Часть урока. | Содержание урока. | Методические указания. |
I.Организационный момент. Утренний сбор (элемент). | Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё готово к уроку: тетради, ручки, простые карандаши, ластик. Учитель: Прежде, чем продолжить урок, ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу: «Доброго утра!» Приветствие – первый компонент Утреннего сбора. Учитель: На нашем уроке присутствуют гости, посмотрите на них и пожелайте всем: «Доброе утро! Мы очень рады Вас видеть». Дети: Доброе утро! Мы очень рады Вас видеть. |
Приветствие адресовано каждому, кто находится в кругу. Дети вместе с учителем встают в круг. Учитель поворачивается к ребёнку, стоявшему, справа и передаёт каждому маленький мячик (разминая кисти рук). При этом приветствует его и улыбается: «Доброе утро, Аня! Я очень рада тебя видеть». |
II. Сообщение темы и цели урока. | Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся путешествовать в сказочный лес, который находится в городе «Морфемный», где живут части слова. Основная цель нашего урока - познакомиться с новым суффиксом. Также мы с вами будем наблюдать, определять какую окраску придают суффиксы словам. |
|
III. Основная часть. 1.Повторение пройденного.
| Учитель: Ребята, путешествовать мы отправимся с вами вот на этом поезде «Грамматика». Но для этого нам необходимо приобрести билеты. Билеты вы получите в том случае, если ответите на вопросы: - Какие части слова вы знаете? Дети: Корень, окончание, суффикс. Учитель: Дайте определение изученным частям слова. Дети: (отвечают). Учитель: Какие суффиксы вы знаете? Дети: суффиксы -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ик-, -ек-, -к-, -иц-, -их-. Учитель: Какую окраску придают суффиксы словам? Дети: Экспрессивную. Учитель: За правильные ответы вы получаете билеты на поезд. | Учитель заводит игрушечный поезд и демонстрирует его движение по рельсам.
Повторение изученных правил о частях слова (корне, окончании, суффиксе), экспрессивной окраске слова.
Отвечает каждый ребёнок, получая билет на поезд. |
3.Минутка чистописания.
| Учитель: В путешествие нам необходимо взять с собой волшебные очки, которые я нарисовала на доске, посмотрите. Давайте запишем в тетрадях число, классная работа, нарисуем волшебные очки (приложение №1). | Учитель следит за правильным верхним соединением строчной буквы о, за осанкой детей, за положением тетрадей. |
4.Путешествие в сказочный лес на поезде «Грамматика». | Учитель: Ребята, вы все слышали, какие звуки издаёт поезд при движении. Дети: Да: «Чух – чух – чух…..» Учитель: Правильно, на вдох и выдох произносим эти звуки и изображаем движение колёс поезда руками и ногами. Поехали. Вот мы подъезжаем к городу «Морфемный» и приближаемся к сказочному лесу, где встречают нас жители леса. В этом домике живут звери. У каждого из этих зверей есть семьи. Сейчас перед вами папы семейств. А мамы и детёныши не смогли прийти, так как они уехали в соседний город «Правописание». В это время злой волшебник посетил лес, заколдовал зверей и дом. Давайте, ребята, поможем зверям и расколдуем чары злого волшебника. Для этого вы должны выполнить первое задание. Посмотрите на слова, записанные на доске, что вы можете сказать об этих словах? Дети: Они однокоренные. Учитель: Дайте определение однокоренным словам. Дети: (отвечают). Учитель: Для чего служат суффиксы в этих словах? Дети: Для образования новых слов. Учитель: Какую окраску придают суффиксы данным словам? Дети: Экспрессивную. Учитель: Ребята, давайте разберём записанные слова на доске по составу, а затем запишите одну из семей в тетради, выделяя окончание, корень, суффикс. |
Дыхательная гимнастика. Учитель следит за правильным дыханием детей.
На доске иллюстрации: домик, еж, слон, заяц, медведь, лев.
На доске слова: ёж – ежиха – ежонок слон – слониха – слонёнок заяц – зайчиха – зайчонок медведь- медведица – медвежонок лев – львица – львёнок Повторение изученного правила о родственных (однокоренных) словах. Коллективная работа у доски. Дети выходят к доске по одному и разбирают с помощью класса каждое слово по составу, выделяя окончание, корень, суффикс, комментируя свой ответ. Самостоятельная работа в тетрадях. |
5.Физкультминутка. | Учитель: Ребята, давайте выполним физкультминутку «Если нравится тебе, то делай так» без музыки и под музыку. Так же под музыку выполним упражнения маленьких человечков, танцевальные и кинезиологические упражнения (приложение №2). |
Учитель включает музыку. Ученики могут ходить по классу и выполнять упражнения. |
6.Наряжаем ёлочку.
| Учитель: Ребята, у жителей сказочного леса скоро будет праздник, и вы его тоже любите. Что это за праздник? Дети: Новый год! Учитель: Правильно, звери приготовили вот эту красивую ёлочку, но злой волшебник перепутал игрушки. Давайте поможем украсить ёлочку. Среди игрушек надо выбрать только те игрушки, где встречается корень – ел- Дети: Ёлка, ель, ёлочка, ельник, еловые. | На доске иллюстрация новогодней ёлки с игрушками, прикреплёнными магнитами. На игрушках написаны слова. Дети по одному выходят к доске, выбирают нужные игрушки и объясняют, почему они сняли ненужную игрушку. |
7.Изучение нового.
| Учитель: Ребята, я под ёлочкой нашла шкатулку, где лежит волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, а вы наденете волшебные увеличительные очки и увидите не дом, а… Дети: Домище. Учитель: Вы знаете, что суффиксы могут придавать самую разную экспрессивную окраску слову. Какой суффикс в данных словах на доске? На что он указывает? Дети: Суффикс –ищ-. Он показывает на то, что предмет очень большой. Учитель: Мы расколдовали чары злого волшебника и звери стали прежними. Что нам в этом помогло? Дети: Волшебная палочка и очки, суффикс –ищ-, наши знания и умения. | Учитель перечисляет всех зверей, а дети с помощью волшебных очков их «увеличивают». Иллюстрации домика и зверей превращаются в игрушечный дом и мягкие игрушки.
На доске слова с выделенным суффиксом –ищ-: ежище слонище зайчище медведище львище
|
8.Физкультминутка минутка. | Учитель: Прежде, чем записать одно из слов в тетради, давайте под музыку проведём физкультминутку. Сначала послушаем спокойную музыку, затем поводим глазами по тренажёрам (приложение №3), по «бегающим огонькам» с помощью лазерной указки. Затем покажем с помощью пальцев рук: домик с трубой, ёлочку, как фыркает ёжик, как ходят слоны (приложение №4). Давайте походим по классу и изобразим, как ходят: медведи, львы, лисы, волки, прыгают зайцы. | Под спокойную музыку проводится психогимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Дети ходят по классу и изображают зверей, выполняя упражнения для развития мышц плечевого пояса и позвоночника. |
9.Закрепление изученного. | Учитель: С каким суффиксом мы с вами познакомились? Дети: Суффикс –ищ-. Учитель: Новый суффикс я прикреплю к ранее изученным на стенд. Запишите одно из слов, записанных на доске, в тетради и выделите суффикс –ищ-. Дети: (работают в тетрадях). | На доске слова с выделенным суффиксом –ищ-: ежище слонище зайчище медведище львище Самостоятельная работа в тетрадях. |
10.Заключение. | Учитель: Ребята, давайте на прощание, исполним лесным жителям «Песенку-чудесенку» (приложение №5). Дети: (исполняют песню). Учитель: Ребята, попрощайтесь с лесными жителями, садитесь в поезд и мы отправляемся в школу. | Дети вместе с учителем встают вокруг зверей и исполняют песенку с движениями. Дыхательная гимнастика. Дети вместе с учителем, имитируя движение и звуки поезда, возвращаются в школу. |
IV. Домашнее задание. | Учитель: Вот, наконец, мы в своём классе. Ребята, я совсем забыла вам сказать, когда мы собирались домой лесные жители попросили вас, чтобы вы выполнили дома упр. 3 из учебника, где нужно от данных слов образовать новые с суффиксом –ищ-, понаблюдать какую окраску придаёт слову данный суффикс. |
|
V. Подведение итогов
| Учитель: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Что нового вы узнали? Дети: (перечисляют). Учитель: Давайте нарисуем на больших листах бумаги свои лица и определим, какое впечатление оставил сегодняшний урок для каждого из вас. Дети: Дети выполняют задание учителя. Учитель: На этом наш урок закончился. До свидания, ребята. Очень приятно было с вами поработать! Дети: До свидания! | Рефлексия. Дети делятся на группы (мальчики и девочки). Учитель вместе с детьми комментирует каждую работу. Следует обратить внимание, что запомнилось детям за урок, и какое настроение оставил урок для каждого. |