Олимпиады для одаренных детей
олимпиадные задания по русскому языку

Светлана Андреевна Сайко

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Поэтому забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. 

Работать с одаренными детьми - огромный труд, так как каждый из них - личность, индивидуальность. Они неординарны, и работать с ними трудно, но в то же время интересно. Перед учителем стоит основная задача - способствовать совершенствованию личности ребенка повышенного уровня развития. Чем сильнее мышление, крепче память, богаче воображение, тем ученик успешнее, и каждый день приносит ему радость от процесса познания

Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся. Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

В данном материале предоставлены олимпиадные задания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon test_po_rus_yaz_4_kl.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_rks_yaz_4_klass.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiya.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiad_zadaniya_po_rus_yaz.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Олимпиада (осенняя сессия)

1. Расставьте верно ударение:

Шофёр, фарфор, приговор, звонит.

2. Кто эти животные?

Лёзок, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

3. Составь слова:

А О С Н В М Т К О  _________________

Б И Ь И Л У Н Д К  __________________

4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

 

Хвост

Перстень

Холод

Характер

Нервы

Жизнь

Трубы

Конфета

5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

Дождь лил                                            *                      как снег на голову

Скоро дело наладилось и пошло   *                      как сивый мерин

Я знал городские переулки             *                      как рыба в воде

Гости свалились                                  *                      как из ведра

Он всегда врёт                                    *                      как по маслу

У себя во дворе Мишка был           *                      как свои пять пальцев

6. Вспомни и правильно запиши пословицы.

Готовь лыжи летом…

Шайбы по весне считают…

Когда в соседях согласья нет…

7. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Лик + пена =  …

2. Иск + том =  …

3. Кожа + ворон =  …

8. Ответь на вопросы:                                                       

а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

б) Какую соль не кладут в суп?

в) Из какого крана не льётся вода?

г) Какой лук не режут в салат?

д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Олимпиада (зимняя сессия)

1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя …

2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

3.  Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.

4.  Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

кукла-

тьма-

кочан-

банка-

5.  Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?

б) Витя, не надо краба ртом трогать.

6.  Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться — …

б) Очень тесно — …

в) Усиленно думать над трудным вопросом — …

г) Хорошо запомнить — …..

7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.

а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

б) Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)

в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

8.  Поставь в словах знак ударения.

Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.

9.  Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад.

Ответы 

1. Змея, своя, я, извиваясь.

2. Лапа, пир, тир.

3.

4. кукла (1) — кулак(2)

тьма( 1 ) — мать (3)

кочан(2) — ночка (1)

банка (1) — кабан (2)

5. а) Маршак  б) Барто

6. А) Брать себя в руки.

    Б) Яблоку негде упасть.

    В) Ломать голову.

    Г) Зарубить себе на носу.

7. А) Шило в мешке не утаишь.

    Б) Яблоко от яблони недалеко падает.

    В) Мал золотник, да дорог.


8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха

9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец.

10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад. 

Олимпиада (весенняя сессия)

Тестовые задания (А)

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы (В)

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца — жар чувств;
Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост;

Творческие задания (С)

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Б

Б

А

А

А

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

В

В

Г

А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)



Предварительный просмотр:

Тестовые занятия

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца — жар чувств;
Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост;

Творческие задания

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Б

Б

А

А

А

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

В

В

Г

А



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Время для выполнения заданий – 80 минут

  1. Определите, какими звуками различаются слова мал – мял?

2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.

Б…ловать, зв…нит, вз…ла, бр…ла, ж…люзи, д…суг, кв…ртал, ст…ляр, ц…мент, щ…вель.

3. Укажите «третье лишнее» выражение. Объясните, почему данный фразеологизм является «третьим лишним».

1) а) хоть глаз выколи;

б) хоть пруд пруди;

в) хоть отбавляй.

2) а) души не чаять;

б) носить на руках;

в) сбывать с рук.

3) а) во весь дух;

б) во все лопатки;

в) во весь голос.

4. Запишите пары слов, которые являются синонимами, и отдельно пары слов, которые являются антонимами.

Труд – безделье. Громадный – маленький. Смеяться – хохотать. Разговорчивый – молчаливый. Громадный – большой. Труд – работа. Рыдать – смеяться. Молчаливый – безгласный.

5. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной статьѐй. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника?

КАШТАН, -а, м. Дерево семейства буковых, дающее плоды в виде крупного ореха светло-коричневой окраски; плод такого дерева. Цветут каштаны. Рвать каштаны. Плоды этого дерева. Жареные каштаны.

6. Решите языковую задачу.

Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и ответьте на вопросы.

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Укажите корни этих слов.

Что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?

7. Подберите и запишите слова, которые соответствуют данным схемам. Обозначьте, какими частями речи эти слова являются.

1) С _________а л и

2) Вы_________ишь

3) Мал________ий

4) ___________к а

5) ___________ов ая

8. Выпишите из стихотворения Ю. Яковлева глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать».

Мыли, мыли, мыли,

Смыли горы пыли.

Тѐрли, тѐрли, тѐрли,

Стѐкла перетѐрли.

Мелом, словно мылом,

Чисто их отмыли.

Может, синим небом

Окна застеклили?

9. Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложений. Определите, в прямом или переносном значении употреблѐн каждый глагол-сказуемое.

1) Дождь перестал. 2) От солнца же поднялась суета ветра, взъероши-лись деревья, забормотали травы и кустарники.

10. Расставьте знаки препинания.

1) Царевна Лебедь превращала его то в комара то в муху то в шмеля.

2) Злая жестокая бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец.

3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья и в муравья и в бабочку.

Максимально возможный балл – 58,5 баллов

КЛЮЧИ

1. Определите, какими звуками различаются слова мал – мял?

Ответ и критерии

Слова мал – мял различаются звуками [м] [м’].

За правильный ответ – 2 балла.

Итого: 2 балла.

2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте ударение.

Б…ловать, зв…нит, вз…ла, бр…ла, ж…люзи, д…суг, кв…ртал, ст…ляр, ц…мент, щ…вель.

Ответ и критерии

Баловать, звонит, взяла, брала, жалюзи, досуг, квартал, столяр, цемент, щавель.

За правильно поставленное ударение – 0,5 балла, за правильно вставленную букву – 0,1 балл.

Итого: 6 баллов

3. Укажите «третье лишнее» выражение. Объясните, почему данный фразеологизм является «третьим лишним».

1) а) хоть глаз выколи;

б) хоть пруд пруди;

в) хоть отбавляй.

2) а) души не чаять;

б) носить на руках;

в) сбывать с рук.

3) а) во весь дух;

б) во все лопатки;

в) во весь голос.

Ответ и критерии

1) а) хоть глаз выколи – темно (хоть пруд пруди, хоть отбавляй – много);

2) в) сбывать с рук – избавляться (души не чаять, носить на руках – сильно любить кого-либо);

3) в) во весь голос – громко (во весь дух, во все лопатки – очень быстро бежать, ехать, мчаться и т.п.).

За указание «третьего лишнего» выражения – по 0,5 балла. За объяснение каждого фразеологизма – по 0,5 балла.

Итого: 6 баллов

4. Найдите пары слов, которые являются синонимами, выпишите их. Затем выпишите пары слов, которые являются антонимами.

Труд – безделье. Громадный – маленький. Смеяться – хохотать. Разговорчивый – молчаливый. Громадный – большой. Труд – работа. Рыдать – смеяться. Молчаливый – безгласный.

Ответ и критерии

Слова-синонимы:

Громадный – большой. Молчаливый – безгласный. Труд – работа. Смеяться – хохотать.

Слова-антонимы:

Громадный – маленький. Разговорчивый – молчаливый. Труд – безделье. Рыдать – смеяться.

За каждую пару верно подобранных синонимов и антонимов – по 1 баллу.

Итого: 8 баллов.

5. Определите, какой тип словаря представлен данной словарной статьѐй. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этого источника?

КАШТАН, -а, м. Дерево семейства буковых, дающее плоды в виде крупного ореха светло-коричневой окраски; плод такого дерева. Цветут каштаны. Рвать каштаны. Плоды этого дерева. Жареные каштаны.

Ответ и критерии

Данная словарная статья взята из толкового словаря. В ней даѐтся толкование значения этого слова, указано ударение, имеется грамматическая помета – м. р. слова каштан.

(Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб., «Норинт», – 2000. – 1536 с).

За определение типа словаря – 3 балла, за краткую информацию о статье – 3 балла.

Итого: 6 баллов

6. Решите языковую задачу.

Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и ответьте на вопросы.

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон.

Можно ли назвать выделенные слова однокоренными? Укажите корни этих слов.

Что они обозначали раньше и каково их значение в современном языке?

Ответ и критерии

Выделенные слова однокоренные, корень – град (в значении: город).

Слово «город» первоначально значило «ограда, забор», затем – «огороженное место», потом – «город, крепость». «Град» в современном значении – «город».

«Ограда» – «укрепление вокруг города», «крепостная стена», в современном значении – «забор».

За определение слов как однокоренных и за указание корней слов – 0,5 балла, за определение устаревших значений – по 1 баллу за слово, за определение значений в современном языке – по 1 баллу за слово.

Итого: 7,5 баллов

7. Подберите и запишите слова, которые соответствуют данным схемам. Обозначьте, какими частями речи эти слова являются.

1) С _________а л и

2) Вы_________ишь

3) Мал________ий

4) ___________к а

5) ___________ов ая

Ответ и критерии

1) связали – глагол

2) выбежишь – глагол

3) маленький – прилагательное

4) ручка – существительное

5) кленовая – прилагательное

За правильно подобранные слова – по 0,5 балла, за определение частей речи – по 0,5 балла.

Итого: 5 баллов

8. Выпишите из стихотворения Ю. Яковлева глаголы, в которых приставка обозначает «закончить что-то делать».

Мыли, мыли, мыли,

Смыли горы пыли.

Тѐрли, тѐрли, тѐрли,

Стѐкла перетѐрли.

Мелом, словно мылом,

Чисто их отмыли.

Может, синим небом

Окна застеклили?

Ответ и критерии

Смыли, перетерли, отмыли, застеклили.

За каждый правильно выписанный глагол – по 1 баллу.

Итого: 4 балла.

9. Подчеркните грамматические основы 1-го и 2-го предложений. Определите, в прямом или переносном значении употреблѐн каждый глагол-сказуемое.

1) Дождь перестал. 2) От солнца же поднялась суета ветра, взъероши-лись деревья, забормотали травы и кустарники.

Ответ и критерии

1) Дождь перестал (прямое значение). 2) От солнца же поднялась (переносное значение) суета ветра, взъерошились (переносное значение) деревья, забормотали (переносное значение) травы и кустарники.

За правильное подчѐркивание грамматических основ – по 1 баллу в каждом предложении.

За определение прямого или переносного значения каждого глагола-сказуемого – по 1 баллу.

Итого: 8 баллов.

10. Расставьте знаки препинания.

1) Царевна Лебедь превращала его то в комара то в муху то в шмеля.

2) Злая жестокая бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец.

3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья и в муравья и в бабочку.

Ответ и критерии

1) Царевна Лебедь превращала его то в комара, то в муху, то в шмеля.

2) Злая, жестокая, бессердечная Снежная Королева похитила его и увезла в свой ледяной дворец.

3) Друг Кости Малинина превращался и в воробья, и в муравья, и в бабочку.

За правильную расстановку знаков препинания – по 2 балла за каждое предложение.

Итого: 6 баллов.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для учащихся

Ф.И.О ___________________________________________________________

Школа_______________________класс________________________________

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

        (А) палисадник;  (Б) камыш;  (В) заслонка;  

        (Г) посёлок;  (Д) укротитель.

2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

4.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

6.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки [а] и  [о].

Посмотрите, дом стоит,

 До краёв водой налит.

 Без окошек, но не мрачный

 С четырёх сторон прозрачный.

  В этом домике жильцы –

 Все прекрасные пловцы.   (______________________________ )

Ответ: [а] - __________ раз;  [о] -  __________ раз.          

 

7. Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос - ______________________

Резиновая соска для младенца -   __________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос -  __________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам -  ____________________________

Непосещение школы без уважительной причины -  _____________________

Устройство для замораживания продуктов - ___________________________

Подземный транспорт - _____________________________________________

Детская игрушка волчок - ____________________________________________

Сумка туриста - ___________________________________________________

Сахар в кусочках - _________________________________________________

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

________________________________________________________________

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

______________________________________________________________

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

________________________________________________________________

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

_______________________________________________________________

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

_____________________________________________________________

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

__________________________________________________________________

9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоб волки ни сйэли]

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи,  коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какое слово написано с ошибкой?

(А) бреют;  (Б) клеют;  (В) реют;  (Г) сеют;  (Д) тлеют.

12.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

 столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье

13. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...»  Как ему надо закончить фразу?

   (А) с расписанием;  (Б) расписания;  (В) расписанию;  

  (Г) расписаний;  (Д) по расписанию.

14. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки - _____________________    хозяева - _______________________

туфли - _____________________   санатории - ________________________

носки - _____________________    помидоры - ________________________

килограммы - _________________   каникулы - _______________________

ботинки -  __________________      домишки - ________________________

7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это  слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика – _______________________________________________________

Ракета – ________________________________________________________

Каприз – ________________________________________________________

Мольба – _______________________________________________________

Каратист –________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Ответы на олимпиадные задания

  1.  (Б) камыш .

Правильный ответ 1 бал

     2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной... Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

Решение. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

3.Бахрома

Правильный ответ 1 балл

4.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг - призыв, финал – конец

За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего - 2 балла

    5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

Решение.  Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

Максимальное  количество баллов – 4 балла.

6.Всего - 3 балла.

 Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы.   (Аквариум)              

 [а] – 16 раз;  [о] - 8 раз.          

  1. За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего - 5 баллов

Шампунь

Пустышка

  Локон

  Дециметр

  Прогул

  Морозильник

  Метро

 Юла

Рюкзак

Рафинад

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

Решение. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Максимальное  количество баллов – 6 баллов.

9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л'эс/ на йолку вл'эс// сижу на йэли/ штоп волки ни сйэли]

Решение. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. 

Максимальное  количество баллов – 4. 

10.бигуди, жалюзи санки, каникулы.

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 балла

11.(Б) клеют;

 Правильный ответ 2 балла.

12.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье

 За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 6 баллов

   13.(В) расписанию;  

Правильный ответ 2 балла

  14.чулки - чулок                                                    хозяева - хозяев

туфли - туфель                                               санатории - санаториев

носки - носков                                                  помидоры - помидоров

килограммы -  килограммов                           каникулы - каникул

ботинки – ботинок                                          домишки - домишек

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

         15. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это  слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика –

Ракета –

Каприз –

Мольба –

Каратист –

Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

Максимальное  количество баллов – 5. 

Максимальное количество баллов-57 баллов



Предварительный просмотр:

Класс________________________________

Фамилия_____________________________

Имя_________________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

 

1.Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.

(10 баллов)

2. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.

(10 баллов)

3.Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков

1) спальня

4) стулья

2) скальпель

5) мыться

3) штамповать

6) фильм

(5 баллов)

4. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:

1) вылеты

4) походы

2) осмотр

5) пригород

3) списки

6) безголосый

(3 балла)

5. Подчеркните слова, которые нельзя переносить

1) трость

4) утёс

2) пояс

5) грызть

3) осень

6) сельдь

(5 баллов)

6.Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.

(10 баллов)

7. Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)

8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

  • За рекой находится село.
  • Солнце село за горизонт.

(12 баллов)

9. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

яблоко-_____________

ботинок-____________

стекло-_____________

кольцо-_____________

носок-______________

помидор-______________

апельсин-_____________

грамм-________________

полотенце-____________

облако-_______________

(10 баллов)

10. Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове________________________________________________

Как ветром сдуло___________________________________________________

Бросать слова на ветер_______________________________________________

Искать ветра в поле_________________________________________________

(4 балла)

11. Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий - мелкий

громкий - сильный

робкий - смелый

широкий - узкий

говорить - молчать

(1 балл)

12. Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".

(за каждую - 1 балл)

13. Найдите "третье лишнее".

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.

(6 баллов)

14. Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк...

покажи делом

На словах города берёт...

да скупа на дела

Не храбрись словом...

а на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова...

а на деле никак.

(4 балла)

15. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.

РАВЗДСТВУЙТЕ

РЕСИНТЕНЫЙ

ЛЮСТРАК

НИКАЗЕМЛЯ

АНИТРАК

ИНЕРЖЕН

КАРФЕЛЬТО

(7 баллов)

____________________________________

____________________________________

При выполнении заданий олимпиады вы можете набрать 100 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...