Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карасева Галина Анатольевна

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_3.docx276.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов".

Цели:

  • Закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце,
  • Овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Оборудование. Учебник "Русский язык, 2-й класс"

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка.  К нам на урок пришли гости.

II. Активизация познавательной  деятельности

Учитель.

-Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.

 – А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.

 И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".

 И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".

 И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе

слайд 2

– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.

 – Что у вас получилось?

Ученики:  Парные звонкие и глухие согласные.

Учитель.

-Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная  книга

– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.

  • Работа в тетрадях

Открыли тетради. Записали число. Классная работа

Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.

б  в  г   д   з  ж

п  ф  к  т    с  ш

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.                                                        

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных.

  • Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

Ответы учащихся: правило

  • Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

 – Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].

 – Изменяем слово – флаги. Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г.

Учитель.

  • Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

Дети.

  • Надо изменить слово так, чтобы после   согласной стояла гласная.

IV. Закрепление пройденного материала

Учитель

  • . А сейчас мы с вами побываем в сказке.

Ученик читает отрывок  из  сказки К.Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.

– Что это за сказка?

-Кто ее написал?( ответы детей)

– Давайте представим, что заболел доктор Айболит.

Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде.

Учитель:  слайд  5

  • Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил.
  • Они принесли Айболиту гостинцы:
  • медведь – бочонок меда,
  • слоненок – конфету и плитку шоколада,
  •  заяц – морковку,
  • ежик – яблоко,
  • кит – ящик лимонада,
  • жираф – аптечку.)

Дети.( Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж. )

У. Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.

- Названия каких животных вы не будете записывать?  Почему?

Слайд 6

Проверка выполненной работы

медведь – медведи

 лев – львы

 еж – ежи

 жираф – жирафы

 кит – киты

 уж – ужи

– Назовите из записанных слов словарное слово.

Д. Медведь.

У. Что можно сказать об особенности звукового состава этого слова?

Д. В нем семь букв, шесть звуков.

- Почему звуков меньше , чем букв?

– Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.  Правило.

Д. Ужи, ежи, жирафы.

– Итак, какие слова требуют проверки?

Д. Слова с парными согласными в конце слова.

У. Какие слова являются проверочными?

Д. Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

У. Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

Д. Бочку меда.

– Ящик лимонада.

– Плитку шоколада.

У. Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

Д. Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

V. Физкультминутка.  Слайд 7

добавить

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Слайд 8

  • Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти.

 И вы знаете почему?

Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте.

Прочитайте его.

(У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы).    

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?

Д. Лук, прут, плод, кос.

У. Почему?

Дети отвечают.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.

Дети записывают текст.

– Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Учитель проектирует текст на экран. Ученики проверяют выполнение задания.

– Перейдем к следующей страничке книги. Она называется "Волшебная яблоня".    Слайд 9

– На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще двенадцать необычных. Они крупнее остальных, и на них написаны парные согласные.

Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными на конце и подберет к ним проверочные слова.

(Дети выполняют задание._)

  • Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется "Узелок на память"

Слайд 10

Учитель переворачивает последнюю страницу,  читает стихотворение.

– Я знаком с одним моржом.

 Ест он кашу, пьет боржом,

 Очень любит эскимо,

 Вместе ходим мы в кино.

 Он среди моржей один

 Не видал огромных льдин,

 Не видал он даже моря.

 Этот морж – Морковкин Боря,

 Он спортсмен, приятель мой,

 Он купается зимой.

 О ком идет речь в стихотворении?

Д. О мальчике.

У. Как его называет автор стихотворения?

Д. Моржом.

У. Кто такой морж?

Дети отвечают. Учитель записывает на доске объяснение смысла слова.

Морж – северное животное.

Морж – человек, который не боится холода, закален, купается зимой.

– Что вы можете сказать об этом слове?

Д. Оно многозначно.

У. Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?

Д. На конце слова морж парная согласная ж, которую надо проверять словом моржи.

У. Молодцы!

 Доктор Айболит и все зверята очень любят отгадывать загадки, но вот одну никак не могут отгадать.

Шел, шел без дорог.

 Где шел, там и лег.

 До весны пролежал,

 А потом убежал.( снег)

У. На какую орфограмму это слово?

Д. Снег – парная согласная на конце.

У. Подберите признаки, характеризующие этот предмет.

Д. Он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий...

У. Подберите слова, обозначающие действие предмета.

Д. Снег летит, сверкает, идет, падает, хрустит...

У. Составьте предложение о снеге, используя подобранные действия и признаки, запишите его в тетрадь.

Несколько предложений прочитывается вслух. Слабым ученикам раздаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения.

VII. Итог урока

У. Чему вы учились сегодня на уроке?

Д. Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

У. Что для этого надо знать?

Д. Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.

Подводится итог игры.

VIII. Домашнее задание

Упражнение 167.

Дополнительный материал

Гладко, плавно лился стих,

 Вдруг споткнулся и притих.

 Ждет он и вздыхает:

 Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

 Стих потек, как речка,

 Помоги ему чуть-чуть,

 Подскажи словечко.

– Я, не хвастаясь, скажу:

 Всех друзей омоложу!

 Идут ко мне унылые –

 С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

 Веселые и гладкие!

 Значит, я надежный друг,

 Электрический... (утюг).

Вот так чудо! Он со вкусом

 Может кушать пыль и мусор!

 И жужжит, как сотня ос,

 Работяга... (пылесос).

Говорю я брату: – Ох!

 С неба сыплется горох!

 – Вот чудак, – смеется брат, –

 Твой горох – ведь это... (град).

Этот зверь тебе знаком –

 Ест мышей, пьет молоко.

 Но на кошку не похож,

 Весь в колючках длинных... (еж).

Он ходит голову задрав,

 Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он... (жираф).

То я в клетку, то в линейку.

 Написать по ним сумей-ка!

 Можешь и нарисовать.

 Что такое я? (тетрадь)

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

Тема урока:   «Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова»

Цели урока:       1. Способствовать закреплению знаний учащихся в правописании   слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова.    

     2. Тренировать  учащихся в подборе проверочных  слов  к  проверяемым.

    3. Развивать речь, интеллектуальную и познавательную

                                  активность;

 4. Вызвать у учащихся положительное отношение к учению

Данные цели урока вытекают из предыдущих целей уроков, так как являются закреплением ранее изученного материала.

             

Тип урока:     урок – закрепление изученного материала.

Вид урока:      урок-путешествие.

Урок имеет структуру, включая следующие этапы:

  1. Организационный
  2. Актуализации опыта ученика ( подготовка к работе на основном этапе)

а) чистописание

б) словарная работа

в) работа с предложением

      3. Комплексное применение знаний.

          а) обобщение и систематизация;

          б) контроль и самоконтроль;

          в) коррекция

          г) выборочное списывание

       4. Физминутки (здоровьесберегающие технологии)

        5. Домашнее задание

        6. Итог урока

        7. Рефлексия

              Главная цель моего урока - закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце слова, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами. Этого я старалась добиваться на протяжении всего урока. Мой урок – урок – практикум. Он построен на знаниях учащихся, полученных ранее на предыдущих уроках. Дети практически сами добывали знания. Я считаю, что дидактические и воспитательные цели были решены. Работа велась на доступном учащимся научном уровне. Большая часть урока проходила на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме.

              Главным методом обучения был выбран проблемно – поисковый метод. Наряду с этим методом так же были выбраны творческий, исследовательский, сотрудничество учителя и учащихся. Деятельность учащихся носит развивающий характер. Я старалась создать условия для эмоциональной открытости учеников. Учащиеся владеют навыками самоконтроля.

             Формы организации учебного процесса можно охарактеризовать следующим образом: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

На уроке было отведено время для самостоятельной работы учащихся, которая носила обучающий характер, присутствовала планомерная обратная связь. Высокая работоспособность школьников в течение урока обеспечивалась за счёт выбранной структуры урока, отбора дидактического материала, за счёт разнообразия форм работы. Урок был проведен с использованием ИКТ.

       Психологическая атмосфера создавалась на основе выработки положительного отношения к знаниям.  Немаловажную роль при этом сыграло мобилизующее начало урока, психологический настрой учащихся на предстоящее занятие, создание доброжелательной атмосферы и соответствующего микроклимата.

   На уроке использовала момент, предупреждающий перегрузку детей. Дети сами сформулировали итог урока. В конце урока провела рефлексию. Выяснилось, что у детей класса преобладает положительное отношение к учению. Материал урока усвоен всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Конспект урока по русскому языку в инклюзивном классе ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых.

ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых....

Конспект урока русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Очень подробный конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС. Разные виды работ, которые активизирует работу детей на уроке....

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 1 класс УМК " Школа России"

Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования....