Конспект урока по русскому языку Тема урока «Род имён прилагательных» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сипратова Оксана Игоревна

 

Конспект урока по русскому языку

Тема урока «Род имён прилагательных»

3 класс

Цель - научиться определять род имён прилагательных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sipratova_o.i.docx195.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока «Род имён прилагательных»

3 класс

Выполнила:

Сипратова Оксана Игоревна

учитель начальных классов

без квалификационной категории

МБОУ «Лицей №2» г.о. Ступино

Тема урока «Род имён прилагательных»

Цель - научиться определять род имён прилагательных.

Задачи:

1.Формировать умение распознавать имена прилагательные в речи; определять род имён прилагательных по составленному алгоритму.

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность.

3.Воспитывать настойчивость при выполнении учебных задач, воспитывать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять род имён прилагательных по составленному алгоритму.

Метапредметные: познавательные: уметь определять род имен прилагательных по алгоритму, находить имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания; регулятивные: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  учитывать и уважать мнение других участников учебного процесса, уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свои позиции.

Личностные: иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа.

Тип урока  - открытие новых знаний.

Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал.

I. Этап мотивации к учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к началу урока.

Необычное приветствие «Здравствуйте!»:

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Минутка чистописания.

- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное).

- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? (Ответы учащихся).

Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

- В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. С какой частью речи связано имя прилагательное?  (Имя прилагательное связано с именем существительным).

- Как вы думаете, для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (Ответы учащихся).

- Каким бы был русский язык без данной части речи? (Ответы учащихся).

III. Постановка учебной задачи.

- Послушайте предложения и найдите в них словосочетания «имя существительное + имя прилагательное». Запишем эти словосочетания (1 учащийся выполняет задание у доски).

Мама приготовила на ужин вкусный пирог. В нашем саду растёт вкусная малина. Какое вкусное молоко!

Вкусный пирог. Вкусная малина. Вкусное молоко.

- Посмотрите на записанные словосочетания. Какую особенность вы заметили? (Одинаковое имя прилагательное).

- Верно. Имя прилагательное везде имеет одинаковое значение, но одинаково ли оно написано? Почему? (Разные окончания. Разный род).

Проблемный вопрос:

- Как можно определить род имени прилагательного? (Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу).

- Давайте поработаем со словосочетаниями. Обозначьте род имени существительного, покажите зависимость между словами, обозначьте род имени прилагательного. Выделите окончание. (1 учащийся выполняет задание у доски).

- Откройте стр. 148-149 «Орфографический словарь» в учебнике. По данному образцу составим еще ряд словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Я предлагаю вам имя прилагательное «красивый», а вы должны выбрать из словаря подходящие имена существительные разного рода. (1 учащийся выполняет задание у доски).

Наглядный материал на доске.

- Обозначьте род имени существительного, покажите зависимость между словами, обозначьте род имени прилагательного. Выделите окончание. (1 учащийся выполняет задание у доски).

- Итак, сделаем вывод. От чего зависит род имени прилагательного? (Форма рода имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано по смыслу).

- Откроем страницу 72 в учебнике и проверим себя.

IV. Формирование новых умений и понятий.

- Стр. 72. Прочитайте тему урока.

- На этой же странице найдите правило (чтение про себя, вслух).

- Прочитав правило, мы с вами подтвердили наше утверждение, что форма рода имён прилагательных зависит от рода имён существительных, с которыми они связаны? (Ответы учащихся).  

- Верно. Молодцы!

- Рассмотрим таблицу на стр. 73 «Изменение имён прилагательных по родам».

Наглядный материал на доске.

- В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам? (В форме единственного числа).

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского, женского и среднего рода? (какой? какая? какое?)

- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего рода? (Ответы учащихся, исходя из вопросов).

- Как вы думаете, от чего будет зависеть окончание имён прилагательных? (От вопроса).

- Окончания имён прилагательных мы будем проверять по окончаниям вопросов. Они всегда ударные. Какое окончание в вопросе, такое и в имени прилагательном. Но могут быть различные варианты. Это надо выучить!

- Давайте вместе составим алгоритм определения рода имени прилагательного.

Алгоритм:

1. Найти имя прилагательное.

2. Найти имя существительное, от которого имя прилагательное зависит, с которым оно связано по смыслу.

3. Определить род этого имени существительного. 

4. В каком роде имя существительное – в таком же роде и имя прилагательное.

- Данным алгоритмом мы будем пользоваться при выполнение следующих упражнений. Запомните его!

Физкультминутка.

- Сейчас давайте немного отдохнём и разомнёмся.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Закрепление нового материала.

Учебник стр.73 упр.126.

- Прочитайте задание к упражнению? Что необходимо сделать? (Ответы учащихся).

- Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. - Обозначьте род имени существительного, покажите зависимость между словами, обозначьте род имени прилагательного. Выделите окончание.

Детск... (рисунок, комната, пальто).

Золот... (ключ, рожь, кольцо).

Индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).

№1 (высокий уровень).

Из данных слов составить и записать предложения, определить род имён прилагательных.

ранняя, пришла, весна.

солнышко, последний, согнало, яркое, снег.

на, цветок, расцветает, поляне, нежный.

подснежник, это.

№2 (средний уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род имён прилагательных..

Пришла ………… весна.

…………. солнышко согнало …………. снег.

На поляне расцветает …………… цветок.

Это подснежник.

Слова для справок: последний, ранняя, нежный, яркое.

 №3 (низкий уровень)

Спиши текст и определи род имён существительных и имён прилагательных.

Пришла ранняя весна. Яркое солнышко согнало последний снег. На поляне расцветает нежный цветов. Это подснежник.

Проверка.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Читаем по предложениям, называем род имён существительных и имён прилагательных. Будьте внимательны! Если есть замечания, поднимайте руку.

VI. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По имени существительному).

- Назовите точный алгоритм по определению рода имени прилагательного.

Алгоритм:

1. Найти имя прилагательное.

2. Найти имя существительное, от которого имя прилагательное зависит, с которым оно связано по смыслу.

3. Определить род этого имени существительного. 

4. В каком роде имя существительное – в таком же роде и имя прилагательное.

VII. Рефлексия.

Оценочный лист достижений.

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

Выставление отметок за урок.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Склонение имён прилагательных во множественном числе"4 класс (конспект+презентация)...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: развивать умение определять падеж имён прилагательных; учить правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.Тип урока: урок открытия новых знаний и умений. П...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе" 4 класс

Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.Тип урока: урок открытия новых знаний и ум...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: формирование умении определять число имён прилагательных; развитие умении составлять словосочетания «имя...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имён прилагательных" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о родах имен прилагательных в единственном числе. Планируемые результаты: Предметные:  - Знать: правило определения рода имён прила...