Методическая разработка урока по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Хвойницкая Елена Николаевна

Методическая разработка урока по теме "Имя существительное" с презентацией для второго класса по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ.
ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Автор: Хвойницкая Е.Н.

Дорогие ребята. У нас сегодня необычный урок. На уроке будут присутствовать гости.  Давайте их поприветсвуем  и пожелаем друг другу удачи. Присаживайтесь. Проверьте, все  ли у вас  готово к уроку. Для урока нам понадобится учебник, тетрадь, ручка с синей пастой, простой карандаш , ластик  и хорошее настроение.  Начинаем.

Запишите число, классная работа. Минутка чистописания.

Ребята, внимательно посмотрите.На доске записаны буквы СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе

Какие буквы вы видите?(заглавные и строчные)

Какая буква лишняя?Давайте подумаем. У каждой буквы есть пара, как заглавная, так и строчная. А у какой буквы нет пары? ( мягкий знак)

Почему?(Нет для нее заглавной пары, она не обозначает звук, это только буква.)

Какое слово получилось? (Существительное )

Запишите это слово , вам оно  уже знакомо. Давайте подчеркнем  орфограммы.

Как вы думаете, какие в этом слове орфограммы ?

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 Как вы думаете, почему мы записали это слово?(потому что изучаем эту часть речи)

Да ребята. Мы изучаем  с вами эту часть речи.Имя существительное-это существенная , скажем самая главная часть речи, она описывает сразу  огромное количество вещей, наименований, событий.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?

Чтобы вам было легче сформулировать тему сегодняшнего урока, нам нужно будет вспомнить правила с которыми мы уже познакомились по теме” Имя существительное”

И так, я называю начало предложения, а вы его продолжаете. Посмотрим, что же у нас получится.

Имя существительное -это …..(часть речи , которая обозначает предмет и  отвечает на вопросы кто?  что?) (СЛАЙД 1)

Одушевленные имена сушествительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? (СЛАЙД 2)

Имена существительные изменяются по (числам) Каким?

Имена существительные в единственном числе обозначают ….(один предмет)

Имена существительные во множественном числе обозначают (2 и более предметов)

(СЛАЙД 3)

При изменении числа имени существительного изменяется его..(форма) (СЛАЙД 4)

Имена существительные бывают собственными и нарицательными (СЛАЙД 5)

Есть имена существительные которые употребляются только ( в одном числе, либо только в ед. Ч, либо только во мн.ч)

Посмотрите внимательно на эту схему.

И так, попробуем сформулировать тему нашего урока .(АРИНА)все что мы изучили по теме имя существительное)

Правильно ребята !

Записываю на доске

тема нашего урока “Обобщение и повторение об имени существительном”

Открываю СЛАЙД №5

Ребята, а как вы считаете,  какая учебная задача нашего урока? (МАКСИМ БОНДАРЕВ)(уметь отличать имена существительные от других слов, уметь различать имена собственные от нарицательных, уметь изменять имена существительные по числах,  различать одушевленные от неодушевленных)

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!

  Мы сегодня  с вами отправимся   в парк имени существительного, где все повторим и закрепим.

 СЛАЙД 6(ЧИТАЕТ Сергеева Марта) Уважаемые посетители парка имени существительного! В нашем парке вас ждем много интересных заданий. Будьте внимательны, активны и дружелюбны. В парке надо пользоваться только правильными, красивыми и точными именами существительными. Добро пожаловать, друзья!

Откройте учебник На стр.67 Упражнение №2

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ “ЛИШНЕЕ СЛОВО”   (читает задание  Даниил) Какое правило мы помним (имена существительные отвечают на вопрос кто? Что?)

 Задание всем понятно? Начинаем работать.(2 мин.) Проверим, что у вас получилось.

Дети по очереди называют слова, озвучивают вопрос на какое оно отвечает и вызываю сл.

Молодцы, ребята.

ДАЛЬШЕ ПРОДВИГАЕМСЯ. СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ “ПУТАНИЦА”(СЛАЙД 7)

 Прочитате. Запишите предложения.  Над каждым  именем  существительным запишите   часть речи .  Назовите   начальную форму имени существительного  и признаки имен существительных, одушевленными или неодушевленными они являются.

У речки на пригорке , чья это норка? Зовут хозяйку тоже норка.

Кто был внимательный, какие имена существительные  повторяются? Что вы можете сказать об одних и тех же словах (норка)(Эти слова пишутся одинаково, но имеют разное значение. В первом предложении слово норка- это жилище для зверька, а во втором предложении слово норка- это название животного)Поэтому, что ы можете сказать?В первом предложение слово норка_жилище зверька, неодуш имя существительное, а во втором предложение-это название животного, одушевл. Имя существительное.

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ “НАЙДИ ОШИБКИ”(СЛАЙД 8)

 Ребята, один ученик написал под диктовку  вот такие предложения . Какое правило он не знает. Давайте исправим ошибки и запишем правильно.  

Хороши груши в корзине у гриши. Собака  шарик поймал воздушный шарик. Улетел орел за город орел.

Запишите правильно  предложения  , подчеркните орфограммы  в  именах  собственных. Какая это орфограмма(первая, заглавная буква)

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ “ПОРА ПО ПАРАМ”  Кто желает поработать

 (ВЫходит Арина) Твоя задача для каждого имени существительного найти пару , чтобы получились правильные словосочетания. Все понятно.

 Ребята, справилась ли Арина с заданием?

Молодец. Присаживайся.

Какие нарицательные имена существительные?

Какие собствееные?

Вы наверное немножечко устали. Предлагаю провести физкультминутку.

Раз- подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головую три кивка.

На четыре- руки шире, шире, шире,

Пять- руками помохать,

Шесть- на место нужно сесть.

Продвигаемся дальше.  Следующее задание  “Зоркий глаз”  Работаем  в паре. Раздаточный материал.

Положите перед собой карточку , внимательно изучите. В предложенном наборе букв найдите 6 слов и обведите их. НАШЛИ? Запишите  эти слова через запятую в свои рабочие тетради.Записываем. Для каждого слова подберите  проверочное слово, если оно есть и запишите, поставьте над каждым словом   ударение, подчеркните орфограммы. Даю  вам 3 минуты . Кто справится с заданием, сообщите мне подняв руки.

Запишите в первый столбик все имена существительные в единственном числе, во второй столбик во множественном числе. 9Даю еще одну минутку) .

С одним из слов запишите предложение , подчерните главные члены , подлежащее и сказуемое. (ДАЮ ЕЩЕ ОДНУ МИНУТКУ)

ОБМЕНЯЙТЕСЬ ТЕТРАДЯМИ С СОСЕДОМ ПО ПАРТЕ, ПРОВЕРЯЕМ РАБОТЫ.

  ПРОВЕРКА.  Какие слова нашли в первой строчке?(вьюга, зверек) (Я ЗАПИСЫВАЮ)Какие орфограммы? В слове вьюга- орфограмма разделительный мягкий знак, в слове зверек- безударная гласная слова  в корне  -е-, проверочное слово -зверь-

Во второй строчке ? (сугроб, рыбки).(ЗАПИСЫВАЮ) Орфограммы : сугроб- орфограмма на конце слова согласный звук -б-, слышим -п-, а пишем -б-,  проверочное слово- сугробы, рыбка- орфограмма в корне слова, слышим звук -п-, а пишем -б-, -, проверочное слово -рыба)

В третьей строчке ?(лисица , молоко) ЗАПИСЫВАЮ. . Орфограммы: .В слове лисица  - первая гласная -и- безударная, находим проверочное слово, чтобы гласная  -и- стала ударной - лисы, в слове молоко - словарное слово, орфограммы первая и вторая гласная -о- )

Какие имена существительные вы записали в единственном числе?? (ВЬЮГА, ЗВЕРЕК, СУГРОБ, ЛИСИЦА, МОЛОКО), во второй столбик записали  слово  во множественном числе (РЫБКИ)

А что вы можете сказать про слово молоко?(Это слово может употребляться только в единственном числе)

Какие предложения вы составили с одним из предложенных слов?(ЗАЧИТЫВАЮТ ДВА ЧЕЛОВЕКА, ОПРЕДЕЛЯТ ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)

ВОЗЬМИТЕ ПРОСТОЙ КАРАНДАШ И ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕГО СОСЕДА.

Давайте еще раз вспомним , как мы оцениваем выполнение работ. Задание выполено без ошибок- 5, одна и две ошибки-4, 3 и 4 ошибки- это 3, 5 и более ошибок-это совсем плохо, 2. Надеюсь, что все справились с заданием. Возвращаем тетради обратно. ВПосе урока выставлю всем отметки в журнал.

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ “ОДИН-МНОГО” РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ. РАЗДАТЬ ЛИСТЫ.

Задание “Один-много” Работа по вариантам. В каждом варианты по 5 учеников. У вас на листах записаны имена существительные в единственном числе. .  Ваша задача, записать имена существительные в форме множественного числа. Первый ученик записывает и сразу передает другому. Последний ученик записывает свое слово и передает работу первому ученику своего варианта . Все понятно. Никто никому не подсказывает. Работаем не на скорость, кто быстрее, а чей вариант правильно выполнит задание.

Все понятно. Начали. Проверяем. Зачитываем по вариантам, а все остальные капитаны команд проверяют.

Молодцы. Все справились с заданием.

ПРОДВИГАЕМСЯ ДАЛЬШЕ. СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ “РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО”

  Внимательно меня слушайте. Я буду называть вам имена существительные, вы должны это слово  изменять по числам.  (например, машина- в единственном числе,  значит машины, мн число)   Посмотрим, кто  попадется, все ли знают  правила.

Дерево, аллея,  сороки, еж, воздух, санки, бельчонок, качели, цветы, книги, иней, брюки, ветер(ветры)

 

Наша прогулка по парку имен существительных подходит  к концу.

Пришло время подвести итоги.

О какой части речи шла сегодня речь на уроке? ( ШАРИФ )0б имени существительном.

Сейчас мы попробуем с вами обобщить все знания, которые повторяли сегодня.

 И так, завершает нашу прогулку задание “Колесо обозрения” Кто желает подвести итоги нашего урока?(МАКСИМ БОНДАРЕВ) (ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВИТЬ АПС)

    Рефлексия.

И так, наш урок подходит к концу. Как вы считаете:

  1. Как вы работали сегодня на уроке?(отлично, хорошо)
  2. Что было интересного?(разные ответы)
  3. Чему научились?(ЕЩЕ Раз повторили и закрепили все что изучили на уроках раньше об имени существительном)
  4. КАк вы считаете мы смогли выполнить  учебную  задачу, которую   ставили в начале урока ?(ДА, КОНЕЧНО)

МОЛОДЦЫ!

А сейчас , каждый из вас должен оценить себя на уроке, как вы справились с заданиями,  все ли вас получилось. Напоминаю,  Зелая карточка- у меня сегодня все было на отлично, синяя – не все получилось, буду стараться, красная- тревожная карточка,  надо над этой темой еще поработать.

Молодцы, ребята.  Я очень рада, что вы все справились с заданиями.  Желаю вам в дальнейшем отличных знаний.

Урок окончен. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

М е дведь, б е реза, с и ница, о сина

Слайд 7

ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ .

Слайд 8

Уважаемые посетители парка имени существительного! В нашем парке вас ждем много интересных игр. Будьте внимательны, активны и дружелюбны. В нем надо пользоваться только правильными, красивыми и точными именами существительными. Добро пожаловать, друзья!

Слайд 9

Упражнение 2 Прочитайте. Запишите только все имена существительные. Объясните свой ответ. Мороз, морозный, рисовать, рисунок, играть, игра, шофер, фамилия, имя , зеленый, зелень, художник.

Слайд 10

Упражнение 3 Прочитайте. Запишите предложения. Над каждым именем существительным запишите часть речи. Назовите начальную форму имени существительного и их признаки , одушевленными или неодушевленными они являются. У речки на пригорке, чья это норка? Зовут хозяйку тоже норка.

Слайд 11

Хороши груши в корзине у гриши . Собака шарик поймал воздушный шарик. Улетел орел за город орел.

Слайд 12

Задание «Пора по парам»

Слайд 13

Задание «Зоркий глаз» работа в парах.

Слайд 14

Задание «Один-много»

Слайд 15

Задание «Раз словечко, два словечко»

Слайд 16

Задание «Колесо обозрения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....