Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зарянская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол №____________ от «_____»_______ 2022 г. Председатель МО ________ /А.В. Котляр/ | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ И. С. Ченгалова «______»_______ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Зарянская школа» ____________ В. Д. Цололо «_____»__________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «РУССКИЙ ЯЗЫК» уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть): базовый, расширенный, углубленный, профильный для 3 класса Количество часов по учебному плану: 204 в год; 6 в неделю. Составлена в соответствии с программой (название и авторы программы): Основная образовательная программа начального общего образования (Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571) Учебник: Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,– 13-е изд., стер. –Москва: Просвещение, 2022. – (Школа России). Автор-составитель: Учитель: Голосняк Ольга Сергеевна 2022-2023 уч. год с. Заря |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ГОС НОО)[1], а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа, народа Донецкой Народной Республики и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Донецкой Народной Республики, Российской Федерации о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, Донецкой Народной Республики; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю начальных классов в создании рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.
Примерная рабочая программа позволит учителю:
- реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ГОС НОО;
- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, Примерной программой воспитания;
- разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов / тем курса.
В программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения младшими школьниками предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, даёт примерный объём учебных часов для изучения разделов и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Примерная рабочая программа не ограничивает творческую инициативу учителя и предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части содержания курса.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», — 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе — 165 ч, во 2—4 классах — по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Донецкой Народной Республики, Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, парный / непарный, согласный глухой / звонкий, парный / непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- сравнивать грамматические признаки разных частей речи;
- сравнивать тему и основную мысль текста;
- сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение); сравнивать прямое и переносное значение слова;
- группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
- объединять имена существительные в группы по определённому признаку (например, род или число);
- определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;
- ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных учителем критериев;
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения текста;
- высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
- выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев).
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования;
- анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
- корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
- при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — Донецкой Народной Республике, России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и Донецкой Народной Республики и языка межнационального общения народов России и Донецкой Народной Республики;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- объяснять значение русского языка как государственного языка Донецкой Народной Республики, Российской Федерации;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
- определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- определять значение слова в тексте;
- распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
- распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
- распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
- различать предлоги и приставки;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
- правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
- формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
- определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
- определять ключевые слова в тексте;
- определять тему текста и основную мысль текста;
- выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
- составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
- писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
- объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
- уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (на тему) | В том числе на: | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
Язык и речь | 2 ч | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание. | 23ч | 1 | |||
Слово в языке и речи | 26ч | 1 | |||
Состав слова | 53ч | 2 | |||
Части речи | 100ч | 6 | |||
Итого: | 204 | 10 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | В том числе на: | Дата изучения | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
Тема 1. Язык и речь. (2 ч) | |||||
Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | - | |||
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | - | |||
Тема 2. Текст. Предложение. Словосочетание. (23ч) | |||||
Текст. Признаки текста. | 1 | ||||
Текст. Построение текста. | 1 | ||||
Типы текстов. | 1 | ||||
Типы текстов. | 1 | ||||
Предложение. | 1 | ||||
Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||||
. предложений по цели высказывания. | 1 | ||||
Виды предложений по интонации. | 1 | ||||
Знаки препинания в конце предложений. | 1 | ||||
Предложения с обращением. | 1 | ||||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||||
Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||||
Упражнение в разборе предложений по членам предложений. | 1 | ||||
Упражнение в разборе предложений по членам предложений. | 1 | ||||
Простое предложение. | 1 | ||||
Сложное предложение. | 1 | ||||
Сложное предложение. | 1 | ||||
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение главного и зависимого слов при помощи вопроса. | 1 | ||||
Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | 1 | 1 | |||
Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | ||||
Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | ||||
Тема 3. Слово в языке и речи (26ч) | |||||
Слово и его лексическое значение. | 1 | ||||
Слова однозначные и многозначные. | 1 | ||||
Синонимы. | 1 | ||||
Антонимы | 1 | ||||
Омонимы | 1 | ||||
Слово и словосочетание | 1 | ||||
Фразеологизмы. | 1 | ||||
Значение фразеологизмов и их использование. | 1 | ||||
Подробное изложение после зрительного восприятия текста. | 1 | ||||
Подробное изложение после зрительного восприятия текста. | 1 | ||||
Работа над ошибками изложения. | 1 | ||||
Однокоренные слова. | 1 | ||||
Слог, звуки и буквы. | 1 | ||||
Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | ||||
Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 | ||||
Согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | ||||
Согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | ||||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 1 | ||||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 1 | ||||
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком. | 1 | ||||
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с мягким разделительным знаком. | 1 | ||||
Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками диктанта. Проект «Рассказ о слове». | 1 | ||||
Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | ||||
Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | ||||
Тема 4. Состав слова (53ч) | |||||
Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | ||||
Чередование согласных в корне. | 1 | ||||
Чередование согласных в корне. | 1 | ||||
Сложные слова. | 1 | ||||
Формы слова. Окончание. | 1 | ||||
Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. | 1 | ||||
Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. | 1 | ||||
Обобщение знаний о корне и окончании. | 1 | ||||
Приставка(общее понятие). | 1 | ||||
Приставка – значимая часть слова. | 1 | ||||
Обобщение знаний о роли приставок. | 1 | ||||
Суффикс (общее понятие) | 1 | ||||
Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | ||||
Анализ репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||||
Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||||
Основа слова. Разбор слова по составу. | 1 | ||||
Обобщение знаний о составе слова. | 1 | ||||
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
Работа над ошибками изложения. | 1 | ||||
Проверочная работа на тему «Состав слова». | 1 | 1 | |||
Анализ проверочной работы. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | ||||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||||
Два способа проверки слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||||
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | ||||
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | ||||
Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | 1 | ||||
Правописание слов с парными согласными в корне. | 1 | ||||
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. | 1 | ||||
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласным в корне. | 1 | ||||
Правописание слов с парными согласными на конце слов. | 1 | ||||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов. | 1 | ||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||||
Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне. | 1 | ||||
Правописание слов с непроверяемой согласной в корне | 1 | ||||
Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | ||||
Работа над ошибками допущенными в изложении. Закрепление знаний учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной. | 1 | ||||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | ||||
Слова с непроверяемым написанием. | 1 | ||||
Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек | 1 | ||||
Упражнение в правописании суффиксов. | 1 | ||||
Правописание слов с приставками. | 1 | ||||
Упражнение в правописании значимых частей слова. | 1 | ||||
Приставки и предлоги. | 1 | ||||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||||
Контрольный диктант по теме «Правописание частей речи». | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками контрольного диктанта. | 1 | ||||
Слова с разделительным твердым знаком. | 1 | ||||
| Написание слов с разделительным твердым знаком. | 1 | |||
| Упражнение в написании слов с разделительным мягким и твердым знаками. | 1 | |||
| Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | |||
| Закрепление изученного. | 1 | |||
Части речи (100ч) | |||||
Части речи. | 1 | ||||
Значение и употребление имен существительных в речи. | 1 | ||||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | ||||
Представление об устаревших словах в русском языке. | 1 | ||||
Изложение повествовательного текста. | 1 | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные имена существительные. | 1 | ||||
Нарицательные имена существительные. | 1 | ||||
Правописание имен собственных. | 1 | ||||
Проект «Тайна имени». | 1 | ||||
Изменение имен существительных по числам. | 1 | ||||
Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | ||||
Упражнение по развитию речи (письмо по памяти). | 1 | ||||
| Род имен существительных | 1 | |||
Определение рода имен существительных в косвенных падежах | 1 | ||||
Имена существительные общего рода | 1 | ||||
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | ||||
Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 | ||||
Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||||
Подробное изложение повествовательного характера. | 1 | ||||
Изменение имен существительных по падежам. | 1 | ||||
Упражнение в определении падежей имен существительных. | 1 | ||||
Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||||
Ознакомление и анализ репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | ||||
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | ||||
Именительный падеж имен существительных. | 1 | ||||
Родительный падеж имен существительных. | 1 | ||||
Дательный падеж имен существительных. | 1 | ||||
Винительный падеж имен существительных. | 1 | ||||
Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных. | 1 | ||||
Творительный падеж имен существительных. | 1 | ||||
Предложный падеж имен существительных. | 1 | ||||
Подробное изложение повествовательного текста | 1 | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний о падежах имен существительных | 1 | ||||
Проверочный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | 1 | |||
| Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы» | 1 | |||
Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения. Проект «Зимняя» страничка». | 1 | ||||
Понятие об имени прилагательном как части речи | 1 | ||||
Связь имен прилагательных с именами существительными. Роль имен прилагательных в тексте. | 1 | ||||
Сложные прилагательные (общее представление). Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | ||||
Художественное и научное описание (общее знакомство.) Использование имен прилагательных в тексте –описании. | 1 | ||||
Составление научного ( или художественного) текста-описания растения. | 1 | ||||
Род имен прилагательных. | 1 | ||||
Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | ||||
Родовые окончания имен прилагательных. | 1 | ||||
Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | ||||
Изменение имен прилагательных по числам | 1 | ||||
Правописание имен прилагательных. Составление текста-описания о животном. | 1 | ||||
Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) | 1 | ||||
Упражнение в определении падежа имен прилагательных. | 1 | ||||
Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи . | 1 | ||||
Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | ||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||
Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | ||||
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||||
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. | 1 | ||||
Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | ||||
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. | 1 | ||||
Морфологический разбор местоимений. | 1 | ||||
Ознакомление с особенностями текста-письма. | 1 | ||||
Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | 1 | |||
Понятие о глаголе как части речи. | 1 | ||||
Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | ||||
Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | ||||
Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | ||||
Начальная (неопределенная) форма глагола. | 1 | ||||
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме. | 1 | ||||
Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | ||||
Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. | 1 | ||||
Времена глаголов | 1 | ||||
Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. | 1 | ||||
Изменение глаголов по временам. | 1 | ||||
Упражнение в изменении глагола по временам | 1 | ||||
Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам. | 1 | ||||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | ||||
Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||||
Родовые окончания глаголов. | 1 | ||||
Составление текста из деформированных предложений. | 1 | ||||
Частица не с глаголами. | 1 | ||||
Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||||
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | ||||
Проверочная работа по теме «Времена глаголов» | 1 | 1 | |||
Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | 1 | |||
Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
Предложение. Состав предложения. Виды предложений. | 1 | ||||
Однокоренные слова. | 1 | ||||
Части речи. | 1 | ||||
Правописание слов с ударными и безударными гласными. | 1 | ||||
Состав слова. | 1 | ||||
| Падеж имен прилагательных. | 1 | |||
| Итоговый контрольный диктант. | 1 | |||
| Формы имен прилагательных. | 1 | |||
| Повторение. Местоимение. | 1 | |||
| Повторение и обобщение знаний о глаголе. | 1 | |||
| Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | |||
| Правописание слов с парными согласными в корне слов. | 1 | |||
| Правописание слов с парными согласными на конце слов. | 1 | |||
| Повторение и обобщение знаний о тексте. | 1 | |||
Итого: | 204 | 10 | 194 |
[1] Утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 года № 21-НП (зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05 апреля 2022 № 5053).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-73774-1423669672.jpg)
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328110-1382885769.jpg)
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-242157-1367519323.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/20/picture-807041-1471669837.jpg)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...