Задание по теме "Глагол"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Моренко Алена Андреевна

Глагол. Значение глагола, его морфологические и синтаксические свойства. Неопределённая форма глагола, её значение, образование, синтаксическая роль. Категория вида глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_k_teme_glagol_morenko.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Моренко Алена

2.1 КП

09.03.2023

Тема: Глагол. Значение глагола, его морфологические и синтаксические свойства. Неопределённая форма глагола, её значение, образование, синтаксическая роль. Категория вида глагола.

Вопросы самоконтроля:

- Какая часть речи называется глаголом?

Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- С какими грамматическими категориями глагола знакомятся младшие школьники?

В начальных классах изучаются лишь некоторые грамматические категории, свойственные данной части речи. Так в процессе наблюдения над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы Что делать? Что сделать? происходит практическое знакомство с видом глаголов. В соответствии с программой младшие школьники получают знания о категориях числа, времени, рода (в прошедшем времени), лица, о спряжении и о неопределенной форме глагола.

- Почему глагол является сказуемым в предложении?

Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции. Итак, глагол в предложении может являться: Подлежащим (предмет). Оно отвечает на вопрос кто? что? Подчеркивается одной чертой. (что?) Жить – Родине служить. (что?) Любить – сложная задача. Многие подобные фразы стали устойчивыми словосочетаниями.

- Какие морфологические категории характерны для всех форм глагола?

Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам. Категория вида. Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия.

- Почему инфинитив считается начальной, исходной формой глагола?

Неопределенной – потому что он кроме вида и возвратности ничего не обозначает. Не определено, какого он времени, числа, лица.

Начальной – потому что от инфинитива начинается образование разных других форм глагола.

- Какие признаки глагола можно определить по инфинитиву?

Инфинитив — это неизменяемая форма глагола, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать» и обозначает самое общее значение действия глагола.

Инфинитив — это неопределённая форма глагола, по которой невозможно определить такие морфологические признаки, как время, лицо, число и наклонение. У глагола в начальной форме возможно определить только вид и спряжение.

- Какие глаголы называются переходными?

Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными.

От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):

У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.

- Какие глаголы называются непереходными?

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

- Какие глаголы называются возвратными?

Возвратность — это постоянный признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу. Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если в конце слова есть такой постфикс, то этот глагол называется возвратным: обидеть ся, одеть ся, двигать ся. Другие глаголы считаются невозвратными: обижать, одевать, двигать.

- Какие формы глагола являются  особыми?

Особыми формами глагола являются причастия и деепричастия. Причастия обозначают признак предмета по его действию и отвечают на вопрос какой? Причастия объединяют в себе признаки глагола и прилагательного.

Постоянные признаки причастий – действительное или страдательное, время (прошедшее или настоящее), вид, возвратность; непостоянные признаки причастий – полная или краткая форма (у страдательных), род, число, падеж.

- Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?

Совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос «что сделать?») (нарисовать, спеть). Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида: принадлежать, разгуливать грянуть, очутиться. Имеются глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида — двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить, казнить).

- Какое действие обозначают глаголы несовершенного вида?

Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительные или повторяющиеся действия, не доведённые до конца (бежал, рисовал) и отвечают на вопросы что делает? что делал? что будет делать? и др.

- Что такое видовая пара?

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида. Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать. Такие видовые пары различаются способом словообразования: Через суффикса: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

Задание. Образовать видовую пару от следующих глаголов:

Обуть, подрасти, обучить, рассыпать, прыгать, узаконить, простить, предложить, забегать, ловить, искать, строиться.

Обуть – обувать,

подрасти –вырасти,

обучить – обучать,

прыгать– прыгнуть,

узаконить – узаконивать,

простить – прощать,

предложить – предлагать,

забегать – забежать,

ловить – поймать,

искать – найти,

строится – построится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...