Урок русского языка по теме: "Упражнение в распознавании существительных 1 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Коневина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sklonenie.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Упражнение в распознавании существительных 1 склонения»

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения.

Задачи: 

Провести наблюдения над изменением окончаний имен существительных 1-го склонения.

Учить проверять написание безударных окончаний ударными.

Совершенствовать умение работать с учебником.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

Формируемые УУД: 

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

Коммуникативные:

 инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Регулятивные:

 постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

 нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

1. Организационный этап.

 - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.  Постановка цели и задач урока.

  •  Учитель выдает листочки.

1. Надо определите род, выделить окончания, подчеркнуть только сущ. 1склонения.

1.сторона, бок, поверхность.

2.печаль, тоска, горе.

3.ограда, забор, изгородь.

4.веселье, радость, потеха.

5.бой, сражение, баталия.

6.ошибка, недочёт, оплошность.

7.миг, секунда, мгновение.

8.встреча, приём, свидание.

9.отвага, храбрость, бесстрашие.

10.юноша, мальчик, парень.

  1. Прочитайте словосочетания

быстрая река - интересная книга

берег рек… – страница книг…

плыть по рек… – читать по книг…

войти в рек… – смотрю в книг…

туман над рек… – заинтересовался книг…

построили на рек… – найти в книг…

Что вы можете сказать о сущ.река и книга? Какого они склонения? Докажите.

  • Как определить какое окончание следует писать? (по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения проверять безударные падежные окончания существительных  того же  склонения)
  • Какова же цель нашего урока? (упражнение в распознавании сущ. 1 скл., научиться правильно писать их падежные окончания)

3. Актуализация знаний.

учебник с. 90 № 157  

  • Какие сущ. 1 склонения вы нашли в тексте?
  • Назовите окончания в этих словах.
  • Можно ли по окончаниям определить склонение? (нет, они в косвенных формах).

4. Первичное усвоение новых знаний.

 Работа в группах.

- Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже? Создайте алгоритм.

- Давайте проверим правильность ваших алгоритмов.

  • Работа в парах. 

- На каждом столе готовые тексты

В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.

 -Найдите и укажите существительные 1 склонения.

  • Проверка 

В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.

- Сделайте вывод. Как определить склонение существительных, стоящих в косвенных падежах?

5. Первичная проверка понимания.

учебник с. 91 № 158  

  • Рассмотрите таблицу, какие слова просклоняли?
  • Обратите внимание на ударение на какую часть слова оно падает?
  • Как пишутся ударные и безударные окончания в одном и том же падеже?
  • Прочитайте материал рубрики обратите внимание
  • Как можно проверить безударное окончание?

6.  Первичное закрепление.

учебник с. 92 № 159 

Давайте проверим вашу работу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

дом. задание: списать № 160 с. 92 учебника

8.  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Тест (на листах у каждого ученика)

- Итак, что мы знаем:

1.а) Имена сущ. изменяются по родам.

б) Имена сущ. не изменяются по родам.

2. а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.

б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.

3. а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.

б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

4. а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.

б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.

5. а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.

б) Имена сущ. в предложениях бывают не только подлежащими.

6. а) проверять безударные падежные окончания существительных 1 склонения нужно по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения.

б) окончания существительных 1 склонения нужно подбором однокоренных слов.

- Самопроверка

Оценка выполнения теста

«5» - 6 правильных ответов

«4» - 5 правильных ответов

«3» - 3-4 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа

  • Давайте еще раз повторим какие существительные относятся к 1 склонению?
  • Как пишутся ударные и безударные окончания существительных?
  • Как проверить безударные окончания?

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Урок русского языка по теме:" Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Пояснительная записка     Урок строится в нестандартной форме – в форме  путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самост...

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК  "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в распознавании устной и письменной речи"

Урок русского языка на тему "Упражнения в распознавании устной и письменной речи" (ПНШ)....