Технологическая карта по русскому языку "Что такое местоимение?" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вильданова Азалия Айдаровна

Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.

Задачи урока
Планируемые результаты
Дидактические:
1. Познакомить с местоимением как часть речи;
2. Учить находить местоимения в тексте, употреблять в речи.
Предметные:
обучающийся научиться:
1) определять местоимение и отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи;
2) осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Развивающие: 
1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме; 
2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении. Личностные:
обучающийся научиться:
1) проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы,языка ; 
2) осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; 
Воспитательные:
1.  Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
2.  Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
3.  Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания

УМК: Школа России, учебник Русский язык 2 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В. Г., презентация, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass_chto_takoe_mestoimenie.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 20.04.23

Школа: МБОУСОШ им. Усманова Г.М.

Класс: 2 «А»

Урок: 1

Время:8:00-8:40  Кабинет: 3

Студент: Вильданова А.А.

Группа: 46

Учитель: Газизова А.А

Методист: Кошкарова Л.С

Тема урока «Что такое местоимение?»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с местоимением как часть речи;
  2. Учить находить местоимения в тексте, употреблять в речи.

Предметные:

обучающийся научиться:

  1. определять местоимение и отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи;
  2.  осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа о местоимении по опорной схеме;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний о местоимении.

Личностные:

обучающийся научиться:

  1. проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы,языка ;
  2. осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности;

Воспитательные:

1.  Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;

2.  Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;

3.  Воспитывать интерес к русскому языку через занимательные задания.

УМК: Школа России, учебник Русский язык 2 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В. Г., презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (монолог учителя); психологический настрой.

1. Приветствует класс.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите, чтобы все необходимое лежало на краю парты.  

-Меня зовут Азалия Айдаровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка . Посмотрите, на ваших партах лежат карточки. Это «лестница успеха», каждый раз выполняя на уроки задания вы должны нарисовать тучку, если у вас возникли трудности  или солнышко, если у вас всё получилось.

Приветствуют учителя.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: включение в учебную деятельность.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

3 мин

Готовность мышления и осо

Словесный (фронтальная беседа)

Ребята, откройте свои тетради и отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, классная работа. Сегодня у нас 20 апреля.

- Теперь, записываем слова со слайда и вставляем пропущенные буквы.

- Кто хочет прочитать и объяснить, то как вставил буквы?

Слова : песоч..ица, меч..а, щ..ка, ч..лок, в..юнок, руж..ё

Песочница, мечта: буквосочетания чн, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака

- Щука, чулок: гласные в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу – это орфограммы.

- Вьюнок, ружьё: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающие согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.  

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (фронтальная беседа)

  1. Подводит к теме урока.

- На экране вы видите фрагмент известной сказки. Прочитайте его.

- Обратите внимание на выделенные слова.

- Произнесите их.

- Что можете сказать о значении этих словах?

- Они называют конкретное лицо или предмет?

- На что указывает слово он?

- Кто называет себя словом я?

- Правильно, называет себя я тот, кто говорит. Слово я указывает на того, кто говорит.

- К кому обращаются, употребляя слово ты?

- Верно. Ты называет того, с кем она (мышка) говорит.

- Вместо каких слов употребляется слово они?

- Мы можем сделать вывод, что есть слова, которые не называют предметы, а только указывают на них.

- Посмотрите внимательно на текст, и скажите мне, где начало диалога?

- Где конец диалога?

- Скажите, что такое диалог?

- Обратите внимание, как записывается диалог?

- Запишите строчки, где встречались слова он, я, ты, они.

 

- Теперь подчеркните слова, которые не называют предметы, а указывают на них.

- Как вы думаете, какую часть речи заменяют эти слова?

- О каких словах мы будем говорить на этом уроке?

- Да, вы правы, эти слова указывают на какой-то предмет и заменяют имя существительное, а как называются эти слова вы узнаете, разгадав шифр.

- Посмотрите на слайд, вы должны зачеркнуть все букв «А» и прочитать слово.

«Месааатоааааиаамаааеааанааиаае»

- Какое слово у вас получилось?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Чтобы сформулировать цели для нашего урока, я написала для вас опорные слова, посмотрите на них и сформулируйте цели.

- Какие цели мы можем поставить на урок?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, я составила план урока, но он перепутался. Попробуйте исправить план.

- Кто прочитает план, как он должен звучать?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Скажите мне, слова которые были у нас выделены в тексте, что это за слова?

- А какой их главный признак?

Выразительно читают фрагмент сказки

- Он, я, ты, они

- Они указывают на героев.

- Нет.

- На теремок.

- Мышка и лягушка.

- К лягушке.

- Лягушка и мышка.

Читают диалог

- Терем – теремок!

- Иди ко мне жить!

- Диалог — это разговор двух людей.

- Каждая реплика с новой строки.

Записывают строки

- Они заменяют имена существительные.

- О словах, которые заменяют имена существительные.

2. Пытаются сформулировать тему и цель урока.

- Местоимение.

- Что такое местоимение?

- Узнать, что такое местоимение.

- Научиться находить местоимения в тексте.

 

- Наш план будет звучать так:

1. Выполним задание и узнаем, что такое местоимение;

2. Будем учиться находить местоимения в тексте;

3. Выполним самостоятельную работу;

4. Подведём итоги.

- Первый

- Местоимения

- Они не называют предметы, а указывают на них.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Презентация

«Открытие»  детьми нового знания  

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Практический, аналитико-синтетический: артикуляция, звуковой анализ слова, составление схемы или анализ схемы.

Словесный: учебный диалог

Моделирование: составление или анализ слого - звуковых схем

1. Формулирует задание;

2. Подводит обучающихся к выводу.

- Посмотрите на слово «местоимение» на экране.

- Из каких двух слов оно состоит?

- Да, слово местоимение похоже на словосочетание «вместо имени». И это не случайно.

- Посмотрите на слайд и попробуйте сказать, какие это слова? В чём особенность их значения?

- Это нам говорит о том, что местоимения употребляются вместо какого-то другого слова.

- Давайте теперь сравним то, что мы сейчас сказали и местоимении с правилом в учебнике.

- Сейчас откройте учебник на странице 101.

- Прочитайте правило.

- Давайте составим с вами памятку.

- Какая тема нашего урока?

- Местоимение — это часть речи?

- Местоимение указывает на предмет, не называя его?

- Какие местоимения мы уже с вами узнали?

- Правильно, так же существуют такие местоимения как, она, оно, мы, вы.

- Давайте по нашей памятке расскажем, что такое местоимение, не называя примеры местоимений. Кто хочет ответить?

- Молодцы, давайте выполним упражнение № 173

- Прочитайте стихотворение.

- Кто понял, о чем это стихотворение?

- Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся?

- Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения.

- Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается?

- Да, вы правы. Зачитайте это предложение.

- Обратите внимание, как записано предложение?

Сколько строчек оно занимает в учебнике?

- Сколько строчек оно займет у вас?

- Приступайте к записи предложения.

- Подчеркните местоимения.

- Каких местоимений нет в тексте?

- Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

Какой пункт плана мы выполнили?

- вместо имени.

- Это те слова , которые указывают на предметы

Читают правило

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Что такое местоимение?

- Да

- Да

- Он, я, ты, они.

 

- Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Читают стихотворение

- О  том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой.

- Я, ты, мы – местоимения.

- Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием.

Читают предложение

- Предложения записаны друг под другом.

- 6 строчек.

Записывают предложение

Подчеркивают местоимения

- Вы, он, она, оно, они.

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

- Второй.

Первичное закрепление

4 мин

Усвоение нового способа действий

- Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений.

Он, Мы, Она

- Кто хочет прочитать то, что у него получилось?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- Кто ещё хочет прочитать своё предложение?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- И последний, кто хочет рассказать то, что он написал.

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений?

- Хорошо, молодцы.

- Что мы с вами сейчас учились делать?

- Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана?

- Что мы будем дальше выполнять?

- Правильно. Но перед началом, нам нужно немного размяться.

Записывают свои предложения на доску

- Он пошел гулять в парк.

- Он

- Мы посадили цветы в саду.

- Мы

- Она плавает в бассейне.

- Она

- Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама,  

- Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями.

- Второй

- Самостоятельную работу

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Практический; выполнение самостоятельной работы

Парная форма Индивидуальная форма.

1. Контролирует выполнение работы;

2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Так как у нас сейчас будет проходить самостоятельная работа. Для неё я вам раздам карточки. На вашей карточке, вы сверху пишете свою фамилию и имя.

- На карточке написаны предложения. Вам надо подчеркнуть местоимения в этих предложениях. У вас на эту работу 3 минуты.

- Что вы сейчас тренировались делать?

- Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд.

- Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-».

- Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа. Обменяйтесь обратно.

Слушают задание учителя

Подбирают и записывают слова в каждый столбик

- Мы тренировались находить местоимения в тексте.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа

 Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174.

- Назовите предметы на рисунках.

- Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске?

- Посмотрите на образец.

- Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать.

- А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске.

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки?

- Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку.

- Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите 5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2.

- Запишите домашнее задание №175 стр. 102

Читают задание учебника

- Пальто, цветок, лампа, коньки.

Записывают слова

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

- Рюкзак, собака, велосипед, яблоко.

Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно)

Проверяют работы

Записывают домашнее задание.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация

Рефлексия деятельности

2 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (фронтальная беседа)

- Какой была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

- Мы все пункты плана выполнили?

- Что мы изучали сегодня?

- Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Поднимите руку те, кто считает, что на уроке у него все получилось?

- Молодцы, ребята.

- У кого что-то не получилось?

Почему?

- Я уверена, в следующий раз у вас все получится!

- отвечают на вопросы


- Да

- Местоимение

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Отвечают на вопросы учителя
Анализируют свою работу на уроке

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, установление учащимися значения результатов своей деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса на тему "Повторение. Что такое глагол?".

Класс: 3.Программа: "Школа России".Предмет: Русский язык.Тип урок: урок совершествования знаний и способов действий по теме "Повторение. Что такое глагол?".Цель урока: повторение у...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое приставка"

3 классУМК "Школа России"На уроке использовались карточки из сайта "Учи.ру"...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....