ДЭ "Основа слова"
план-конспект по русскому языку
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУСССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: Класс: 3 Урок: Время: Кабинет: | Студент: Коржева Д.В. Группа: 46 Учитель: Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Основа слова»
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний обучающихся о том, что такое основа слова и ее нахождении в словах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Учить выделять основу слова. 2. Учить выделять все части слова в словах. 3. Учить находить слова к схемам слов. | Предметные: 1. Учиться выделять основу слова. 2. Учиться выделять все части слова в словах. 3. Учиться находить слова к схемам слов. |
Развивающие: 1. Развивать умение работать по алгоритму. 2. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении. | Личностные: 1.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. 2. Формирование познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества. 2. Воспитывать интерес к русскому языку. |
УМК: «Школа России» русский язык, 3 класс,1 ч. Каникакина, Горецкий.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесный метод( беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. -Здравствуйте, меня зовут Дарья Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Наш урок пройдет под девизом «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» -Мы начинаем наш урок. | 1. Приветствуют учителя. 2. Организуют своё учебное место. | Р: включение в учебную деятельность. | Презентация, слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный метод( беседа) Наглядный метод( демонстрация) Практический( анаграмма) Внешний контроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. -Ребята, у меня для вас письмо от мистера Шерлока Холмса! «Я, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон открываем школу для юных сыщиков! Я и мой друг и помощник раскроют секреты нашей работы. Но, чтобы попасть в эту школу нужно показать, как вы умеете расследовать дела. Требования к юным сыщикам: любознательность, активность, интерес к хитрым задачам и головоломкам. По выполнению каждого задания я буду присылать вам письмо с более сложным и запутанным заданием! Вот вам первое письмо!» -Поднимите руку, кто хочет попасть в школу сыщиков? Тогда открываем первое письмо. -«Прочитайте слова и определите, какое слово лишнее: приставка, корень, предлог, суффикс, окончание. Посмотрите на схему и скажите со всеми ли частями слова мы познакомились? Это и будет тема вашего урока.» | Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал. -предлог- часть речи, остальные слова- части слова. -основа слова |
П: анализ К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Презентация, слайд 2 Презентация, слайд 3 Презентация, слайд 4 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный метод( беседа) Внешний контроль | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. -Какая будет тема нашего урока? -Поставим цель на урок. -Задачи урока перепутались. Составим их в правильной последовательности. | Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. -основа слова -научиться выделять основу слова -1. Узнать, что такое основа слова. 2. Узнать, как находить основу слова. 3. Составить алгоритм. 4.Выполнить упражнение. 5. Подвести итоги. | П: анализ. К: достижение договоренностей и согласование общего решения. Р:целеполагание | Презентация, слайд 5 Доска |
«Открытие» нового знания | Ф, П Словесный метод( беседа) Практический метод( упражнение) Наглядный метод( схема) Внешний контроль | 1.Организует работу по пройденному материалу. 2. Контролирует выполнение упражнений. -Мистер Шерлок Холмс отправил нам второе письмо. «У каждого сыщика должен быть свой друг и помощник. Поэтому задание вы будете выполнять в парах. Вам нужно выделить основу в словах, опираясь на схему.» Береза, дождевой, ходить -Как вы это сделали? -Какой вывод мы можем сделать? Что такое основа слова? -Как ее найти? -Сравним наши выводы с правилом в учебнике. Прочитайте. С. 95 -Составим алгоритм, как найти основу слова. 1. Читаю… 2. Чтобы найти окончание, нужно…. 3. Выделяю…. 4. Отделяю… | Выполняют упражнение в тетрадях. Береза, дождевой, ходить -выделили всё, кроме окончания -основа слова- это часть слова без окончания. -нужно отделить окончание от слова 1. Читаю слово. 2. Изменяю слово, нахожу изменяемую часть.. 3. Выделяю окончание. 4. Отделяю от окончания основу слова. | П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения. Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей. | Презентация, слайд 6 Раздаточный материл Учебник Презентация, слайд 7 | |
Первичное закрепление | Ф, И Словесный метод( беседа) Практический метод( упражнение) Наглядный метод( образец) Внешний контроль | -Нам пришло 3 письмо. «Вы справились еще с одним заданием. Держите следующее. Вам нужно выполнить упражнение 178 на странице 95.» -Прочитайте первую часть упражнения. -Прочитайте вторую часть упражнения. -Выполним первое слово вместе. Нужно найти основу слова пушистый. Следуем алгоритму. 1. Пушистый 2. Изменяю слово – пушистые, пушистое, пушистая – окончание ый. Выделяю окончание. 3. Отделяю от окончания основу слова – пушист. -Разберите так же 2 оставшихся слова. -Проверим, как выполнили. 1 человек к доске. |
-снежинки, улетят | П: анализ. К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения. Р: способность к волевому усилию и преодолению трудностей. | Презентация, слайд 8 Презентация, слайд 9-11 | |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф,И Словесный метод ( инструктаж) Практический метод( самостоятельная работа) Внешний контроль | 1. Контролирует выполнение работы. 2. Организовывает самопроверку обучающимися своих решений по эталону. -Посмотрим следующее письмо. «Одно из требований сыщиков – самостоятельность. Вам нужно самостоятельно выполнить задание. Вам нужно разобрать слово по составу, пользуясь памяткой на странице 146 «Как разобрать слово по составу». 1 вариант – мастерица. 2 вариант - перышко. Удачи!». -Проверим. По 1 человеку от варианта к доске. -Поднимите руку, кто правильно выделил все части слова? | Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. -В слове "мастерица" корень - мастер, иц - суффикс, а - окончание и мастериц - основа слова. -В слове "перышко": пер - корень, ышк - суффикс, о - окончание, перышк - основа слова. | Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: использование критериев для обоснования своего суждения. П: анализ, извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. | Презентация, слайд 12 Презентация, слайд 13 |
Включение в систему знаний | Ф, Г Словесный метод( беседа) Внешний контроль | -Нам пришло еще одно письмо. «В расследовании бывают такие заминки, когда одному справиться тяжело. Поэтому следующее задание вы выполните в группе. Соотнесите слова и схемы слов.» -Вспомним правила работы в группе. -Проверим. 1 человек от группы к доске для проверки. | -выбрать спикера, не шуметь… Проверяют задание в группах у доски. | Р: коррекция К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текста. | Раздаточный материал Презентация, слайд 14 | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный метод ( беседа) Самооценка | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Как найти основу слова? -Кажется, мы с вами выполнили все задания. Откроем итоговое письмо от Шерлока Холмса. «Я, Шерлок Холмс и мой друг Доктор Ватсон очень удивлены! Вы справились со всеми испытаниями и теперь знаете, как находить основу слова. Вы зачислены в школу юных сыщиков и награждаетесь значком «Лучший сыщик!» | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. -нужно отделить окончание от слова | Р: оценка. К: использование критериев для обоснования своего суждения. | Презентация, слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...