Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тип урока : повторение изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

2 класс

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

Тип урока: повторение изученного материала

Данный урок проводится во втором классе по УМК «Школа России».

Цель урока:

Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

-формировать умение распознавать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол по вопросам и общему значению;

- формировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать внимание.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, умение работать в парах, чувство коллективизма.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Ресурсы: учебник «Русского языка» 2 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, электронная презентация, изображение совы, карточки с заданиями, наглядный материал.

Время реализации занятия: 45 минут.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня в нашем классе гости. Когда встречают гостей, хозяева дома стараются сделать всё возможное, чтобы гостям было уютно. Давайте и мы на правах хозяев постараемся, чтобы наши гости от общения с нами получили только приятные впечатления. Итак, приступаем к работе.

- Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

(Звучит мелодия «Звуки леса»)

- Ребята, сегодня на уроке я вам предлагаю отправиться в сказочный лес, где нас ждёт много интересного.

Отгадайте загадку и узнаете, кто нас будет встречать.

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком,

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

(Сова)

(На доске появляется изображение дерева и совы, сидящей на нём).

- Почему сову называют мудрой?

(Сова долго живёт и много знает).

- А ещё сова очень чистоплотная птица, всегда следит за собой, любит чистить свои пёрышки. Она предлагает нам заняться чистописанием.

1. Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно, какие интересные пёрышки у нашей совы. Какие знакомые элементы вы можете назвать.

(наклонная линия с закруглением внизу вправо и влево, наклонная линия с закруглением вверху и внизу).

- Какие буквы из них можно составить?

(Ч, Р)

- Пропишем их красиво.

2. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, ребята, почему именно эти буквы мы сегодня с вами вспомнили?

(Если дети затрудняются, то учитель просит связать их с темой прошлого занятия).

(Дети отвечают, что с этих букв начинается новая тема, которую они начали изучать «Части речи»).

- Подумайте , о чём сегодня мы будем говорить на уроке, чему будем учиться.

(О частях речи)

III. Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы они отвечают и что обозначают.

2. Орфографический диктант.

- А вот и хозяйка сказочного леса. Кто это?

Есть в лесу одна старушка,

Есть у неё чудо-избушка,

И костяная у неё нога –

Зовут её … (Баба Яга)

- Баба Яга очень любит гостей, а особенно она любит всякие задания и загадки придумывать. Вот и для нас она приготовила задания.

- Ребята, посмотрите, у кого на рабочих местах лежит рисунок с изображением бабы яги, тот будет выполнять её 1-ое задание самостоятельно. Прочитайте текст, который для вас она приготовила, найдите и выпишите в тетрадь слова, которые отвечают на вопросы (какой?), (какая?), (какие?).

(Возле маленькой деревушки был сказочный лес. А сказочным он был от того, что жили в нём волшебные звери, птицы, растения и цветы. Лес был таинственный, загадочный, опасный и непредсказуемый. Деревенские жители побаивались леса, поэтому в него не ходили.).

- Остальные ребята работают вместе со мной. Давай те покажем Бабе Яге, что нам всякая работа по силе.

(Презентация игра-тренажёр «Помоги Бабе Яге». Цель игры: вспомнить правило правописания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).

(Дети работают на местах, 1 ученик у доски, записывают слова, подбирают проверочные, подчёркивают орфограммы).

- Какое правило мы сейчас вспомнили?

(Правило безударной гласной, проверяемой ударением. Дети формулируют правило).

Оценивается работа учащегося у доски.

- Прочитайте ещё раз записанные слова, Что объединяет все эти слова?

- На какие вопросы они отвечают?

- Что называют эти слова?

- Какой частью речи они являются?

(ответы детей)

По мере ответов на доске появляется домик:


Имя

существительное

Предмет

Кто? Что?


  1. Работа над прилагательными.

- А теперь давайте проверим, как справились с работой ребята, работающие на местах самостоятельно.
(Проверка: 1 ученик читает выписанные слова и ставит к ним вопросы).

Работа ученика оценивается, учитель говорит детям о том, что проверит работы всех ребят, соберет тетради после урока и их работа тоже будет оценена.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что они называют?

- Как называется часть речи?


По мере ответов на доске появляется домик:


Имя

прилагательно

Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?


  1. Физкультминутка.

- Ребята я вам предлагаю немного отдохнуть и прогуляться по сказочному лесу.

Я иду и ты идёшь – раз, два, три (шаги на месте)

Я пою и ты поёшь – раз, два, три (хлопки)

Мы идём и мы поём – раз, два, три (прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три (шаги на месте).



  1. Работа над глаголами.

- Я рада, что вы так хорошо справились с заданиями, хорошо поработали с именами существительными и прилагательными.

_ Вспомните, с какой частью речи мы ещё с вами познакомились?

(глагол)

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Что называет?

По мере ответов на доске появляется домик:


Глагол

Признак предмета

Что делает? Что делают?

Что сделают?

- В волшебном лесу живёт много сказочных животных. Кто это? Прочитайте у себя на карточка.

(Волк, лиса, заяц, дятел)

- Работаем в парах. Ваша задача подобрать по 3-4 слова, которые называют, какие действия может совершать предмет.

- Например, наша гостья «сова» (что делает?) …(кричит, ловит, охотится, летает и т.д.)

Образец вывешивается на доске

- Посоветуйтесь друг с другом, подберите и запишите слова по образцу на доске.

(Ответы детей зачитываются)

- Молодцы.

IV. Закрепление изученного материала.

- Слова имеют в нашей речи очень важное значение. Они делают нашу речь более ясной, понятной, насыщенной. Это имена существительные и глаголы. Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её более яркой, красивой, выразительной.

- Откройте учебники на стр. 43, прочитайте текст, данный в упр. 73.

(Один ученик читает)

- Определите тему текста. О ком говорится в тексте? (о зимородке)

- Попробуйте сформулировать главную мысль текста. (автор хотел нам рассказать о том, какая красивая птица зимородок).

- Как можно озаглавить текст? (варианты детей)

Работаем по группам: 1 группа – 1 ряд – выписывают из теста только те слова, которые отвечают на вопросы кто? Что?, 2 группа – 2 ряд – слова, которые отвечают на вопросы какая? Какой? Какое? Какие? И 3 группа – з ряд – слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? что сделают?

У доски работают 3 ученика от каждой группы.

Далее работа проверяется, дети оцениваются.

V. Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним и еще раз назовём, какие части речи мы с вами знаем?

- Что мы знаем об имени существительном? Об имени прилагательном? О глаголе?

VI. Домашнее задание

С. 42 упр. 71 (инструктаж учителя по выполнению задания)

VII. Рефлексия.

Звучит фонограмма мелодии детской песни.

Ребята, вот и подошло к концу наша прогулка по сказочному лесу, а давайте в память о себе посадим в нем дерево, но не простое, а тоже волшебное. Это дерево настроения, у вас у каждого на столе листья разных цветов. Подумайте, каким листочком вы украсите наше дерево. Если вам было интересно сегодня на уроке и вы легко справлялись со всеми заданиями, выберите листок зелёного цвета; если урок понравился, но есть вопросы, над которыми нужно ещё поработать – то листок желтого цвета; и красный листок – если вам было неинтересно на уроке, и вам сложно было справляться с заданиями.

(Дети украшают дерево, оценивая свою работу)

Учитель благодарит детей за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...