Тк суффикс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сыпченко Юлия Юрьевна

Разработка урока по русскому языку на тему "суффикс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель: формирование у учащихся  представления о написание суффиксов –ик, -ек, умения правильного написания гласной  суффиксе ик, -ек.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования умения правильного написания гласной  суффиксе ик, -ек.
  2. Содействовать духовно-нравственному воспитанию школьников, воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в классе и работе в парах.
  3. Способствовать развитию самоконтроля, мышления, речи и интереса к русскому языку, как к учебному предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление детей о написание суффиксов -ик, -ек.

Метапредметные:

  • познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • регулятивные – умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
  • коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и парах;

Личностные: развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

  • развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и парах;

1.Мотивация     и самоопределение

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Юрьевна. И наш урок мы начнём с минутки чистописания. Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Запишите следующие слова: «Смел..сть, бел…нький, ваз..чка, ключ..к, замоч..к.

-В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

-Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение?

-Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Давайте с вами посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков», Витя Перестукин ,герой мультфильма, когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова и поможем Вите Перестукину.

Настраиваются на урок

Слушают учителя

Проверяют готовность к уроку

2.Актуализация и проблемное учебное действие

- Давайте с вами вспомним, что из раздела «Состав слова» мы изучили?

- Верно. А можете мне назвать определение этих частей?

- А вы помните, как найти корень в слове?

- Верно. А что же такое окончание?

- А как же найти окончание в слове

 Дети отвечают на вопросы учителя.

Однокоренные слова – это слова, которые имеют корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.

Контролировать свою речь в процессе общения.

  • Понимание плана написания письма  в

собственной жизни

3.Выявление места и причины затруднения

 -Ребята, в начале у нас с вами возникла проблема. Что мы не смогли определить?

-Правильно, правописание суффиксов –ик, -ек.

Ответы детей.

  • Сформировать представление детей

 о суффиксах –ик, -ек.

  • Понимать, принимать и сохранять различные

 учебные задачи; осуществлять поиск средств

для достижения учебной задачи.

Знать и применять правила общения

4.Целеполагание и пути решения проблемы

- Ребята, так как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Правильно, правописание суффиксов –ик,- ек.  

Читают.

Высказывают свое мнение

  • Сформировать представление детей

 о  суффиксах –ик, -ек

  • Принимать активное участие в работе,

использовать умения вести диалог,

речевые коммуникативные средства

  • Осваивать навыки сотрудничества в учебной

деятельности.

5.Реализация построенного проекта (объяснение учителя)

-  Ребята, давайте мы с вами сравним слова, которые написаны у вас в карточках №1. Какие мы можем сделать выводы? -Теперь можно сформулировать правила правописания:

- суффикс –ек пишется …

- суффикс –ик пишется ….

-Давайте проверим правильно ли мы сформулировали правило, для этого откройте учебник на странице 101 и прочитайте правило, которое у вас дано в упражнение 170.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети отвечают на вопросы учителя.  

  • Сформировать представление детей о  

суффиксах –ик, -ек

  • Строить речевое высказывание в устной форме,

применять полученные знания на письме

Знать и применять правила общения

6.Первичное закрепление

А теперь открываем учебник на стр. 101 упр. 171. По образцу. Теперь с тремя из этих слов составьте предложение.

Ответы детей

Выполняют упражнение.

  • Сформировать представление детей о

написание суффиксов –ик, -ек.

  • корректируют выполнение задания

в дальнейшем участвуют в диалоге

  • Осознают свои возможности в учении

Р.- корректируют выполнение задания в дальнейшем

К.- участвуют в диалоге

Осознают свои возможности в учении

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Сейчас мы закрепим ваши знания на практике. На ваших столах лежат карточки с заданием. Обратите внимание, там два задания (одно легкое, другое сложнее). Для выполнение выберите то задание, которое считаете выполнимым.

После выполнения задания, обменяйтесь карточками и проверьте задание по эталону.

Выполняют задания, проверяют по эталону.

1. Прочитайте слова и выделите в них приставки.

2.Прочитайте приставки и глагол. Образуйте от данного глагола другие глаголы при помощи приставок. Запишите их.

  • Сформировать представление детей о  

написание суффиксов –ик, -ек.

  • самостоятельно работают по установленному

плану прогнозируют результаты уровня усвоения

изучаемого материала

  • Способны адекватно судить о причинах своего

 успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,

 трудолюбием

8.Рефлексия

Ребята, мы с вами узнали как пишется суффиксы –ик, -ек?

-Хорошо, теперь мы можем помочь Вите Перестукину. Какую же гласную мы напишем в слове ключик и замочек

-Правильно. Ребята, за то, что мы помогли Вите Перестукину он оставил для вас послание. Прочитайте, что он нам сказал? А как можно назвать это предложение(пословица).

Давайте прочитаем нашу пословицу.

-  Ученье — свет, а неученье – тьма. 

А теперь давайте посмотрим на экран и выберем смайлик с нашим настроением.

- Отлично! Наш урок подошел к концу.

Всем спасибо за урок, все молодцы!

Ответы детей.

Это пословица.

Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества.

  • выделяют и осознают то, что уже усвоено и что

 еще нужно усвоить

  • Оценивает степень своего продвижения в

 освоении учебного материала

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"

Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление  раннее изученных суффиксов во 2 классе....

«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»

Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....

«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».

Данная презентация составлена к уроку русского языка....

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...