Тема: «Главные члены предложения (основа)»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Перова Лидия Николаевна

Цель: способствовать развитию представления о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чем-либо говорится;

Задачи:

- формировать умения понимать и сохранять учебную задачу урока;

- создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу)
-  развивать наблюдательность (у каждого члена предложения свое назначение);
- учить определять о ком или о чем говорится в каждом предложении;
- учить находить главные члены в предложении;
- формировать самоконтроль и самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Главные члены предложения (основа)»

Цель: способствовать развитию представления о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чем-либо говорится;

Задачи:

- формировать умения понимать и сохранять учебную задачу урока;

- создать условия для формирования умения находить в предложении главные члены (основу)
-  развивать наблюдательность (у каждого члена предложения свое назначение);
- учить определять о ком или о чем говорится в каждом предложении;
- учить находить главные члены в предложении;
-
формировать самоконтроль и самооценку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

  • Формировать положительную учебную мотивацию;
  • способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения

Метапредметные:

Базовые логические действия
• сравнивать слова в предложении со своим назначением;
• сравнивать основу предложения с другими членами предложения в соответствии с учебной задачей;
• устанавливать основания для сравнения слов, составляющих основу предложения (на основе образца);

• определять признак, по которому проведено отличие основы предложений от других членов предложения;

• ориентироваться в изученном понятии (основа предложения).
Базовые исследовательские действия

• проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение);

• формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются / не являются главными членами (основой предложения).

Работа с информацией

• согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

• анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
  • признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;
  • строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
  • устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  •         планировать с помощью учителя выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  •         устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
  •         корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в предложении главных членов (основы предложения).

Совместная деятельность:

  •         совместно обсуждать процесс и результат работы;
  •         ответственно выполнять свою часть работы;
  •         оценивать свой вклад в общий результат.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма работы: словесный (беседа), фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для парной работы.

Методы: метод стимулирования и мотивации, проблемно- поисковый, коммуникативный, объяснительно- иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой, использование ИКТ.

Составные части учебного занятия

Содержание

Краткое учебное содержание

учить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия «главные члены предложения», термины «основа предложения»

сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых терминов,

Виды организации учебной деятельности

метод стимулирования и мотивации, проблемно- поисковый, коммуникативный, объяснительно- иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой, использование ИКТ.

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Упражнения из учебника с. 29-30 для этапов проблематизации, актуализации, мотивации; для этапа первичного ознакомления; для этапа отработки и закрепления; задания на карточках для этапа обобщения, систематизации, применения;  упражнения и задания на платформе «Учи.ру» для этапа проверки результата обучения

Этап «Проблематизация, актуализация, мотивация»

Дети знакомятся с темой урока и вспоминают алгоритм определения количества слов в предложении. Опытным путём, выделяют количество слов в каждом составленном предложении, сравнивают получившиеся предложения. (Упр. 29, с. 29) При этом отрабатывается регулятивное умение - Выстраивать последовательность учебных операций при составлении предложений и коммуникативное УУД - строить устное речевое высказывание о предложении.

В процессе письма, обращаем внимание на правильность написания, а значит формируем самоконтроль и самооценку – умение оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов.(Умение удерживать учебную задачу при списывании –регулятивные УУД)

Этап урока «Первичное ознакомление»

На этапе «Первичного ознакомления» учащиеся приходят к выводу: когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения свое назначение.

В упражнении 30 (с.29) учатся сравнивать предложения, при этом работа ведётся над коммуникативным УУД - строить устное речевое высказывание, в чем сходство и различие каждого прочитанного предложения.

Выполняя  упражнение 30, учащиеся устанавливают основание: можно ли сказать, что повторяющиеся слова в каждом предложении являются главными членами каждого предложения (это познавательное УУД)

На с. 30 учебника дети знакомятся с информацией «В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения», представленной в виде текста. Анализируют ее, сравнивают со своими выводами.

Этап «Отработка и закрепление».

На этом этапе организуется работа к упр. 31 (с.30) сначала к первой части, в процессе которой ребята учатся понимать цель самостоятельной деятельности, самостоятельно строить план действия по её достижению.

В процессе письма, обращаем внимание на правильность написания, а значит, формируем самоконтроль и самооценку – умение оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов.

В продолжение выполнения заданий к  упражнению 31 идёт работа над формированием умением работать с базовыми исследовательскими действиями – без основы предложения нет смысла в предложении.

Этап урока «Обобщение, систематизация, применение»

(На карточках записаны слова.)

Земля, голая, промерзла.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Снег, повалил, хлопьями, крупными.

— Работа в парах. Составьте предложение из слов каждой строки. Запишите любое предложение.

— Подчеркните одной чертой, о чем говорится в каждом предложении.

(Взаимопроверка, сверка с образцом на доске.) «!» — молодец, все выполнил верно.

«+» — хорошо, но есть неграмотно составленные предложения.

«—» — ошибок много, нужно обратиться к учителю за помощью.

Отрабатывается навык списывания, при этом идёт работа над регулятивными УУД - выстраивать последовательность учебных операций при списывании и оценивать правильность написания предложений

Организация совместной деятельности: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться

Этап урока  «Рефлексия»

Что нового узнали о предложении?

Д.: В предложении всегда есть основа).

У.: Что такое основа?

Д.: - Слова, в которых заключен смысл предложения).

У. Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и его основа?

Покажите на светофоре ваше отношение к уроку.

Зеленый – всё было понятно, я легко справился со всеми заданиями, понял, что такое основа предложения.

Желтый – мне все понятно, но при работе на уроке испытывал трудности.

Зелёный – На уроке было трудно. Я не научился находить основу предложения.

В процессе учебного диалога учащиеся учатся отвечать на вопросы по изученному материалу.

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

- C:\Users\г\Desktop\Screenshot_2019-05-06 Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей.png

Работа на платформе «Учи.ру».

https://uchi.ru/teachers/groups/2493848/subjects/2/course_programs/2/cards/25663 

- Собрать предложение (вставить пропущенные слова)

- Найти главные члены в предложении

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку по теме "Главные члены предложения"

Презентация составлена по программе "Начальная школа 21 века"...

урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)

Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Разработка урока по теме: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении.

Тема урока: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении....

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК "Школа России"...

Карточки по теме "Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения"

Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения....