Урок русского языка (нар)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента урока на тему:

«Наречие»

УМК «Школа России», русский язык, 4 класс

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Викторовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Пусть он принесет вам радость и много новых интересных впечатлений.

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сегодня на почту я получила письмо от известного ученого, автора учебников русского языка. Он обращается к нам с просьбой:

«Уважаемые ребята! Я работаю над составлением нового учебника русского языка для учеников 4 класса. Недавно я узнал, что на уроках очень эффективно использовать интеллект-карты – это такой способ записи информации в виде схем, диаграмм и рисунков. Помогите, пожалуйста, составить интеллект-карту по отличительным признакам прилагательных и наречий, чтобы помочь сверстникам лучше усвоить тему «Наречия»

Ребята, чтобы составить интеллект-карту, мы с вами будем работать в группах. Первая группа работает у смарт-доски, вторая – у смарт-панели. Из представленных ниже предложений и слов, выберите те, которые являются отличительными признаками имени прилагательного и наречия.

Формулировка цели и темы

С какой трудностью мы с вами столкнулись? (не получилось определитель отличительные признаки наречия)

Какую мы поставим цель на уроке? (Научиться различать наречие и другие части речи)

Ребята, над какой темой мы сегодня будем работать? (Наречия) Откройте учебник на странице 73 и прочитайте тему. Правильно мы ее определили? (Правильно)

  1. Проектировочный этап

Ребята, на каждом занятии у нас есть алгоритм действий, и я предлагаю вам вставить слова в пропуски и восстановить план для достижения нашей цели. Работать мы будем в парах с планшетами. Помните про правила работы с планшетами.

Когда закончите, поднимите руку.

  1. Узнать, что такое наречие
  2. Определить, какие грамматические признаки имеет наречие

Отлично, молодцы. Давайте теперь посмотрим на смарт-панель и проверим, в правильном ли порядке вы выстроили план.

Ребята, у вас на партах лежат красный и зеленый смайлики. Поднимите зелёный смайлик, если вам было легко восстановить план, и красный, если у вас возникли затруднения. Хорошо, вижу, опускайте.

  1. Процессуальный этап

Итак, ребята, чтобы узнать, что такое наречие, мы с вами поработаем с учебником. Откройте страницу 74, прочитайте правило один или два раза, закройте учебник. Поднимите руку, чтобы я видела, что вы закончили. Хорошо.

На ваших партах лежит раздаточный материал – деформированный текст, который вам нужно восстановить, заполнив пропуски. На выполнения задания вам дается минута.

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Отлично, молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание, и откроем определение на странице 74. Сравните их.

(на экране смарт-панели в интеллект-карте появляется пункт «отвечает на вопросы как? Где? Куда?» И т.д.)

Поднимите зелёный смайлик, если вам было легко справиться с этим заданием, и красный, если у вас возникли затруднения. Вижу, опускайте.

Чтобы определить грамматические признаки наречия, работать мы с вами будем в группах с раздаточным материалом. Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам, выполните задание по образцу и запишите выводы. На выполнение задания вам дается минута.

Понаблюдайте!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч.

вопросы

наречие

мн.ч.

вопрос

наречие

Образец:

прилетел

Когда?

рано

прилетели

Когда?

рано

запел

Когда?

Запели

проснулся

Когда?

проснулись

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

глагол

вопрос

наречие

Образец

появились

Когда?

рано

разольются

Цветут

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________________________________________.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Лицо

Глагол

Вопрос

Наречие

Образец

1 - Я

встаю

Когда?

Рано

2 - Ты

встаешь

3 - Он

встает

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Лицо

Глагол

Вопрос

Наречие

Образец

1 – мы

Встаем

Когда?

Рано

2 – вы

Встаете

3 – они

Встают

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Род

Глагол

Вопрос

Наречие

Образец

М.р.

прилетел

Когда?

Рано

Ср.р.

Прилетело

Ж.р.

Прилетела

Сделайте вывод!

Наречия по родам ___________________________________________________.

Итак, ребята, скажите, что вы заметили, выполняя задание? С какой частью речи связано наречие? Правильно, с глаголом, поэтому наречие обозначает признак действий.

Давайте с помощью документ-камеры проверим, правильно ли вы выполнили задание. Какая группа хочет поделиться с нами результатами своей работы? Хорошо. Ребята, правильно ли группа выполнила задание? Оцените работу группы: поднимите зеленую карточку, если вы согласны и красную, если не согласны.

Давайте теперь посмотрим на смарт-панель и сравним сделанные нами выводы с интеллект-картой.

Поднимите зелёный смайлик, если вы легко справились с заданием, и красный, если у вас возникли затруднения. Хорошо, вижу, опускайте.

  1. Рефлексивно-оценочный

Ребята, давайте вспомним, какая тема нашего урока? (Наречия)

А какую цель мы ставили в начале урока (научиться различать наречие и другие части речи)

Скажите, что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи)

Скажите, на какие вопросы отвечает наречие? (как? Где? Куда? Когда? Откуда?)

Какие грамматические признаки имеет наречие? (не изменяется по родам, числам, лицам; обозначает признак действий)

Как вы думаете, а для чего нужны наречия? (Этот вопрос мотивирует учащихся к изучению наречия на следующем уроке)

Хорошо, ребята, поднимите зелёный смайлик, если вам было легко восстановить план, и красный, если у вас возникли затруднения. Хорошо, вижу, опускайте.

Дома самостоятельно или с помощью учебника составьте интеллект-карту признаков наречия, ответив на вопросы с доски и вклейте в тетрадь:

1. Самостоятельная или служебная часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. С какой частью речи связано?

5. Как изменяется?

6. Каким членом предложения является?

7. Какую роль играет в предложении?

Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Можно на проблемную ситуацию:

Воспроизведение знаний учащихся о собственных и нарицательных именах существительных. Сопоставление слов, написанных на доске (земля — Земля, солнце — Солнце, луна — Луна), и ответ на вопрос: «Почему в одних случаях эти слова пишутся с заглавной буквы, а в других — со строчной?» Составление предложений с данными словами и их запись или комментированная запись данного учителем предложения У планеты Земля есть спутник Луна, подчёркивание в нём собственных имён существительных.

  1. распознавать имена существительные

работа в ленинг апс: ученики выбирают из предложенных слов те, которые являются именами существительными. Таким образом, им приходится вспоминать, какие признаки имеют имена существительные, чтобы выполнить задание.

  1. выяснить значение терминов «собственные» и «нарицательные»

Можно попросить детей предположить, что обозначают слова «собственный» и «нарицательный», затем обратиться к толковому словарю и посмотреть значение этих слов.

СО́БСТВЕННЫЙ, -ая, -ое.

  1. Принадлежащий кому-, чему-л. по праву собственности, являющийся чьей-л. собственностью. Собственный дом. Собственный автомобиль.
  2. Относящийся ко мне, тебе, ему и т. д., принадлежащий, свойственный мне, тебе, ему и т. д.; свой. Справиться собственными силами.
  3. (обычно в сочетании с сущ.: „смысл“, „значение“). Буквальный, действительный, подлинный.
  4. Спец. Свойственный самому лицу, животному, предмету, взятый безотносительно к чему-л. другому, не связанный с чем-л. другим. Собственный вес. Собственные колебания тела.

НАРИЦА́ТЕЛЬНЫЙ

  1. Общий; относящийся к однородным предметам и понятиям
  2. олицетворяющий какие-либо определённые свойства, качества и т. п.
  3. обозначенный на ценных бумагах, бумажных денежных знаках, монетах; номинальный

После работы со словарем (или страницами из словаря, чтобы дети не искали слова) совместно сделать вывод, что такое собственные имена существительные и что такое нарицательные имена существительные.

https://mypresentation.ru/documents_6/6d0e726a68c35c34f29160b6ad91aba8/img3.jpg

  1. узнать, какие группы имен существительных относятся к именам собственным

Предложить выполнить упражнение 23 в учебнике (стр. 16), опираясь на определения собственных и нарицательных имен существительных.

После выполнения проверить (пусть кто-то прочитает, что получилось в первом столбике, а кто-то – что получилось во втором, согласны/не согласны), вывести правильно выполненное задание на смарт-панель и предложить детям определить общие признаки слов в первом столбике и слов во втором. Выясняем, что к именам собственным относятся слова, которые обозначают имена, клички, названия стран, названия рек, городов, планет… а к именам нарицательным – все остальные.

Предлагаем проверить предположение, прочитав правило в учебнике

  1. правильно оформлять имена собственные в письменной речи

Предложить ученикам прочитать правило на странице 16,

а затем выполнить упражнение с исправлением чьих-то ошибок. (или, например, исправление ошибки компьютера). Т.е. дать текст (или набор предложений), в котором имена собственные написаны с маленькой буквы, а имена нарицательные – с заглавной. Или все слова написаны с маленькой буквы. Например, https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1041/0005f028-ecbad14e/img21.jpg

Или:

Саша и оля любят ходить в библиотеку. Там работает ольга сергеевна. Саша читает журналы мурзилка, колобок, клёпа. А оля читает сказки. Ее любимый писатель г.х.андерсен. он жил в дании. А любимая героиня – русалочка.

Или

Выбери и подчеркни нужную букву из скобок.

У малышки (Г,г) руши в корзинке (г,Г) руши. Тётя (П,п) оля вернулась с (П,п) оля. Денис (С,с) кворцов смотрел на (С,с) кворцов. Тёма (В,в) асильков нарвал букет (В,в) асильков.



Предварительный просмотр:

Приложение

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).

Карточка №1

Наречие – это … (неизменяемая) часть речи. Наречия обозначают признак … (действий) и отвечают на вопросы … (как?) (быстро), где? (вдалеке), куда? (вправо), … (когда?) (сейчас), откуда? (снизу).


Карточка №2

Понаблюдайте!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч.

вопросы

наречие

мн.ч.

вопрос

наречие

Образец:

прилетел

Когда?

рано

прилетели

Когда?

рано

запел

Когда?

Запели

проснулся

Когда?

проснулись

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

глагол

вопрос

наречие

Образец

появились

Когда?

рано

разольются

Цветут

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________________________________________.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Лицо

Глагол

Вопрос

Наречие

Образец

1 - Я

встаю

Когда?

Рано

2 - Ты

встаешь

3 - Он

встает

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Лицо

Глагол

Вопрос

Наречие

Образец

1 – мы

Встаем

Когда?

Рано

2 – вы

Встаете

3 – они

Встают

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Род

Глагол

Вопрос

Наречие

Образец

М.р.

прилетел

Когда?

Рано

Ср.р.

Прилетело

Ж.р.

Прилетела

Сделайте вывод!

Наречия по родам _________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Наречия УМК «Школа России», 4 класс

Слайд 2

Составь интеллект-карту. Из представленных ниже слов выбери отличительные признаки имени прилагательного и наречия Части речи Имя прилагательное Наречие Обозначает признак предмета Обозначает признак действия Обозначает действие Отвечает на вопросы какой? Какая? Чей? Отвечает на вопросы когда? Куда? Где? Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Изменяется по родам, числам, падежам Изменяется только по числам Не изменяется по родам, числам, падежам

Слайд 3

Вставьте пропуски Узнать, что такое __________ Определить , какие ______________ ________ имеет наречие

Слайд 4

План урока Узнать, что такое наречие Определить, какие грамматические признаки имеет наречие

Слайд 5

Составь интеллект-карту. Из представленных ниже слов выбери отличительные признаки имени прилагательного и наречия Части речи Имя прилагательное Наречие Обозначает признак предмета Обозначает признак действия Обозначает действие Отвечает на вопросы какой? Какая? Чей? Отвечает на вопросы когда? Куда? Где? Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Изменяется по родам, числам, падежам Изменяется только по числам Не изменяется по родам, числам, падежам ? ? ?

Слайд 6

Составь интеллект-карту. Из представленных ниже слов выбери отличительные признаки имени прилагательного и наречия Части речи Имя прилагательное Наречие Обозначает признак предмета Обозначает признак действия Обозначает действие Отвечает на вопросы какой? Какая? Чей? Отвечает на вопросы когда? Куда? Где? Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Изменяется по родам, числам, падежам Изменяется только по числам Не изменяется по родам, числам, падежам ? ?

Слайд 7

Составь интеллект-карту. Из представленных ниже слов выбери отличительные признаки имени прилагательного и наречия Части речи Имя прилагательное Наречие Обозначает признак предмета Обозначает признак действия Обозначает действие Отвечает на вопросы какой? Какая? Чей? Отвечает на вопросы когда? Куда? Где? Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Изменяется по родам, числам, падежам Изменяется только по числам Не изменяется по родам, числам, падежам

Слайд 8

Составь интеллект-карту признаков наречия, ответив на следующие вопросы: 1. Самостоятельная или служебная часть речи? 2. Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. С какой частью речи связано? 5. Как изменяется? 6. Каким членом предложения является? 7. Какую роль играет в предложении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....