русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Будаева Дарья Баясхаловна

Правописание частицы не с глаголами .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по программе «Школа России» (2 класс)

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Тип урока:  открытие  новых знаний

Цель: Организация  деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.

Задачи:  предметные – способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

- регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

- познавательных –  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- коммуникативных –  формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте!

II. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте текст из упр. 138. Озаглавьте текст.

- Объясните написание слов с пропущенными буквами. Определите число у данных глаголов.

- Посмотрите еще раз на текст, особое внимание уделите знакам препинания в последнем предложении.

- Закройте учебники, будем писать текст под диктовку.

III. Актуализация знаний

Постановка УЗ.

– Ребята, отгадайте загадку:

Кто меня признает, тот в беду попадет.

- Все ли правильно здесь написано?

- А что обозначает слово НЕ?

- А как должна звучать загадка?

- Верно, запишите нашу загадку в тетрадь. (Ученик комментирует запись у доски, затруднение в написании НЕ с глаголом).

- А как ты запишешь, НЕ ПРИЗНАЕТ? А как вы ребята, запишите НЕ ПРИЗНАЕТ?

- Давайте пропустим немного места и поставим между словами НЕ ПРИЗНАЕТ знак вопроса. Мы ведь не знаем как правильно писать. Вы в тетрадях поставьте простым карандашом.

(Учащиеся дописывают загадку Кто меня НЕ ?  признает, тот в беду попадет.)

- А слово ПРИЗНАЕТ является какой частью речи?

- Ребята, кто готов рассказать, как правильно писать НЕ с глаголами?

- Ребята, так какова цель нашего занятия? Что мы с вами должны сегодня узнать?

- Верно, как будет звучат тема нашего урока?

- Вы правы.

- Светофор.

- Не хватает слова НЕ.

- НЕ обозначает отрицание чего-либо.

- Кто меня НЕ  признает, тот в беду попадет.

- Слитно или раздельно?!

- Признает часть речи - глагол.

(Затруднения).

- Как правильно писать, слитно или раздельно НЕ с глаголами.

Правописание НЕ с глаголами.

Умение находить учебную проблему и решать ее как самостоятельно, так и при помощи учителя.

IV.Работа над новым материалом.

Физминутка

- Ребята, откройте учебник на странице 78, прочтите правило.

- Какое это правило?

- Так что такое слово НЕ?

- Как частица НЕ пишется с глаголами?

- Так как мы напишем в нашей загадке частицу НЕ с глаголом ПРИЗНАЕТ?

(стирается на доске знак вопроса).

- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.

Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)

- Ребята, почему автор назвал так свое стихотворение? О чем оно? Какие еще хорошие привычки должны быть у ребят?

- Выпишите глаголы с частицей НЕ. Подчеркните частицу НЕ.

- Какие глаголы вы выписали?

- Докажите, что эти слова являются глаголами?

- Молодцы!

- Прочитайте пословицы из упр. 136. Объясните их смысл.

- А теперь закройте учебники и напишите одну из пословиц по памяти. Теперь откройте учебники и проверьте себя. Поднимите руки, у кого пословица написана правильно. Все молодцы!

- Теперь подчеркните глаголы и частицы НЕ в пословицах.

- А теперь пофантазируем. На тему любой из пословиц придумайте свой рассказ с использованием глаголов и частицы НЕ.  

- Я уверена, что у вы придумали хорошие рассказы. Кто желает озвучить?

- Кто еще раз нам скажет, как пишется частица НЕ с глаголами?

- Посмотрите на страницу учебника 79, прочтите шепотом стихотворение «Гололед» упражнение 137. Кто желает прочитать стихотворение выразительно?

- Почему стихотворение так называется? Что значит ГОЛОЛЕД?

- Какие слова в строках рифмуются? Какими частями речи они являются?

- Какое звукосочетание вы слышите в конце рифмующихся строк?

- Какие звуки мы произносит на месте ТСЯ глаголов?

- Ребята, запомните! В глаголах никогда в конце слова не пишется буквосочетание ЦА, оно может быть только у имен существительных.

- Спишите стихотворение. Подчеркните глаголы и частицу НЕ.

- Орфографическое.

- Слово НЕ – это частица.

- Частица не с глаголами пишется  раздельно.

- Пишем раздельно.

(Ответы детей).

(Выполняют задание).

- Не дергать, не драться, не говорить.

- Отвечают на вопрос что делать, обозначают признак предмета.

(Дети читают и объясняют смысл пословиц).

(Ученики озвучивают рассказы).

- Частица НЕ с глаголами пишется раздельно!

- Голый лед, лед не покрытый снегом.

- Не идется, не едется, не радуется.

- Звукосочетание ТСЯ [ца]

- Звуки ЦА.

Осознание необходимости употребления имен прилагательных в своей речи.

V. Рефлексия.

Фразы для рефлексии записаны на доске:

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .

Я научился (-лась)…, потому что … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что…

VI. Итог урока.

- Какую новую информацию получили, работая на уроке? С какой частью речи мы сегодня работали? Чему научились?

- Ребята, как вы думаете, зачем мы изучали эту тему? И как это может пригодиться в жизни? К чему приводит неправильная запись слова?

- Что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. С глаголами. Научились писать слова на это правило, упражняться в написании слов на изучаемое правило.

Умение подводить итог урока, обобщать полученные знания.

VI. Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас будет творческое. Постарайтесь дома сочинить стихотворение или несколько рифм с глаголами и частицами НЕ. Запишите это в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...