сейчас предстоит сделать?

-Где находимся на данный момент?

-Какие умения есть?

- Как мы это делаем?

На доске:

Умение опред.падеж

Изменять имя сущ. по   вопрос падежам

- Как убедиться, что знания есть у каждого?

- Найдите на партах рабочие карточки в виде таблицы.

- Предположите, что нужно будет сделать?

- Что еще заметили?

На столе у меня лежат каточки с существительными. Какие существительные будете изменять по падежам, выберете сами по цвету.

- Как будете работать? Почему?

_ Еще раз напомните учебную задачу.

На работу 3 минуты.

- Поднимите красные карточки – соберитесь сюда, зеленые сюда, желтые – сюда.

- почему как вы думаете собрались?

Как вы будете это делать?

На доске вывешивается:

ОКОНЧАНИЕ.

- Проверили в группе и сели

- что предлагаете дальше?

- Как это сделать, ведь выписывать на доску все слова это очень долго. Как быстро это сделать?

- Совершенно верно, нас будет интересовать только окончание.

- У кого зеленая карточка. Выходите по одному, записываете окончание  падежа и передаете мел другому участнику.

Всем ли подряд можно передавать мел?  

На доске:

И.П  -а –я  -о –е  

Р.п   -ы –и  -а –я  

Д.п   -е –е  -у –ю

В.п—у  -ю  -а  -я

Т.п  -ой –ей   -а –я

П.п  -е  -е –ем –ом

-Части речи, имя существительное .

- В форме кластера

-Восстановить знания.

Восстанавливают знания по кластеру.

 

-Существительные изменяются по падежам.

-Умение определять падеж, умеем изменять существительное по падежам..

-С помощью вопроса.

Выполнить задание.

- Изменить существительное по падежам.

- нет самих сущ-х.

Один человек с пары выходит и берет каточку

В паре, тк одна карточка на двоих.

- Изменить существительные по падежам

Собираются в группы по цвету карточек.

- Проверить.

- По окончанию

 

Проверка в группе

- Посмотреть, что получилось у других групп и оценить свою правильность выполнения.

- Выписать только окончания

- Только ученику с таким цветом карточки.

Работа у доски.

Оценивание работ.

3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Организую погружение в проблему, создаю ситуацию разрыва.

- Что теперь с эти делать?

- Что значит сравнить?

- Что общего заметили?

Сделали. Что дальше?

В чем отличие?

Предлагаю открыть учебники на с.36.

Что видите?

- Как думаете, что бы это значило?

- Что нам может помочь? Предлагаю открыть содержание и найти наш урок 87. Какую тему на сегодняшний урок предлагает автор?

-

Принимают и сохраняют учебную задачу.

- Сравнить

- Найти общее и различие

.Схожи окончаниями в падежах, достаточно оставить одно окончание, остальное убрать

- Искать различие.

- ….

- 3 столбика

- Склонение имен существительных

4.Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организую  коллективный анализ учебной задачи.

- Сравните фразу «склонение имен существительных» и тему урока , которая у нас написана на рабочих листах «изменение имен существительных по падежам»

- Чем отличаются?

- Что бы значило это слово?

- Где можем найти?

- Чтобы не тратить время я уже нашла определение. Прочитаем.

На экране.

Какие важные слова выделим?

- Какое задание выполняли в начале урока?

- Что являлось показателем изменения  формы слова?

Какой вывод можно сделать?

Окончание           форма слова

- Значит что такое склонение?

- Изменение существительных по падежам – это и есть склонение.

Какую цель поставим на уроке?

- какой еще вопрос возник, если посмотреть на таблицу на доске.

На какой вопрос мы с вами уже ответили?

Напомните.

- Что осталось на остаток урока?

- Как мы это будем делать?

Какая часть слова связана с формой слова?

Какой вывод сделаем?

- Может ли эта часть слова участвовать в определении склонения?

- Предположите, на какое окончание нужно обращать внимание?

- Откройте учебники и докажите.

- Кто был близок, а кто был прав?

- как записано правило в учебнике?

Так будет очень долго?  Как можно сжать информацию?

Где зафиксировать знания?.

Попробуйте в группах записать это правило в сжатом виде. Что значит в сжатом виде.

- У какой группы записано коротко? Молодцы.

Алгоритм есть, что предлагаете дальше?

ФИЗМИНУТКА

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Словом «склонение»

Учащиеся предпологают

- В словарях, в энциклопедии, в интернете, учебнике и т.д

 ..

- Изменение формы слова.

- Изменяли форму слова.

- Окончание

- Одинаковое окончание – одинаковая форма

- Изменение.

- Узнать что такое склонение.

- Почему3 колонки.

Что такое склонение?

- Изменение формы слова

Определение, способы определения склонения имен существительных.

- По форме слова.

- окончание

Окончание связано с формой слова

- Да

- На окончание существительных в начальной форме

Учащиеся читают определение.

- Словами

- Использовать цифры 1,2 и 3.

В кластере, в таблице

- Самое основное.

Работа в группа, одна группа работает у доски.

1              2                     3

-а –я        -о, -е                

Ж.р, м.р    ср.р   м.р       ж.р

- Поупражняться

5.Первичное закрепление и самоконтроль.

Первичный контроль за правильностью выполнения задания со спряжениями.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения нового знания.

Упражнение 1. Чтение задания.

- По какому алгоритму будете работать?

- как эту работу сделать быстро?

- Договоримся 1 склонение выделять красным цветом.

Упражнение 2.

Читаем задание. Подойдет?

- Какой алгоритм?

- -Для выделения 2 склонения выбираем зеленый цвет.

Упражнение 3.

- Алгоритм?

- Цвет для 3 склонения?

Осуществляют работу по применению нового знания.

Осуществляют самоконтроль.

Учатся формулировать собственное мнение, строить рассуждения, понятные для собеседника.

Осуществляют пошаговый контроль.

- находим сущ-е ж.р и м.р с окончаниями –а, -а в нач.форме.

- Использовать текстовыделитель.

Проверка выполнения задания по образцу и самооценивание.

- Да.

- выделить окончания, если –а - я. –я – это 1 склонение, -о –е или нулевое м.р – 2 склонение.

 - находим только существительные.

- находим существительные ж.р с нулевым окончанием.

- Желтый

При выполнении каждого упражнения идет оценивание своей работы в таблице оценивания (сколько правильных слов, столько и баллов ставится в таблице).

6. Итог урока. Домашнее задание

Анализ самооценки учащимися своих первичных  знаний по изученной теме.

-Какая тема урока сегодня была?

- Какая цель стояла перед нами?

-Вывод?

-

Итоговое оценивание:

17-14-высокий уровень понимания.

13-11-средний.

10 и ниже- низкий.

-За что себя можете похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

Какие задания вам понравились?

- А проверите себя дома, выполнив упражнение 4.

-Склонение имен существительных.

-Узнать, что такое склонение.

Склонений сущ-х 3.. К 1склонению относятся …Ко 2 склонению относятся… К 3 склонению относятся …

-Нет.

Учащиеся считают свои баллы в таблице оценивания за весь урок и делают выводы.

Учащиеся высказываются.


Дополнительные материалы:

Лист оценивания.

№ задания

Кол-во заработанных баллов

Итого за весь урок

Слова для групп

дядя  стена  колесо   поле   тень

земля вода озеро солнце степь

башня луна плечо сердце  тетрадь

Тема: Имя существительно. Изменение имён существительных по падежам. _________________________

Цель:___________________________________________________________________

И.п            ___________________          _____________________          ____________________          ________________________          ______________________

Р.п            ___________________          _____________________          ____________________          ________________________          ______________________

Д.п           ___________________          _____________________          ____________________          ________________________          ______________________

В.п           ___________________          _____________________          ____________________          ________________________          ______________________

Т.п           ___________________          _____________________          ____________________          ________________________          ______________________

П.п          ___________________          _____________________          ____________________          ________________________          ______________________

Кластер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Урок русского языка в 4 классе "Что такое склонение? Три склонения имени существительного"

Урок - открытие новых знаний, на котором учащиеся  знакомятся с новой грамматической категорией имени существительного - склонением. Конспект урока, карта урока и приложения для работы на смарт д...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....