частица не
материал по русскому языку (2 класс)

частица не 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastitsa_ne_2_kl.docx71.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта пробного урока

Предмет: Русский язык    Класс: 2А  Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тип урока: закрепление

Оборудование: ноутбук, экран, учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) В.Г.Горецкий, В.П.Канакина, раздаточный материал: карточки самооценивания, карточки с заданиями), тема и план урока.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: ученики активно отвечают на уроке.

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению навыка раздельного написания глаголов с частицей НЕ

Задачи:

Дидактические: дать понятие о частице НЕ; дать понятие о правильном написании частицы НЕ с глаголами; дать понятие о том, что написание частицы НЕ с глаголами является орфограммой; научить применять правило о написании частицы НЕ с глаголами.

Развивающие: развивать умение писать частицу НЕ с глаголами; развивать каллиграфическое письмо; развивать орфографическую зоркость и умение определять орфограммы, развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность через минутку чистописания; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи через работу в парах; воспитывать трудолюбие через разбор пословиц.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Знают о частице НЕ; знают, как писать частицу НЕ с глаголами; знают, что правописание частицы НЕ с глаголами является орфограммой; умеют применять правило о написании частицы НЕ с глаголами при выполнении упражнений.

Метапредметные

Познавательные УУД

Извлекают информацию из текста; обрабатывают информацию; умеют наблюдать, читать, слушать.

Регулятивные УУД

С помощью учителя формулируют тему и цель урока; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивают свою деятельность.

Коммуникативные УУД

Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; слушают и вступают в диалог

Личностные

Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов, предложений; работают в паре; знают правила работы в паре; понимают значение слова трудолюбие.

Этап фрагмента урока

Образователь

ная задача этапа урока

Методы и

приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

І.Организационно- мотивационный этап:

1)Организационный момент

8:50-8:52

Настроить детей на урок

Словесный(беседа)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня ваш урок русского языка проведу я. Меня зовут Ульяна Алексеевна.

-Присаживайтесь.

-Ребята, сядьте удобно. Спинки прямо, руки на парту.

-Для того, чтобы настроится на хорошую и плодотворную работу на сегодняшнем уроке, возьмитесь за руки с соседом по парте. И пожелайте друг другу хорошей работы на сегодняшнем уроке.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас не должно быть ничего лишнего только раздаточный материал, учебник, пенал и тетради.

-Кто готов приступить к работе, сядьте прямо, руки на парту.

-Сегодня нам предстоит выполнить множество заданий и для этого нужно быть трудолюбивым.

-А каких трудолюбивых насекомых вы знаете?

-Верно. Сегодня мы побудем в роли трудолюбивых муравьишек.

-Здравствуйте

Проверяют готовность к уроку.

-Пчелы, муравьи.

Ф

К-слушают учителя

2)Минутка чистописания

8:52-8:59

Отработать навыки каллиграфии

Практический (минутка-чистописания) Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Практический (минутка-чистописания)

Словесный (беседа)

Практический (минутка-чистописания)

Словесный (беседа)

-Но перед тем, как мы приступим к выполнению заданий, нам нужно провести минутку чистописания. Как вы думаете для чего необходима минутка чистописания?

-Верно.

-Открываем тетради. Записываем число и классная работа.

-Посмотрите на доску. Какое буквосочетание вы видите?

-Что можете сказать о первой букве? Какой звук обозначает буква н [эн]?

-Дайте характеристику этому звуку.

-Следующая буква в этом сочетании?

-Верно.

-Обратите внимание на соединение снизу вверх. Обратите внимание на высоту и параллельность элементов.

-Запишите данное буквосочетание к себе в тетрадь без запятых, до конца строчки.

-Соблюдаем, ребята посадку. Спинки прямо, руки на парте, ножки на полу.

-Кто готов работать дальше садимся правильно.

-Чтобы узнать какое слово напишем на второй строчке, отгадайте загадку:

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

-Правильно.

-И сахар – это словарное слово, ребята.

(Появляется карточка со словарным словом)

-Поставим ударение в этом слове.

-Верно. Ударение падает на первую букву а.

-Раз это словарное слово то, что нам нужно с ним сделать?

-Нам необходимо это слово запомнить, чтобы не делать ошибок при его написании.

-А кто-нибудь заметил орфограмму в этом слове?

-Верно. В этом слове есть непроверяемая безударная гласная в корне слова.

-Кто сможет сказать, что такое сахар? Из чего получают сахар? Где мы его используем в жизни?

-Совершенно верно. Сахар – это продукт. А также он является основным поставщиком энергии в наш организм, т.е. сахар служит топливом для работы нашего организма. Но нужно ребята, помнить, что слишком много сахара могут, наоборот, навредить нашему организму.

-В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что сахар – это кристаллическое питательное белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свёклы или из сахарного тростника.

-Орфограммы разобрали, значение узнали. Теперь можно записать это слово в тетрадь. Запишите слово сахар до конца строчки, с маленькой буквы, без запятых. Подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

-Стараемся писать аккуратно. Не забываем про правильную посадку, так как от неё зависит на сколько красивым будет ваш почерк.

-Давайте устно придумаем предложение со словом сахар.

-А я записала такое предложение:

Оля посыпала рогалики не пудрой, а сахаром.

-Прочитайте, пожалуйста.

-Знаете ли вы что такое рогалик? Пудра?

-Рога́лик — хлебобулочное изделие. Имеет изогнутую форму, похожую на рога.

Пудра – тонко измельчённые кристаллы сахара. Используется в приготовлении кондитерских изделий (сладостей) для посыпки выпечки.

-Найдём орфограммы в этом предложении. Какие орфограммы вы видите в этом предложении?

-Найдём грамматическую основу в этом предложении.

-Молодцы.

-Давайте запишем это предложение в тетрадях, подчеркните орфограммы.

Оцените свою работу на листах самооценивания. Кто считает, что написал все красиво, то раскрасьте круг на мешочке у муравья зелёным цветом. Кто считает, что ему ещё нужно стараться – раскрашиваем жёлтым. И кто думает, что у него ничего не получилось – раскрашиваем кружок красным.

-Есть кто закрасил кружок зелёным? Поднимите руки.

-Замечательною

-А жёлтым кто-нибудь закрасил?

-Тоже хорошо.

-Остальные не расстраивайтесь. Вы ещё потренируетесь и у вас всё обязательно получится.

-Чтобы красиво и правильно писать.

-Не (обратить внимание на )

-буква обозначающая согласный звук. Звук [н]

-[н] – согласная, мягкий, звонкий. Непарный

-е – гласная, звук [э].

-Сахар.

-Са́хар.

-Запомнить.

-Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

— Это продукт. Получают из тростника. Мы его используем при приготовлении выпечки, добавляем в чай.

-Я добавляю 1 ложку сахара в свой чай.

огалик – проверяемая безударная гласная в корне слова (проверочное слово: рог); сахар – непроверяемая безударная гласная в корне слова; Оля – имя собственное, поэтому пишем с заглавной буквы.

-Оля – подлежащее, посыпала – сказуемое.

Ф

И

Ф

И

Ф

Ф

И

Карточка со словом

П- умеют наблюдать, читать, слушать.

К- слушают и вступают в диалог

К- слушают и вступают в диалог

К- слушают и вступают в диалог

Р- оценивают свою деятельность

Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов.

Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов, предложений.

3)Повторение ранее изученной темы

8:59-9:03

Закрепить ранее изученные знания

Словесный(объяснение,беседа)

-Посмотрите на экран, прочитайте слова и скажите какое слово лишнее и почему?

(река, чайник, сушить, девочка).

-Верно.

-А что вы уже знаете о глаголе?

-Как могут изменятся глаголы?

-Молодцы.

-Вот мы с вами и повторили тему прошлого урока и готовы к изучению нового материала.

-Лишнее слово сушить. Потому что это глагол.

-Глагол – это слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

-По числам.

Ф

Ф

Экран

К- Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения;

ІІ. Ориентировочный этап:

1)Создание проблемной ситуации

9:03-9:08

Подготовка к восприятию темы

Словесный (беседа)

-Обратите внимание на экран:

Без труда (не) выловишь рыбку из пруда.

Кто (не) работает тот (не) ест.

-Прочитайте пословицы вслух.

-О чём говориться в этих пословицах?

-Совершенно верно. В жизни нельзя быть лентяем. Нужно трудится, чтобы многого достиг.

-А как же можно назвать таких людей? Которые много трудятся?

-Верно. Есть у вас трудолюбивые ребята в классе? Поднимите руки кто трудолюбивый.

-Замечательно.

-Найдите глаголы в этих пословицах.

-А что вы видите перед глаголами?

-Как вы думаете, почему НЕ записано в скобках?

-К какой части речи относится НЕ?

-А как вы считаете, как нужно их писать? Слитно или раздельно?

Без труда (не) выловишь рыбку из пруда.

Кто (не) работает тот не ест.

-Нужно работать. Нельзя лениться.

-Трудолюбивые.

-Выловишь, работает, ест

-Слово не.

-Не знаем, как их писать.

-Не знаем.

-Слитно/раздельно.

Ф

Экран

П- умеют наблюдать, читать, слушать.

Понимают значение слова трудолюбие.

2) Определение темы урока

9:08-9:09

Определить тему урока совместно с детьми

Словесный (беседа)

-Сегодня на уроке мы узнаем, как пишется НЕ с глаголами.

-Исходя из этого, кто догадался. О чём мы будем говорить?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами».

-Составим план нашего урока. Для этого поставьте его пункты в правильном порядке:

-Молодцы.

-К пословицам мы ещё с вами вернёмся.

-А сейчас давайте же приступим к осуществлению нашего плана.

-Правописание НЕ с глаголами

1.Узнать какой частью речи является НЕ.

2.Узнать как пишется НЕ с глаголами.

3. Научиться применять правило при выполнении упражнений.

4.Подвести итог урока.

Ф

Карточки

Р- С помощью учителя формулируют тему и цель урока;

ІІІ. Поисково- исследовательский этап:

9:09-9:17

1)Наблюдение над фактами языка:

А)Упражнение до правила.

Б)графическое оформление признаков изучаемого понятия на доске

В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы.

2)Чтение и определение правила из учебника.

3)Возвращение к проблемной ситуации

Изучение нового теоретического материала

Выявить новые факты языка;

Оформить графические факты языка

Сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки изучаемой темы.

Оформить правило, понятие

Словесный (беседа)

Практический (решение кроссворда)

Словесный (беседа)

-Посмотрите на первый пункт нашего плана. Что же мы должны узнать первым делом?

-Какие части речи вы уже знаете?

-Предположите какой частью речи является НЕ?

-НЕ – это частица.

(на доске появляется карточка)

-Прочитаем хором.

-На первый вопрос мы с вами ответили.

-Прочитайте второй пункт плана.

-Верно.

-Может уже из жизненного опыта кто-то знает, как писать НЕ с глаголами?

-Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, из которого узнаем, как же всё-таки пишется частица НЕ с глаголами. Слушаем внимательно:

Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. И теперь частица НЕ пишется раздельно.

-Как же пишется частица НЕ с глаголами?

-Правильно.

(на доске появляется карточка)

-Кто прочитает получившееся правило

-Прочитаем хором.

-А где мы, ребята, сможем проверить верно ли мы с вами сформулировали правило?

-Верно.

-Открываем учебник на странице 78.

-Прочитайте правило.

-Всё ли правильно мы предположили?

-Что мы ещё с вами не сказали?

-Всё верно. Раз это орфограмма, то, что мы должны сделать?

-Молодцы.

(на доске появляется карточка)

-Данную орфограмму выделяют следующим образом -подчёркивают пробел между частицей НЕ и глаголом. (на экране: Не _ ходил, не _ шумел).

-И так, ребята, опираясь на нашу схему, кто сможет сказать о чём мы с вами узнали?

-Всё верно.

-Вернёмся к нашим пословицам. Как же мы будем писать частицу НЕ в данный пословицах? Почему?

Физкультминутка

-Какой частью речи является НЕ.

-Существительное, глагол.

-НЕ-частица.

-Узнать как пишется НЕ с глаголами.

-Раздельно.

-Раздельно.

-НЕ – это частица. Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

-В учебнике.

-Слово НЕ – частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

-Правильно.

-Это орфограмма.

-Запомнить.

-Частица НЕ пишется с глаголами раздельно. Это орфограмма.

-Раздельно. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Ф

П

П

Ф

Карточки с кроссвордом

Карточка с правилом

Экран

 Знают о частице НЕ

знают как писать частицу НЕ с глаголами

Р- соотносят свои действия с планируемыми результатами,

П-Извлекают информацию из текста;

К-

слушают и вступают в диалог; формулируют, аргументируют свою точку зрения

ІV.Практический этап:

1)Выполнение упражнений

9:17-9:20

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков

Словесный (беседа)

Практический (работа в тетради)

- Сейчас давайте применим наши новые знания, при выполнении упражнениий.

-Найдите упражнение 135 на странице 78.

-Прочитайте стихотворение.

-О чём это стихотворение?

-Как вы думаете, почему оно так интересно названо?

-Верно.  

-Сейчас по порядку будем выписывать на доске глаголы с частицей НЕ, остальные работают у себя в тетрадях. Начнём с 1 ряда.

-Подчеркните орфограмму (частицу НЕ).

-Сверьтесь с доской

-Оцените свою работу. Раскрасьте кружок на мешочке у муравья зелёным цветом, если выписали все слова, жёлтым, если не выписали 1-2 слова. Красным – не выписали больше 2 слов.

-Выполним с вами ещё одно упражнение. На странице 78 найдите упражнение 136.

-Прочитайте, что нужно сделать?

-Прочитайте первую пословицу. О чём она?

-Верно.

-Читаем вторую пословицу.

-В чём смысл этой пословицы?

-Прочитайте последнюю пословицу.

-О чём говорит эта пословица?

-Молодцы.

-Найдите в этих пословицах глаголы с частицей НЕ.

-Запишите их к себе в тетрадь. Подчеркните орфограмму (частицу НЕ).

-А сейчас я хочу проверить у кого самая хорошая память. Прочитайте ещё раз пословицы в упражнении 136.

-Прочитаем третью пословицу хором на счёт три. Раз, два, три.

-Перед тем как мы запишем эту пословицу, найдём орфограммы. Какие орфограммы нашли?

-Прочитайте ещё раз пословицу про себя.

-Закройте учебник и запишите по памяти данную пословицу.

-В пословице подчеркните орфограмму (частица НЕ).

-Кто записал и готов работать дальше, сядьте правильно.

-Проверим правильно ли вы записали пословицу, откройте учебник и сверьтесь.

-С помощью этого упражнения мы с вами потренировали нашу память.

-А сейчас оцените свою работу. Раскрасьте кружок на мешочке у муравья зелёным цветом, если смогли выписать пословицу без проблем. Если возникли затруднения, забыли одно слово -жёлтым, если не смогли вспомнить ни одну пословицу и записать – красным.

-Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

-О плохих привычках.

-Частица НЕ запрещает что-то делать. А в стихотворении говориться о том, чего нельзя делать.

Работают в тетради, у доски.

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-Не хвались пока люди не похвалятся. В ней говориться, что никогда нельзя хвалить самого себя, пока не оценит кто - то другой твои действия;

-Не дразни собаки, и лаять не станет.

-Нельзя дразнить собаку. Если не будешь трогать собаку, дразнить ее, то и она тебя не тронет; 

-Языком не спеши, а делом не ленись.

-Эта пословица говорит о том, что не надо много болтать попросту, а надо дела делать, не лениться.  

-Не хвались, не похвалят, не дразни, не станет, не спеши, не ленись.

-Языком не спеши, а делом не ленись.

-Не_спеши – не с глаголами пишется раздельно; спеши – проверяемая безударная гласная в корне слова (проверочное слово: спешка);  спеши жи/ши пиши с буквой и; не _ ленись – не с глаголами пишется раздельно; ленись- проверяемая безударная гласная в корне слова (проверочное слово: лень)

-Работают в тетради, записывают пословицу: Языком не спеши, а делом не ленись.

Ф

И

Знают о частице НЕ; знают, как писать частицу НЕ с глаголами;

знают, как писать частицу НЕ с глаголами; умеют применять правило о написании частицы НЕ с глаголами при выполнении упражнений; знают, что правописание частицы НЕ с глаголами является орфограммой.

К-Доносят свою позицию до других;

Р- оценивают свою деятельность

К- формулируют, аргументируют свою точку зрения

Р- оценивают свою деятельность

2)Самостоятельное выполнение

9:20-9:25

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирования навыков

Словесный (беседа)

Практический (работа на карточках)

-Кто мне напомнит, с какой частью речи употребляется частица НЕ?

-Как пишется частица НЕ с глаголами?

-Правильно.

-Закрепим полученные знания.

-Для этого найдите на столах карточку №1. Прочитайте, что нужно сделать?

А) не ходят

Б) ненастье

В) неожидаешь

Г) небрежный

Д) не видеть

Е) не хотел

Ж) небежал

З) не ушёл

И) не назвал

К) не приехал

-Работаем в парах. Напомните мне правила работы в парах. Приступаем к работе.

-Напротив каких слов поставили галочки? Почему?

-Раскрасьте кружок на мешочке у муравья зелёным цветом, если выписали все слова, жёлтым, если не выписали 1-2 слова. Красным – не выписали больше 2 слов.

-Частица НЕ употребляется с глаголами.

-Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

-Среди слов выберите только те глаголы, которые написаны правильно. Поставьте напротив них галочку. Подчеркните частицу НЕ.

-Работаем сообща, другим парам не мешаем и т.д.

-Не ходят, не видеть, не хотел, не ушёл, не назвал, не приехал. Потому что частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Ф

И

умеют применять правило о написании частицы НЕ с глаголами при выполнении упражнений.

Р- оценивают свою деятельность

работают в паре; знают правила работы в паре;

V.Рефлексивно-оценочный этап:

1)Итог урока по изученной теме

9:25-9:26

Установление обратной связи.

Подведение итогов совместной и индивидуальной Д-ти, достижение поставленной цели.

Словесный (беседа)

-А наш урок подходит к концу.

-С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке?

- Что такое НЕ? Какой частью речи является?

-Как пишется частица НЕ с глаголами?

-С каким словарным словом мы познакомились?

-Молодцы.

-Мы составляли план нашего урока в самом начале.

-Как думаете все ли пункты мы с вами выполнили?

-Замечательно.

-НЕ с глаголами пишется раздельно.

-Частица.

-Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

-Сахар.

-Да.

Ф

Знают о частице НЕ; знают, как писать частицу НЕ с глаголами;

К-

слушают и вступают в диалог;

Р- соотносят свои действия с планируемыми результатами

2)Домашнее задание

9:26-9:27

Закрепить полученные на уроке умения.

Словесный (беседа, объяснение)

-Найдите пожалуйста упражнение 138, стр.79.

-Вам нужно прочитать и озаглавить текст. Записать название и текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограммы.

Записывают домашнее задание.

Ф

К-

слушают и вступают в диалог;

3)Рефлексия деятельности

ученика

9:27-9:29

Оценить свои достижения.

Практический(оценивание достижений)

-Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

-Посмотрите на свои листы самооценивания.

-Если у вас больше кружочков раскрашено зелёным цветом, то поднимите весёлого муравья. Если есть красные и желтые кружочки – грустного муравья.

Оценивают свою деятельность.

И

Ф

К-формулируют, аргументируют свою точку зрения;

Р- оценивают свою деятельность

4)Итог работы класса

9:29-9:30

Оценить достижения класса.  

Словестный (беседа).

-Ребята, вы сегодня большие молодцы. Мы с вами очень хорошо поработали. Спасибо вам за урок.

-До свидания.

-До свидания.

Ф

К-

слушают и вступают в диалог;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тела, вещества, частицы.

Презентация составлена к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова 3 класс...

Разработка урока "Тела, вещества, частицы"

Сценарий урока занял первое место на окружном конкурсе "Сделай свой урок интересным"...

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. Правописание частицы НЕ".

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Работа ведется по развивающей системе Л.В. Занкова. Определены универсальные учебные действия, прописана деятельность учи...

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)

Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...