Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Ольга Сергеевна Голосняк

Рабочая программа "Русский язык" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pr._russkiy.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зарянская школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №____________

от «_____»_______ 2022 г.

Председатель МО

________ /А.В. Котляр/

ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________ И. С. Ченгалова

«______»_______ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Зарянская школа»

____________ В. Д. Цололо

«_____»__________ 2022 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса)

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть):

базовый, расширенный, углубленный, профильный

для 3 класса

Количество часов по учебному плану:

204 в год; 6 в неделю.

Составлена в соответствии с программой

(название и авторы программы):

Основная образовательная программа начального общего образования

(Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571)

Учебник:        Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях.  В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий,– 13-е изд., стер. –Москва: Просвещение, 2022. – (Школа России).

Автор-составитель:

Учитель: Голосняк Ольга Сергеевна

2022-2023 уч. год

с. Заря

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ГОС НОО)[1], а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа, народа Донецкой Народной Республики и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Донецкой Народной Республики, Российской Федерации о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, Донецкой Народной Республики; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.

Примерная рабочая программа позволит учителю:

  1. реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ГОС НОО;
  2. определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, Примерной программой воспитания;
  3. разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов / тем курса.

В программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения младшими школьниками предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».

Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, даёт примерный объём учебных часов для изучения разделов и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей младших школьников.

Примерная рабочая программа не ограничивает творческую инициативу учителя и предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части содержания курса.

Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

 Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», — 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе — 165 ч, во 2—4 классах — по 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

3 КЛАСС

Сведения о русском языке

Русский язык как государственный язык Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика

Звуки русского языка: гласный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, парный / непарный, согласный глухой / звонкий, парный / непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Повторение: лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).

Морфология

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

  • разделительный твёрдый знак;
  • непроизносимые согласные в корне слова;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.

Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

  • сравнивать грамматические признаки разных частей речи;
  • сравнивать тему и основную мысль текста;
  • сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение); сравнивать прямое и переносное значение слова;
  • группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
  • объединять имена существительные в группы по определённому признаку (например, род или число);
  • определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;
  • ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.

Базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных учителем критериев;
  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения текста;
  • высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
  • выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев).

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования;
  • анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение:

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
  • создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
  • корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
  • при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — Донецкой Народной Республике, России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и Донецкой Народной Республики и языка межнационального общения народов России и Донецкой Народной Республики;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 КЛАСС

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Донецкой Народной Республики, Российской Федерации;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • определять значение слова в тексте;
  • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • различать предлоги и приставки;
  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
  • правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
  • формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
  • определять ключевые слова в тексте;
  • определять тему текста и основную мысль текста;
  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
  • составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
  • писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов (на тему)

В том числе на:

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Практические работы

Контрольные работы

Язык и речь

2 ч

Текст. Предложение. Словосочетание.

23ч

1

Слово в языке и речи

26ч

1

Состав слова

53ч

2

Части речи

100ч

6

Итого:

204

10

Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

В том числе на:

Дата изучения

Практические работы

Контрольные работы

 Тема 1. Язык и речь.  (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение.

1

-

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

1

-

Тема 2. Текст. Предложение. Словосочетание. (23ч)

Текст. Признаки текста.

1

Текст. Построение текста.

1

Типы текстов.

1

Типы текстов.

1

Предложение.

1

Виды предложений по цели высказывания.

1

. предложений по цели высказывания.

1

Виды предложений по    интонации.

1

Знаки препинания в конце предложений.

1

Предложения с обращением.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Упражнение в разборе предложений по членам предложений.

1

Упражнение в разборе предложений по членам предложений.

1

Простое предложение.

1

Сложное предложение.

1

Сложное предложение.

1

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение главного и зависимого слов при помощи вопроса.

1

Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

1

1

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

1

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

1

Тема 3. Слово в языке и речи (26ч)

Слово и его лексическое значение.

1

Слова однозначные и многозначные.

1

Синонимы.

1

Антонимы

1

Омонимы

1

Слово и словосочетание

1

Фразеологизмы.

1

Значение фразеологизмов и их использование.

1

Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

1

Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

1

Работа над ошибками изложения.

1

Однокоренные слова.

1

Слог, звуки и буквы.

1

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

1

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1

Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

1

Работа над ошибками диктанта. Проект «Рассказ о слове».

1

Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам.

1

Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам.

1

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

Тема 4. Состав слова (53ч)

Однокоренные слова. Корень слова.

1

Чередование согласных в корне.

1

Чередование согласных в корне.

1

Сложные слова.

1

Формы слова. Окончание.

1

Окончание и его роль в слове,  в словосочетании и в предложении.

1

Окончание и его роль в слове,  в словосочетании и в предложении.

1

Обобщение знаний о корне и окончании.

1

Приставка(общее понятие).

1

Приставка – значимая часть слова.

1

Обобщение  знаний о роли приставок.

1

Суффикс (общее понятие)

1

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

1

Анализ репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

1

Основа слова. Разбор слова по составу.

1

Обобщение знаний о составе слова.

1

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Подробное изложение повествовательного текста.

1

Работа над ошибками изложения.

1

Проверочная работа на тему «Состав слова».

1

1

Анализ проверочной работы. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

1

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

1

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

1

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

1

Правописание слов с парными согласными в корне.

1

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

1

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне.

1

Правописание слов с парными согласными на конце слов.

1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне.

1

Правописание слов с непроверяемой согласной в корне

1

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

1

Работа над ошибками допущенными в изложении. Закрепление знаний учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Слова с непроверяемым написанием.

1

Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек

1

Упражнение в правописании суффиксов.

1

Правописание слов с приставками.

1

Упражнение в правописании значимых частей слова.

1

Приставки и предлоги.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Контрольный диктант по теме «Правописание частей речи».

1

1

Работа над ошибками контрольного диктанта.

1

Слова с разделительным твердым знаком.

1

  1. 9

Написание слов с разделительным твердым знаком.

1

  1. 9

Упражнение в написании слов с разделительным мягким и твердым знаками.

1

  1. 9

Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

  1. 9

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

  1. 9

Закрепление изученного.

1

Части речи (100ч)

Части речи.

1

Значение и употребление имен существительных в речи.

1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Представление об устаревших словах в русском языке.

1

Изложение повествовательного текста.

1

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные имена существительные.

1

Нарицательные имена существительные.

1

Правописание имен собственных.

1

Проект «Тайна имени».

1

Изменение имен существительных по числам.

1

Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

Упражнение по развитию речи (письмо по памяти).

1

  1. 1

Род имен существительных

1

Определение рода имен существительных в косвенных падежах

1

Имена существительные общего рода

1

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

1

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

1

1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Подробное изложение повествовательного характера.

1

Изменение имен существительных по падежам.

1

Упражнение в определении падежей имен существительных.

1

Несклоняемые имена существительные.

1

 Ознакомление и анализ репродукции картины

И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

Именительный падеж имен существительных.

1

Родительный падеж имен существительных.

1

Дательный падеж имен существительных.

1

Винительный падеж имен существительных.

1

Упражнение в распознавании изученных  падежей имен существительных.

1

Творительный падеж  имен  существительных.

1

Предложный падеж имен существительных.

1

Подробное изложение повествовательного текста

1

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний  о  падежах имен существительных

1

Проверочный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1

1

  1. 3

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы»

1

Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения. Проект «Зимняя» страничка».

1

Понятие об имени прилагательном как части речи

1

Связь имен прилагательных с именами существительными.

Роль имен прилагательных в тексте.

1

Сложные прилагательные (общее представление).

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

1

Художественное и научное описание (общее знакомство.) Использование имен прилагательных в тексте –описании.

1

Составление научного ( или художественного) текста-описания растения.

1

Род имен прилагательных.

1

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.

1

Родовые окончания имен прилагательных.

1

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

Изменение имен прилагательных по числам

1

Правописание имен прилагательных.  Составление текста-описания о животном.

1

Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление)

1

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного  как части речи .

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»

1

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

1

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

1

Морфологический разбор местоимений.

1

Ознакомление с особенностями текста-письма.

1

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

1

Понятие о глаголе как части речи.

1

Значение и употребление глаголов в речи.

1

Число. Изменение глаголов по числам.

1

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

Начальная (неопределенная) форма глагола.

1

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.

1

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

1

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

1

Времена глаголов

1

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.

1

Изменение глаголов по временам.

1

Упражнение в изменении глагола по временам

1

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам.

1

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Родовые окончания глаголов.

1

Составление текста из деформированных предложений.

1

Частица не с глаголами.

1

Правописание частицы не с глаголами.

1

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

1

Проверочная работа по теме «Времена глаголов»

1

1

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

1

Анализ контрольной работы.

1

Предложение. Состав предложения. Виды предложений.

1

Однокоренные слова.

1

Части речи.

1

Правописание слов с ударными и безударными гласными.

1

Состав слова.

1

  1. 1

Падеж имен прилагательных.

1

  1. 1

Итоговый контрольный диктант.

1

  1. 1

Формы имен прилагательных.

1

  1. 1

Повторение. Местоимение.

1

  1. 1

Повторение и обобщение знаний о глаголе.

1

  1. 1

Подробное изложение повествовательного текста.

1

  1. 1

Правописание слов с парными согласными в корне слов.

1

  1. 1

Правописание слов с парными согласными на конце слов.

1

  1. 1

Повторение и обобщение знаний о тексте.

1

Итого:

204

10

194


[1] Утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 21-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...