Падеж имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Шункевич Алла Вацлавовна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Падеж имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Падеж имён существительных

Цель: формировать умение определять падеж имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Два ученика склоняют слова стрела, книга у доски.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика.)

—  Просклоняйте имена существительные зима, гора. Выделите окончания.

2. Фронтальная работа

—  Просклоняйте имена существительные: вариант 1 — погода, вариант 2 — машина. Выделите окончания..

IV. Самоопределение к деятельности

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.

Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:

Именительный,

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

-  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 67 (с. 38).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)

—  Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.

—  Прочитайте первое предложение.

—  Найдите в предложении слова свинья и полынья. (Из полыньи, от свиньи.)

—  С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)

—  Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто ?) свинья.)

—  Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)

—  Подпишите падеж над словом свинья.

—  Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)

—  Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)

—  Подпишите падеж над словом полынья.

—  Прочитайте второе предложение.

—  Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)

—  С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)

—  Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)

—  Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)

—  Подпишите падеж над словом полыньи.

—  Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (кого?) свиньи.)

—  Какой падеж имеет вопрос кого ? (Родительный.)

—  Подпишите падеж над словом свиньи.

(С остальными предложениями учащиеся работают самостоятельно.)

—  Назовите главные члены первого и второго предложений.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 68 (с. 39).

—  Прочитайте.

—  Найдите словосочетания. Прочитайте.

—  Найдите предложения. Прочитайте.

—  Чем отличается словосочетание от предложения?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания

и предложения и называют падеж имён существительных.)

Упр. 69 (с. 39).

—  Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что интересного вы узнали?

—  Найдите предложение, в котором слово змея является подлежащим.

—  Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания с вопросами и называют падеж имён существительных.)

—  Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного? (Найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу определить падеж.)

—  Приведите свои примеры.

—  Прочитайте сведения о языке на с. 40.

—  Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащим.)

—  Как определить падеж существительного?

VIII. Рефлексия

—  Прочитайте. Определите падеж слова весна в каждом случае.

В рощах птичье пение, А в классе - тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна.

Склоняем вслух: весна, весны... А за окном ручьи слышны. На парте не сидится мне, А тут весна, весны, весне...

Весна, весны, весне, весну, Весною, о весне... Гуляет зайчик по окну, Как солнце на стене.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Как определить падеж существительного?

Домашнее задание

Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)

Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....

Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...