Урок русского языка "Обобщение знаний об имени существительном".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Комина Ольга Ивановна

Тип урока-урок общеметодологической направленности.

Цель урока: повторить и обобщить знания по теме: «Имя существительное» 
Задачи:

1) Образовательная: повторить существенные признаки имени  существительного; способствовать обогащению активного словаря учащихся;

2)Развивающая:  способствовать развитию у детей орфографической  зоркости, словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

3)Воспитательная:  воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe._obobshchenie.docx68.27 КБ
Файл imya_sushchestvitelnoe.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение об имени существительном».

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока: повторить и обобщить знания по теме: «Имя существительное» 
Задачи:

1) Образовательная: повторить существенные признаки имени  существительного; способствовать обогащению активного словаря учащихся;

2)Развивающая:  способствовать развитию у детей орфографической  зоркости, словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;

3)Воспитательная:  воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер с интерактивной доской, презентация,

раздаточный материал, оценочный лист.

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности, мотивация

Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок
Все друг к другу повернитесь

Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.

II Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие  страну Речь.Слайд 1. Там живут разные части речи. Мы отправимся в гости к одному из её жителей и будем вести дневник путешественника – это ваши тетради.

Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число, классная работа)

«Великое количество слов в языке – сотни тысяч.  Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны.

Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, вы узнаете, выполнив задания в парах:

- Зачеркните имена прилагательные, глаголы, местоимения (бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты).

-Какой частью речи являются оставшиеся слова .Все правильно выполнили это задание? Кто допустил ошибки? Почему? Составьте из этих слов пословицу.Что особенного заметили в пословице? (все слова-сущ) Докажите.

-Сформулируйте тему урока (Слайд 2). Урок проведем под девизом «Повторенье-мать ученья».

-Зачем необходимо повторять то, что изучили? Где нам пригодятся знания о сущ?

-Найдите букву для чистописания, которая находится в сущ. Ж.р. и обозначает непар.звон. тв.согл.звук. Какой это звук? (м)

-Какой буквой при письме обозначается?

-Пропишите цепочку букв в данной закономерности.  мМм МмМ

Повторим словарные слова. 

1.Синоним к слову холод ( мороз).

2. Тонкий снежный слой  на деревьях (иней).

3.Теплые сапоги из смеси вяленой овечьей, коровьей, козьей,кроличьей, верблюжьей шерсти ( валенки).

4. Предмет одежды для кистей рук в холодное время года ( варежки).

5. Первый зимний месяц ( декабрь).

6. Спортивный инвентарь, который представляет собой совокупность ботинок и прикрепляемой к ним системе неподвижных лезвий ( коньки).

Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. слайд3 )

Отметьте результаты в листе оценивания-на полях.
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

-Назови их одним словом (нариц,неодуш.)

-На какие 2 группы из можно разделить? (ед.число и мн.число)

IIIЭтап закрепления с проговариванием во внешней речи

- Вот и добрались мы до ущелья вопросов(Слайд 4 )

-Кто знает лексическое значение слова «ущелье»?

- Вот что об этом говорится в толковом словаре. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах. ---Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание.

1.Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных):

- Поиграем в игру «Волшебный квадрат». (Слайд 5)

У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата вписаны имена существительные. Определите число каждого существительного.

(Самостоятельная работа учащихся на листочках)

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

ель

яблоко

грибы

ножницы

деревни

метель

-Фронтальная проверка

-Как определить в каком числе стоит имя существительное?

Дети: Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе.

-Назови сущ, которые употребляются только в ед иди мн.числе.(суббота,ножницы,музыка,метель)

-Отметьте результаты в листе оценивания. Молодцы, справились с заданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше.

- Перед нами  холм выбора. (Слайд 6)

2. игра «Узнай род имён существительных».

- Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных». Разделите листочек в своих дневниках путешественника на 3 равных столбика. Я буду диктовать слова, вы должны распределить их по родам.

Фамилия, имя, картофель, вагоны, село, портфель, морковь, семья, расстояние

-Фронтальная проверка .Проверим правильность выполнения по слайду 7.

Отметьте результаты в листе оценивания.

Какого рода бывают имена существительные?

Дети: Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов.

- Как определить род имени существительного?

Дети: Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно – средний род.

-Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)Можно ли определить род у существительных множественного числа?(можно)

 Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое»:

Учитель: Выполнив задание, мы подошли к Дубраве Здоровья. (Слайд 8 )

Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое, то все руки поднимаем вверх, если неодушевлённое -приседаем.

Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, девочка, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учителя

- Отдохнули. Пора двигаться дальше. Впереди «Поляна падежей». (Слайд 9)

3. склонение имён существительных,падежи:

- Знаете ли вы падежи? Назовите мне их хором.

(Учащиеся проговаривают хором падежи)

- Что такое склонение?

Дети: Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

-Как определить падеж имени существительного?

Дети: Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к нему вопрос.

Учебник с.44 упр.79 (по вар.)

(Взаимопроверка)

Отметьте результаты в листе оценивания

 -Впереди морфологический ручеёк (Слайд 10)

-Чтобы пройти через него нужно выполнить такое задание: выполнить разбор существительного как части речи.

Грамоте учиться-всегда пригодится.

Молодцы, ребята!Самооценка

Отметьте результаты в листе оценивания

iVЭтап обобщения .систематизации включения в систему знаний

-Представьте себе, что из нашей речи исчезли бы все имена существительные. К чему бы это привело? Какой вывод мы можем сделать?

-Давайте проверим правильность наших суждений и посчитаем все слова и имена существительные в стихотворениях известных поэтов. (каждая группа выбирает карточку с текстом)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном.

На лапах – шпоры, сам – с вершок,

А на макушке – гребешок.

-Вывод.

А теперь давайте обобщим все наши знания  и  составим кластер по теме «Имя существительное»,напишите все,что вы знаете о имени существительном. (работа в группе)-моделирование информации, выделение главного из полученной информации.

9.Рефлексия учебной деятельности

Заканчивается наше путешествие в страну Речь.

В путь! Домой!

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие,

Надо подвести итог.

Над какой темой мы работали?

Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно

понравилось?

Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз

побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями.

А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное».

Посчитайте баллы по вашим листам оценивания. Поднимите руки у кого 24-25 баллов эти ребята получают оценку 5, у кого от 14 до 23 – оценку 4, менее 13 получают оценку 3.

10. Домашнее задание.

.С.45 упр.81. составить научный рассказ (5-7 пр.) об имени существительном, найти в нем все существительные,определить род,число,падеж.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Бежит, мать, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, ученье, повторенье, ты.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Свет ночной. Ночные тени.

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном.

На лапах – шпоры, сам – с вершок,

А на макушке – гребешок.

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном.

На лапах – шпоры, сам – с вершок,

А на макушке – гребешок.

Качая клювом и хвостом,

Будильник ходит под окном.

На лапах – шпоры, сам – с вершок,

А на макушке – гребешок.

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

 ель

яблоко

грибы

  ножницы

деревни

метель

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

ель

яблоко

грибы

  ножницы

деревни

метель

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

ель

яблоко

грибы

  ножницы

деревни

метель

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

ель

яблоко

грибы

  ножницы

деревни

метель

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

ель

яблоко

грибы

  ножницы

деревни

метель

подарки

музыка

торты

суббота

книги

цветы

ель

яблоко

грибы

  ножницы

деревни

метель


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Повторенье- мать ученья.

Слайд 3

Мороз, иней, валенки, варежки, декабрь, коньки.

Слайд 4

Ущелье вопросов.

Слайд 5

«Волшебный квадрат» подарки музыка торты суббота книги цветы ель яблоко грибы ножницы деревни метель

Слайд 6

Холм выбора

Слайд 7

Женский род Мужской род Средний род фамилия картофель имя морковь вагон село семья портфель расстояние

Слайд 8

Дубрава здоровья

Слайд 9

Поляна падежей

Слайд 10

Морфологический ручеек

Слайд 11

Грамоте учиться-всегда пригодится.

Слайд 12

Грамоте-сущ., н. ф. грамота, нариц ., неодуш ., ж.р., ед.ч ., Д.п .

Слайд 14

Самооценивание «5» -24-25 баллов «4»- от 23 до 14 баллов «3» менее 13 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет  создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...