Урок русского языка. 1 класс. УМК«Планета знаний» Тема: Шипящие согласные звуки.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока русского языка    "Шипящие согласные звуки.   Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass_s_uud.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 1 класс.  УМК«Планета знаний»

Тема:   Шипящие согласные звуки.                                                                                                                            Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.

Цели урока:

1.Образовательная.

 Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, формировать умения правильно писать сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Продолжить формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.

2.Развивающая.

Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха, каллиграфически правильного почерка.

3.Воспитывающая.  

Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Структура урока: комбинированный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная
  • Фронтальная

Планируемые  результаты:

Предметные:

- повышение активности учащихся  на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной оценки.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение.

Коммуникативные: контролировать действия партнера, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, ,                                                                                                            учебник «Русский язык» Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной,  рабочая тетрадь №2


Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Рефлексия

Добрый день, дорогие ребята.

 Готовы вы к уроку?

Динь – динь -  динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

Покажите карточку, соответствующую вашему настроению.

Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

( На слайде весенний пейзаж  Звучит музыка «Лесной ручей»)                                                                             Лицом к весне                                       Потихоньку
Снег сошёл,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще -
Птичьим стаям,
На деревьях -
Лепесткам,
Клейким
И пахучим,
В синем небе -
Облакам,
Лёгким
И летучим.

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу.

Стихотворение

читает учитель.

Приветствие учителя.

Да.

Хором вместе с учителем проговаривают.

Дети показывают одну из карточек (солнышко, тучка, солнце за тучкой)

                                       Ответы детей.

Личностные (смыслообразование)

Регулятивные

(целеполагание)

Личностные (нравственно-

этическое

оценивание)

Постановка темы урока

Сегодня на уроке русского языка мы совершим прогулку в весенний лес, посмотрим, что происходит на окраине деревни, будем повторять слова с  буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу чк-чн-щн. Совместим  работу с отдыхом. За работу!

Формулирует учебную задачу.

Минутка чистописания  

Проверяем посадку.                                                          Я тетрадочку возьму,                                                    уголочком положу.                                                                 А теперь её открою,                                                                и опять писать начну.

Возьмите ручку, поставьте на локоток, проверьте как держите. Записываем число, классная работа.

Графический диктант:

 ж, ш,ч,щ; «Ставлю ручку на 1/3 сверху рабочей строки …» и т.д.

Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами.

Проверка: проговариваем . Подчеркните ту букву, которую вы считаете написали правильно.

Раздели их на две группы.

юл,юв,юр,юс

Рассмотрите написание сочетаний. Какое сочетание лишнее (обратите внимание на место соединения букв)

Назовите сочетание с нижним соединением,                     с верхним.

Какие из сочетаний можно выполнять средним и верхним соединением?

Комментируем написание сочетания юл. Ручки ставим на точку на экране.(комментируем) (На экране последовательно появляются элементы букв)

А теперь пишем в тетради.

Аналогично   юв, юр, юс.

«Природа» (на слайде записано слово природа письменными буквами)

Прочитайте слово. Что оно  обозначает?

В слове  природа  отметь все элементы:

  ×  

Работаем в паре.

Проверка:   Покажите на экране в слове природа гнёздышки, шалашики, соединения на середине, на 1\3 сверху и снизу рабочей строки.

(Проверка у доски:  вызываю по одному ученику. Ученик показывает место, а на слайде по щелчку появляются значки.)

Проверьте, всё ли отмечено у вас, исправьте ошибки. Поставьте плюсы, если всё правильно.

Учитель проговаривает алгоритм написания букв.

Предлагает оценить работу.

Предлагает разделить буквы на две группы.

Предлагает выбрать лишнее сочетание, с нижним соединением, с верхним,  .

Учитель проговаривает алгоритм написания букв.

Организует работу со словом «природа»

Просит детей оценить выполненное задание.

 

Дети  проговаривают, открывают тетради и записывают число, классная работа.

Дети пишут за учителем.

Шипящие согласные

Дети проговаривают алгоритм написания букв.

 Всегда твёрдые, всегда мягкие

                                           

юл - соединение на 1/3 снизу рабочей строки            

с нижним-юл                    с верхним-юв, юр, юс

юр, юс

Дети проговаривают алгоритм и пишут в воздухе.

Пишут в тетради.

Ответы детей (Природа – это все, что нас окружает).

В тетради в  записанном учителем заранее слове природа отмечают самостоятельно все элементы.

Ученик выходит к доске и показывает элементы.

Ставят + или -.(+ -правильный ответ, - неверный ответ.

     

Личностные

Регулятивные         (выполнять задание             по алгоритму)

Познавательные (логические)

Регулятивные  (самооценивание)

Познавательные (логические)

Коммуникативные (построение речевых          высказываний)

Познавательные (логические)

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные (построение речевых          высказываний)

Познавательные (знаково-символическое моделирование)

Комуникативные               (согласование            действий             с партнёром)

 Регулятивные(контроль     коррекция)

Регулятивные  (самопроверка и самооценивание)

Физминутка

       1 2 3 45

пошли пальчики гулять

этот пальчик в лес пошёл

этот пальчик гриб нашёл

этот пальчик жарить стал

      этот пальчик помогал

      ну а этот только ел

      оттого и потолстел

Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки учащихся.

Дети проговаривают стихотворение и выполняют действия.

Словарная работа  

Продолжаем прогулку и послушаем разговоры животных.                                                                        Узнайте по голосу. (Звучат звуки, которые издают корова, собака, медведь). ( После того, как дети назвали животное, на экране появляется картинки с изображениями этих  животных.)                                                                      Как одним словом назвать этих животных.                    Почему? Назовите отличительные признаки от других групп животных.                                                

                 

Назовите лишнее слово.

Запишите слова в тетрадь, вставьте безударную непроверяемую гласную, подчеркните орфограммы. (Начало задания пишем с заглавной буквы)

Самопроверка: Проверьте, поставьте плюсики. У кого три плюса. Молодцы!

Мы зашли в лес и услышали щебет птиц.

Узнайте по голосу.(Звучит голос  Как одним словом назвать этих животных. Почему? (Назовите отличительные признаки от других групп животных (тело покрыто перьями,2 ноги, 2 крыла)).

Запишите слова в тетрадь, вставьте безударную непроверяемую гласную, подчеркните орфограммы. (Продолжаем через запятую).

Самопроверка Проверьте, поставьте плюсики. у кого три плюса Молодцы!

А у кого были ошибки: запомните правильное написание слов и больше не допускайте ошибок!

Предлагает по голосу узнать животное, назвать отличительные признаки млекопитающих.

Организует работу  со словарными словами.

Просит детей оценить выполненное задание.

Просит детей оценить выполненное задание. Нацеливает на запоминание слов.

     

Называют животных.

Млекопитающие  Тело покрыто шерстью, 4 ноги, кормят детёнышей молоком

Медведь – дикое животное, а корова и собака-домашние.

                                       

Дети записывают словарные слова.

Познавательные  (логические,     общеучебные)

Коммуникативные

(построение речевых высказываний)

Познавательные (логические)

Регулятивные

(самопроверка и самооценивание)

Познавательные (логические, общеучебные)

Регулятивные

(самопроверка и самооценивание)

Физминутка

Очнулись деревья от зимнего сна.      (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону)

В апреле по лесу гуляет весна.            (кружимся на месте)

В овраге ручьи шаловливо звенят.      (ритмично хлопаем)

И с юга на родину птицы летят.            (машем руками «крылья», и бегаем)

Создание условий для психо-эмоциональной разгрузки учащихся.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия.

Работа по учебнику. Повторение изученного.

А что же нового весной в лесу? Сейчас узнаем.

Открываем учебник с.56. Упражнение 1 .          Прочитайте первое предложение. Какое правило нужно знать, чтобы вставить пропущенную букву?

В ч  ще пищ  т  галч  та.

О ком говорится в этом предложении?

(На слайде фото галчат в гнезде.)

В апреле – мае  большинство птиц выводят птенцов. Вот и появились птенцы галок - галчата. Галки обладают отличной памятью, они могут в течение долгих лет поднимать крик при виде человека, разорившего в детстве гнездо, и научить этому следующие поколения галчат.

Как мы должны вести себя в лесу?

Не берите в руки птенцов, родители могут после этого покинуть их.

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните все орфограммы.                                                              

Проверка. Поменяйтесь тетрадями.

Поставьте плюс, если всё отметили.

Организует работу по упражнению.

Напоминает о правилах поведения в лесу.

Предлагает выполнить взаимопроверку.

Просит детей оценить выполненное задание.

Открывают учебник, Ответы детей: ча-ща пиши с буквой а.                  

Ответы детей.

Отправляясь  в лес, нельзя трогать мелких животных, нельзя пугать птиц, нельзя  сгонять их с гнезд.

Записывают  предложение в тетрадь, подчеркивают все орфограммы.

Взаимопроверка.

Ставят +

Познавательные  (общеучебные)

Личностные      (нравственно-          этическое оценивание)

Коммуникативные      (работа в парах, взаимопроверка)

Регулятивные

(самопроверка и самооценивание)

Работа в тетради.

Выполняем упражнение 1 в тетради. с.14.                    Найди « слово в слове» и подчеркни его.        

Задание (читает учитель). Разберём первое слово: удача новое слово дача.

Работаете самостоятельно.

Проверка: удача новое слово-дача, ча-ща пиши с гласной а (далее по образцу)

Чело - (устаревшее слово) ср.лоб, часть головы от темени до бровей. Бить челом - кланяться, жаловаться, просить, благодарить.

Читает задание.

Организует работу с упражнением: показывает образец работы.

Знакомит с лексическим значением слова «чело».

Работают в тетрадях самостоятельно.

Познавательные (логические)

Регулятивные

(самопроверка и самооценивание)

Повторение изученного

(На слайде картинка окраины деревни с изображением дома с гнездом ласточек, на опушке под деревом - ежи, зайчата, мыши)

Солнечные лучи пригревают землю и на лужайку вышли погреться зверята, птицы обновляют и достраивают свои гнёзда. Рассмотрите внимательно. Кого вы узнали? Назовите.

Запишите названия животных и подчеркните орфограммы.

Найдите лишнее слово.

Проверка: (на слайде)   фронтально. Поставьте плюс.

 

Игра «Доскажи словечко» (на слайде стихотворение с пропусками орфограмм и букв)

  А сейчас мы с вами ещё раз  вспомним, с какими орфограммами сегодня работали.

        Мыши, ежики, ужи,  

     Лужи, крыши, и моржи.

Знаем твёрдо: жи и ши

пишем только с буквой и.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу,лечу, хочу.

Сочетания чу-щу 

пишем только с буквой у.

Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща и свеча.

Точно знаем: ча и ща

пишем только с гласной а.

      Точно, точка, стрелочка,

Тучка,срочно, белочка.
Где
чк-чн напишем

мягкий знак уже не пишем.

Организует работу по картине на слайде: описывает изображённое, задаёт вопросы.

Просит записать названия животных, найти лишнее  слово.

Просит детей оценить выполненное задание.

Читает текст, делая паузы на месте орфограмм.

Устные ответы: ласточки, ежи, зайчата, мыши.

Дети пишут в тетради: ласточки, ежи, зайчата, мыши.                     Лишнее-Ласточка-птица, ед.ч., ЧК

Ставят +

Дети договаривают:

жи и ши                            и

чу-щу 

у    

ча и ща

а

чк-чн

мягкий знак уже не пишем.

                             

Познавательные (логические)

Коммуникативные: умение объяснять свои действия.

Регулятивные (самопроверка и самооценивание)

Регулятивные ( освоение правил написания слов.

 Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению, но наше путешествие в мир природы не кончается. Слушайте песню весны, всматривайтесь в её краски и вы поймёте, о чём поют птицы, шепчут первые листочки, журчит ручей.                                                                    А теперь покажите, какое настроение у вас к завершению урока.

Объясните почему.

(Слайд с пожеланиями успехов)

Я улыбнусь вам, а вы мне. Я надеюсь, что мы с вами урок провели с пользой.

Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы.

Дети показывают карточку (солнышко или тучка или солнце за тучкой).

Устные объяснения.

Познавательные (общеучебные)

Регулятивные (оценка)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"

Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....

Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

  Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

Урок русского языка по программе "Планета Знаний" тема; Шипящие согласные

Материал представлен в виде презентации, содержит занимательне задания....

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш.».

Урок русского языка в 1 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС в форме технологической карты по программе "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме: Парные согласные звуки

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме: Парные согласные звуки,  поможет увлекательно и интересно провести урок, усвоить новый материал....

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...