Урок по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фокина Ольга Николаевна

К уроку прилагаются следующие материалы:

конспект урока;

наглядные материалы к уроку;

презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx20.93 КБ
Файл materialy_k_uroku.docx574.06 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx232.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных; развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся; формировать навыки сотрудничества.

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.

- Открыли тетради. Положили с наклоном. Вспомним правила посадки.

            - Руки?

            + На месте.

            - Ноги?

            + На месте.

            - Локти?

            + У края.

            - Спина?

            + Прямая.

- Отступаем вниз две строки. Записываем число, классная работа.

- На прошлом уроке мы изучали алфавит.

Вспомните, какая буква стоит в алфавите между Т и Ф?

+ У.

- Какая это буква?

+ Гласная.

- А какая буква стоит в алфавите между Ц и Ш?

+ Ч.

- Какая это буква?

+ Согласная.                      

- Запишите строчку соединения строчных букв У и Ч (уч)?

- Вспомните слова с корнем –уч-.

+ Учитель, ученик, учить, учёба, учение.

- Запишите эти слова и выделите корень.

- Послушайте пословицу: Учение – путь к умению. Почему так говорят?

(ответы учащихся)

- Давайте сегодня на уроке постараемся приобрести не только знания, но и умения.

  1. Актуализация ранее изученных знаний.

- Сейчас вы будете работать в парах. (два ученика вызываются к доске)

- Достаньте из конвертов карточки. Соедините эти карточки в цепочку, чтобы получился алфавит.

Аа Бб Вв

Гг Дд Ее

Ёё Жж Зз

Ии Йй Кк

Лл Мм Нн

Оо Пп Рр

Сс Тт Уу

Фф Хх Цц

Чч Шш Щщ

ъ ы ь

Ээ Юю Яя

- Проверим. (оценивание учащихся, работавших у доски)

- А теперь прочитайте алфавит, называя правильно буквы.

(один ученик читает на оценку)

  1. Постановка учебной задачи.

- Почему большинство букв в алфавите написаны по два раза?

- Какие буквы не имеют заглавных букв?

+ ъ, ы, ь.

Учитель читает стихотворение:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

- Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

+ О заглавной букве в словах.

- Попробуйте сформулировать тему урока вопросом.

+ Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Поднимите руку, кто уже что-то знает о написании слов с заглавной буквы?

- Значит, какая цель будет на уроке?

+ Вспомнить изученное, повторить, расширить свои знания о написании заглавной буквы в словах.

- Откройте учебник на с.86. Спишите название темы в тетрадь.

(учитель пишет тему на доске)

  1. Открытие нового знания.

- А теперь представьте, что перед вами не просто алфавит, а шифр для разгадывания слов. Каждая буква имеет свой номер. Например, буква У - №21, потому что стоит двадцать первой в алфавите, буква Ч - №25.

- Пользуясь шифром, отгадайте слова (работа в парах):

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

(В это время учитель вывешивает на доску картинки: 1) карта России; 2) фото президента; 3) фото Красной площади.)

- Проверим, что у вас получилось.

+ Страна, президент, столица.

- Запишем эти слова в столбик, добавив названия.

- Какое правило мы должны вспомнить, когда будем писать названия?

+ Названия стран, городов, а также имена, отчества, фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

(Один ученик записывает на доске).

- Давайте сделаем вывод по нашей работе и составим памятку-перечень мест, где требуется написание заглавной буквы в словах.

На доску вывешивается схема.

  1. Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если сделаем наклон

Вправо-влево и кругом.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз – два - три – четыре – пять.

Повторяйте-ка опять.

Дала нам сказка отдохнуть.

Отдохнули? Снова в путь!

- Какие слова из нашей физкультминутки тоже пишутся с заглавной буквы?

+ Мальвина, Дюймовочка, Красная Шапочка.

- Почему?

+ Это имена сказочных героев.

(Учитель делает добавления в памятку на доске)

  1. Первичное закрепление.

- Открываем учебник на с.86 №130.

- Прочитайте слова.

- С какой буквы они написаны?

+ С заглавной.

- В какие группы по значению можно распределить эти слова?

+ Названия городов, имена, фамилии, сказочные персонажи.

- Распределитесь по группам. (Учитель сообщает, кто с какими словами будет работать).

- Запишите свою группу слов в алфавитном порядке.

(Одна группа работает на доске с напечатанными словами).

Проверка.

- Какие слова оказались в двух группах?

+ Владимир, Пушкин.

- Почему?
+ Это не только имена и фамилии, но и названия городов.

- В какую группу вы бы добавили слова Кострома, Нерехта?

(оценивание работы учащихся, работавших у доски)

- Какие знания вам потребовались для работы над этим упражнением?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Однажды мой сын, читая книгу, встретил слова, которые были написаны то с большой буквы, то с маленькой, а произносились одинаково.

На экране появляются предложения:

В огороде росла зеленая петрушка.

В клетке сидел попугай Петрушка.

- Он спросил меня: «Почему так пишутся слова?»

- Как бы вы ответили?

Учебник с.87 №132

- Расшифруйте предложения.

+ Мальчик Вася Муравьёв строит дом для муравьёв.

   Наша Марта вернулась из Москвы в конце марта.

   Лёва Скворцов сделал дом для скворцов.

- Подумайте, какие слова нужно написать с заглавной буквы. Запишите одно предложение.

Проверка с экраном.

Самооценка.

Вариант для самостоятельной работы (если не хватит времени):

- На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача – выбрать слово из скобок и записать его на строчку.

Под нашим окном расцвела__________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город  ________(Орёл, орёл) очень красив.

                                                                                            САМООЦЕНКА:

Проверка с экраном.

Самооценка.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какая цель была на уроке?

- Какие шаги мы делали к достижению нашей цели?

- Где же в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы?

- Кто может дополнить нашу памятку-перечень?

- Кому захотелось дальше изучать эту интересную тему об употреблении заглавной буквы?

Домашнее задание: с.86 №131.



Предварительный просмотр:

Аа   Бб   Вв

Гг   Дд   Ее

Ёё   Жж   Зз

Ии   Йй   Кк

Лл   Мм   Нн

Оо   Пп   Рр

Сс   Тт  Уу

Фф   Хх   Цц

Чч Шш Щщ

ъ   ы   ь

Ээ   Юю   Яя

Аа   Бб   Вв

Гг   Дд   Ее

Ёё   Жж   Зз

Ии   Йй   Кк

Лл   Мм   Нн

Оо   Пп   Рр

Сс   Тт  Уу

Фф   Хх   Цц

Чч Шш Щщ

ъ   ы   ь

Ээ   Юю   Яя

Аа   Бб   Вв

Гг   Дд   Ее

Ёё   Жж   Зз

Ии   Йй   Кк

Лл   Мм   Нн

Оо   Пп   Рр

Сс   Тт  Уу

Фф   Хх   Цц

Чч Шш Щщ

ъ   ы   ь

Ээ   Юю   Яя

Аа   Бб   Вв

Гг   Дд   Ее

Ёё   Жж   Зз

Ии   Йй   Кк

Лл   Мм   Нн

Оо   Пп   Рр

Сс   Тт  Уу

Фф   Хх   Цц

Чч Шш Щщ

ъ   ы   ь

Ээ   Юю   Яя

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

19

20

18

1

15

1

17

18

6

9

10

5

6

15

20

19

20

16

13

10

24

1

https://arhlib.ru/wp-content/uploads/2014/06/russianflagmap.png

https://ptoday.ru/wp-content/uploads/2020/01/a06e9e36eff82cd2473169427598a37a.png

https://cdn.culture.ru/images/9abd969f-4cfe-51a4-b714-314058dce8c0

 Аа  Бб  Вв

 Ёё  Жж Зз

 Лл Мм Нн

 Сс  Тт  Уу

Чч Шш Щщ

 Ээ Юю Яя

 Гг  Дд  Ее

 Ии Йй  Кк

 Оо Пп  Рр

 Фф Хх Цц

   ъ    ы    ь

        

        

Под нашим окном расцвела__________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город  ________(Орёл, орёл) очень красив.

                                                                                            САМООЦЕНКА:

Под нашим окном расцвела__________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город  ________(Орёл, орёл) очень красив.

                                                                                            САМООЦЕНКА:

Под нашим окном расцвела__________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город  ________(Орёл, орёл) очень красив.

                                                                                            САМООЦЕНКА:

Под нашим окном расцвела__________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город  ________(Орёл, орёл) очень красив.

                                                                                            САМООЦЕНКА:

Под нашим окном расцвела__________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город  ________(Орёл, орёл) очень красив.

                                                                                            САМООЦЕНКА:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В огороде росла зелёная п етрушка . В клетке сидел попугай П етрушка .

Слайд 2

Под нашим окном расцвела р оза. Я и моя подруга Р оза учимся в первом классе. Мою подругу зовут Л илия. В пруду растёт л илия. В высоте парил о рёл. Город О рёл очень красив.

Слайд 3

Мальчик В ася М уравьёв строит дом для м уравьёв. Наша М арта вернулась из М осквы в конце м арта. Л ёва С кворцов сделал дом для с кворцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

Урок русского языка во 2 классе разработан в соответствии с содержанием УМК «Школа России» с использованием учебника В.П. Канакиной.  Организация учебной деятельности обучающихся на уроке ...

Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной...

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"...

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» с использованием современных образовательных технологий.

На этом уроке используются современные технологии проверки знаний  с применением программы ПервоЛого (скриншоты страниц альбомов ПервоЛого учащихся)...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....