Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе.Тема "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дмитриева Ольга Игоревна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_chistopis.pptx1.58 МБ
Microsoft Office document icon tema_uroka_pristavka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная ...... (Радуга)

Слайд 2

Радуга

Слайд 3

Правильно ли написаны буквы?

Слайд 4

А теперь правильно написаны буквы?

Слайд 5

Корова

Слайд 7

Арбуз Береза Вагон Ракета



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Приставка».

3 класс УМК «Школа России»

Учитель: Дмитриева О.И,

Цели урока:

Образовательные:

  1. Формировать у учащихся представление о понятии «приставка».
  2. Формирование у учащихся умений:

- выделять приставку в словах

- образовывать новые слова с помощью приставки

Развивающие:

Развитие у школьников УУД:

  • Личностных УД:
  1. Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
  2. Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
  3. Действия нравственно-этического оценивания на этапе проверки домашнего задания
  • Регулятивных УД

  1. Развитие УД целеполагания на этапе постановки учебной проблемы (при соотнесении того, что уже известно, а каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
  2. Развитие УД планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
  3. Развитие самоконтроля на этапах чистописания (при выборе наиболее аккуратной и правильно написанной буквы), овладения способом действия (при выполнении упражнений, сравнивая свой способ действия с памяткой)
  4. Действие рефлексивной оценки на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что он еще не знает), овладения способом действия (при выполнении упражнений, отличая, какие объекты ребенок может отличить, а какие нет), подведения итогов (при рефлексивной оценке)
  • Познавательных УД
  1. Развитие учебно-познавательных УД: Развитие учебно-информационного действия на этапе формулировки определения или правила в учебнике (при работе с определением и текстами в учебнике). Развитие знаково-символических действий на этапе постановки учебной задачи (при моделировании учебной задачи)
  2. Развитие логического мышления при отработке логических операций:

- анализа (при выделении общей части родственных слов)

- синтеза (при выявлении общего лексического значения однокоренных слов)

- сравнения слов (родственных и неродственных)

- классификации (при разделении слов на группы

11)Развитие коммуникативных УД (при формулировке развернутых ответов)

Воспитательные:

  1. Воспитание наблюдательности (при работе с демонстрационным материалом)
  2. Воспитание познавательного интереса к уроку русского языка.
  3. Воспитание культуры общения.

Лингво-методический анализ урока

Что детям известно?

Что нового узнают?

Трудности

Суффикс,его значение

Приставка является частью слова,

стоит перед корнем,

служит для образования новых слов,

признаки приставки

отличие приставки от других частей слова

Дети не всегда могут осуществлять грамматическую абстракцию,

учащиеся не всегда опираются на весь комплекс существенных признаков,

 не происходит разграничение существенных признаков от несущественных

План урока.

  1. Организация класса.

- Приветствие

- Проверка готовности

- Позитивный настрой на урок

  1. Чистописание

- Выявление буквы, которую будем прописывать

- Предъявление ошибочного образца написания буквы

- Анализ неправильно написанной буквы

- Восстановление структуры и правильного написания буквы

- Предъявление правильно написанной буквы

- Написание буквы в тетрадях

- Выявление наиболее аккуратно и правильно написанной буквы

  1. Словарно-орфографическая работа:

- закрепление ранее изученных слов

- введение нового словарного слова

  • Предъявление нового словарного слова
  • Прочтение слова
  • Толкование лексического значения
  • Орфографическая проработка слова:
  • Прочтение слова
  • Постановка ударения в слове
  • Находим безударный гласный звук
  • Делаем попытку проверить это слово через однокоренные слова
  • Вывод о том, что это слово словарное и его написание надо запомнить
  1. Проверка домашнего задания

- проверка знания теоретического материала в форме фронтального опроса, индивидуально-письменного.

- проверка письменного домашнего упражнения

  1. Введение нового материала

- Создание положительной мотивации путем актуализации речевого опыта учащихся.

  • Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.
  • Модель решения:

- Выделение существенного признака: служит для образования новых слов.

- Выделение существенного признака: стоит перед корнем

- Синтез выделенных признаков

  1. Работа над формулировкой определения и правила в учебнике.
  2. Составление памятки.
  3. Выполнение упражнений для закрепления изученного материала
  4. Рефлексивная оценка урока
  5. Домашнее задание детям.

Ход урока

  1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Для того чтобы настроиться на урок, мы оценим настроение, с которым вы сегодня приступаете к работе. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегоднящний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я вижу, что на столах у вас уже лежит все необходимое для урока. Начнем урок.

  1. Чистописание.

Учитель: В начале проведем минутку чистописания. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло

Ребятишек радует

Цветная…(радуга).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка брысь»,

Потому что это…(рысь).

Учитель: Назовите первый звук в словах-отгадках. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначается этот звук на письме?

Сегодня на уроке будем работать над строчной и заглавной буквами Р,р. Ребята, при проверке домашнего задания, я обнаружила, что некоторые из вас вот так пишут букву «эр» (Демонстрирую ошибочное написание). Посмотрите внимательно на эти строчную и заглавную букву Р и скажите, правильно ли она написана? (Нет) Объясните, почему вы так считаете? (Неглубокий полуовал и слишком высокая буква). Давайте вспомним, как нужно правильно писать эти буквы (Заглавную букву начинаем ниже дополнительной линейки. Снизу вверх прописываем полуовальную линию, ведем ее влево. Коснувшись дополнительной линейки, закругляем вниз вправо. Отступив немного вниз от середины полуовала, опускаем прямую. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Строчную начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз, до дополнительной линейки пишем прямую, делаем повтор по прямой вверх, до середины строки. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо. Не дойдя немного до верхней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз. Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее). Молодцы, а теперь посмотрите на написание этих букв вот здесь (Демонстрирую правильное написание) Правильно написано? (Да). Почему? (полуовалы глубокие, буквы невысокие). Спишите эти буквы (учащиеся списывают буквы). Подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд, получилась у вас наиболее аккуратной и правильной по сравнению с образцом.

Посмотрите на доску, прочитайте это предложение.

Ученики: Радуй мир круглая радуга во все времена. 

Учитель: Найдите слова, в которых пишется буква Р.

Ученики: Радуй, мир, круглая, радуга, времена. 

Учитель: Назовите слово, которое пишется с заглавной буквы Р.

Ученики: Радуй.

Учитель: Почему это слово пишется с заглавной буквы?

Ученики: С этого слова начинается предложение.

Учитель: Назовите слово, в котором буква Р стоит в начале слова

Ученики: Радуга

Учитель: Назовите слова, в котором буква Р стоит в середине слова.

Ученики: Круглая, времена

Учитель: Назовите слово, в котором буква Р стоит в конце слова.

Ученики: Мир

Учитель: Молодцы, спишите это предложение в тетрадь, обращая внимание на написание буквы Р.

  1. Словарно-орфографическая работа:

Учитель: Давайте поиграем в игру «Симофор», сейчас один человек выйдет к доске и запишет слова, которые я продиктую, затем остальные проверят правильность написания, показывая красную или желтую карточку к каждому слову.(Вагон,арбуз,ванна,береза,ракета)

А теперь посмотрите не доску, там написано слово(корова), прочитайте его.

Ученики: корова.(Вывешиваю на доске: изображение коровы)

Учитель: Правильно. Как вы понимаете, что такое корова?

Ученики: домашнее животное которое дает молоко

Учитель: Вы все говорите правильно, однако это слово имеет вот такое значение: Корова-это самка  крупного рогатого домашнего скота, домашнее  молочное животное.

Вот такое значение имеет это слово. А теперь давайте проговорим это слово, на какой слог падает ударение?

Ученики: На второй слог.

Учитель: Правильно, проговорим еще раз, выделяя второй слог: «корОва». Давайте с вами найдем в этом слове «орфограмму».

Ученики: безударный гласный-«о»

Учитель: Давайте вместе попробуем найти проверочное слово на нашу орфограмму.

Ученики: проверочного слова нет

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Ученики: корова-это непроверяемое (словарное) слово, его написание нужно запомнить.

Вывешиваю на доску: кОрова.

Учитель: Пропишите целую строчку это слово в своих тетрадях. (Дети пишут) Теперь составим словосочетания с нашим словом «корова». Какая по цвету может быть корова?

Ученики: коричневая корова, черная корова

Учитель: Давайте составим предложения со словом корова.

Ученики: Корова дает молоко. На поле пасется корова.

Учитель: Хорошее предложение, давайте запишем его, Маша продиктуй, пожалуйста его классу. (Маша диктует и вместе с детьми записывает предложение в тетрадь).

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: А теперь проверим ваше домашнее задание и то, как вы усвоили предыдущий материал. Итак, какую тему вы готовили к этому уроку?

Ученики: Окончание.

Индивидуально-письменный опрос

Учитель: Кто бы хотел поработать с карточкой по данной теме? (Несколько учащихся поднимают руку, я раздаю карточки). Пока некоторые из вас работают по карточкам, мы с вами обсудим вопросы, связанные с темой «Окончание».

- Фронтальный опрос:

Учитель: Дайте определение понятию «Окончание».

Ученики: Окончание-это изменяемая часть слова.

Учитель: А какую еще часть слова вы знаете?

Ученики: Корень

Учитель: А корень это изменяемая или неизменяемая часть слова?

Ученики: Неизменяемая.

Учитель: Где находится окончание в слове относительно корня? 

Ученики: После корня.

Учитель: Какова роль окончания в предложении?

Ученики: Окончание служит для связи слов в предложении.

Учитель: Почему окончание служит для связи слов в предложении?

Ученики: При изменении окончания, слово согласуется с другими словами.

Учитель: А какая часть речь также как и окончание служит для связи слов в предложении?

Ученики: Предлоги.

Учитель: У слов каких частей речи мы можем выделить окончание?

Ученики: У существительного, прилагательного, глагола.

- Проверка письменного домашнего упражнения

Учитель: Молодцы. А теперь давайте проверим, как вы выполнили домашнее упражнение. Вам было задано упражнение 144. Назовите, какое слово вы вставили?

Ученики: Дождь.

Учитель: Как вы догадались?

Ученики: По названию гриба, который называется дождевик, эти слова однокоренные.

Учитель: Назовите корень у этих слов.

Ученики: Корень –дожд-.

Учитель: А какие вы знаете еще грибы?

Ученики: Рыжик, лисичка, подберезовик, ….

Учитель: А знаете, почему они получили такие названия ?

Ученики: Рыжик – этот гриб рыжего цвета, лисичка – напоминает лису, подберезовик – растет под березой.

Учитель: Что общего между названиями грибов и их характеристикой?.

Ученики: Названия грибов объясняется через однокоренное слова.

Учитель: Молодцы.

  1. Введение нового материала

- Создание положительной мотивации путем актуализации речевого опыта учащихся.

Учитель: А сейчас приступим к изучению новой темы. Давайте с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили? Я буду вам говорить часть слова, а вы будете дополнять его. Я вам скажу: «В!» Что вы сделаете?

Ученики: Включим телевизор.

Учитель: А если я скажу: «Пере!»?.

Ученики: Переключим на другую программу!

Учитель: А если я скажу: «Вы»?

Ученики: Выключим!

Учитель: Молодцы. Как мы получили все эти слова: включим, переключим, выключим?

Ученики: Мы их образовали от однокоренных слов.

Учитель: Правильно, а каким образом? С помощью чего, знаете?

Ученики: Нет.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами постараемся узнать, как образуются однокоренные слова и где находится та часть в слове, с помощью которой образуются новые слова.

  • Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.

Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос, как образуются однокоренные слова, взгляните на доску:

Выходить

Переходить

Входить

Уходить

  • Модель решения:

- Выделение существенного признака: служит для образования новых слов:

Учитель: Прочитайте слова. Какое значение имеет слово выходить?

Ученики: Покидать какое-либо место.

Учитель: Какое значение имеет слово переходить?

Ученики: Пересекать какой-либо участок.

Учитель: Какое значение имеет слово входить?

Ученики: Войти куда-то.

Учитель: Какое значение имеет слово уходить?

Ученики: Отдаляться от какого-либо места.

Учитель: Ребята, одинаковые или разные значения имеют эти слова?

Ученики: Все эти слова имеют различные значения, независимо от того, что все они однокоренные.

Учитель: Если эти слова различны по значению, значит это новые образовавшиеся слова от исходного однокоренного. Итак, первый признак – образование новых слов.

- Выделение существенного признака: стоит перед корнем

Учитель: А где находится та часть слова относительно корня, которая служит для образования новых слов?

Ученики: Эта часть слова стоит перед корнем.

Учитель: Правильно, это второй признак.

-Синтез выделенных признаков

Учитель: Та часть слова, которая обладает этими двумя признаками - образование новых слов и стоит перед корнем, называется приставкой и обозначается уголком (показываю)..

Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос, как образуются однокоренные слова?

Ученики: Однокоренные слова образуются с помощью приставки.

Учитель: В какой части слова находится приставка?

Ученики: Приставка стоит перед корнем.

Учитель: Дадим определение понятию «Приставка».

Ученики: Приставка-часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

6. Работа над формулировкой определения и правила в учебнике.

Учитель: Вот мы с вами составили определение понятия «Приставка». Теперь давайте обратимся к нашему учебнику и узнаем, совпали ли наши выводы с выводами в учебнике. Откройте учебник на странице 57, найдите сведения по языку. Нашли? Прочитайте сначала про себя. (Дети читают)? Теперь прочтем вслух, Маша, прочитай, пожалуйста. (Маша читает)

Учитель: О чем говорится в этих сведениях?

Ученики: О приставке.

Учитель: На сколько основных частей можно разделить текст, который только что прочитала Маша?

Ученики: На 3 части.

Учитель: Почему вы так решили? Назовите, что говорится в первой части, во второй части, в третьей части.

Ученики: В первой части говорится про то, что однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов, во второй части дается определение приставки, в третьей - приводятся примеры образования однокоренных слов.

Учитель: Хорошо, давайте посмотрим, на сколько частей можно разделить первую основную часть, в которой говорится про родственные слова, назовите эти части.

Учитель: Сходится определение приставки с тем определением, которое мы с вами уже дали этому понятию?

Ученики: Да.

Учитель: Прочитайте это определение.

Ученики: Приставка-часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Прочитайте примеры, которые даются в учебнике в третьей части.

Ученики: Возить-перевозить, город-пригород.

Учитель: Назовите часть речи первой пары слов.

Ученики: Глагол.

Учитель: Назовите часть речи второй пары слов.

Ученики: Существительное.

Учитель: Какой вывод из этого вы можете сделать?

Ученики: С помощью приставки могут образовываться слова разных частей речи.

Учитель: Итак, ребята, что нового для себя вы узнали из этих сведений?

Ученики: Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов.

Учитель: Правильно, но сегодня мы познакомимся только с приставкой, а что такое суффикс мы узнаем на следующем уроке.

7. Составление памятки. по выявлению образование нового однокоренного слова с помощью приставки

Учитель: А теперь, ребята, давайте выясним, какие шаги мы должны выполнить, чтобы определить, образовалось ли новое однокоренное слово или нет, для этого мы сейчас с вами составим памятку. Кто бы хотел выйти к доске и вместе с нашей помощью составить эту памятку? (Выходит ученик). Итак, наша памятка будет называться: «Образование нового однокоренного слова с помощью приставки» Перед нами группа слов, что мы сначала должны сделать?

Ученик: Прочитать слова

Учитель: Итак, первый шаг – читаю слова. Какой будет наш следующий шаг?

Ученик: Выделяю корень у всех слов.

Учитель: Правильно, это наш второй шаг. После того как определили значения слов, что мы должны выделить?

Ученик: Нахожу приставку.

Учитель: Это третий шаг. Четвертый?

Ученик: Толкую значение слова без приставки.

Учитель: Что делаем дальше?

Ученик: Определяю, какое новое значение принесла приставка.

Учитель: Это наш пятый шаг. И наконец?

Ученик: Делаю вывод.

Учитель: Молодцы, ребята. Таким образом, наша памятка будет иметь следующий вид:

Памятка «Образование нового однокоренного слова с помощью приставки».

  1. Читаю слова.
  2. Выделяю корень у всех слов.
  3. Нахожу приставку.
  4. Толкую значение слова без приставки.
  5. Определяю, какое новое значение принесла приставка.
  6. Делаю вывод.

8. Выполнение упражнений для закрепления изученного материала.

Учитель: Ну вот, ребята, мы с вами поработали с правилом, составили памятку, а сейчас давайте выполним несколько упражнений, для того чтобы окончательно усвоить новый материал.

Итак, первое упражнение, прочитайте слова, выделите в них приставку, объясните значение слов с приставкой: безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозки, приезд, переход, надставить, прибить, проветрить, промерз, загораживать, нагрузка, сгореть, задуть, сбросить, заплакать, доплыть, просмотреть, написал, безобразный, отцепить, расцвел.

Учитель: Следующее задание: прочитайте текст, найдите в нем слова с приставкам, выделите приставки. «На горной тропинке повстречались две козы. Налево гора, как стена, направо пропасть. Как быть? Постояли козочки, подумали и решили. Одна легла и прижалась к земле. Другая осторожно переступила через нее. И обе уцелели».

Учитель: Спишите, вставляя слово «писать» с нужной по смыслу приставкой:

  1. С доски надо…однокоренные слова 2) Новую тетрадь ты должен правильно …3) Из текста следует …слова с безударной гласной 4) Плохо выполненное задание лучше ….

Учитель: Образуй слова с помощью данных приставок: в 1-й – со значением приближения, во 2-й – со значением удаления.

ползти тащить

под при

нести водить

бежать гнать

от у

плыть лететь

Учитель: Чему мы будем учиться при выполнении следующего задания? «На какие 2 группы и по какому основанию можно разделить следующие слова?»

Отрезать, отчизна, общий, обучить, погода, погладить, погоня, повар,

Учитель: С какой целью мы выполняли это упражнение?

Учитель: Установите закономерность и продолжите ряд: морской - приморский, ехать -переехать, золоченный - позолоченный, бежать – вбежать, горный - …, сесть - …, красный - …, плыть - …

Учитель: Чему мы учились, выполняя данное упражнение?

  1. Рефлексивная оценка урока.

Учитель: Какую тему мы сегодня изучали? Какую цель мы преследовали? Достигли ли вы ее? Что вам было известно? Что нового узнали? Что больше всего запомнилось? Что показалось трудным? Понравился ли вам сегодняшний урок?

  1. Домашнее задание детям.

Вашим домашним заданием будет выучить определение по теме: «Приставка» на странице 57, выполнить упражнение № 175 на стр. 67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме "Глагол"

урок обобщения знаний учащимися 4 класса по теме: "Глагол"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

конспект урока с презентацией по русскому языку во 2 классе по программе "школа 2100"

Наблюдение над словами- признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы. Образовательные: Формировать умение находить слова-признаки в предложениях, ставить к ним вопросы.Расширять знания ...