Знакомство с приставкой-методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Представлена подробная технологическая карта урока в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_pristavkoy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий.
Тема: Приставка.
Цель: Познакомить с приставкой как значимой частью слова.
Задачи:
- образовательные: формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
- воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.
Наглядность: презентация.
Ход урока
Этап урока. Цель. | Вре-мя | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Системно-деятельностная практика | Медиа-материалы |
1. Эмоциональ- ный настрой Цель: настроить на работу | 2 мин. | Прозвенел уже звонок Все собрались на урок. Чтоб работалось нам дружно, Помогать друг другу нужно. -Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте друг другу плодотворной работы. Пусть урок принесёт вам радость общения. | Настраиваются на урок. (берутся за руки, мысленно проговаривают пожелания) | Создаётся благоприятный эмоциональный настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Слайд 1 |
2. Самоопреде-ление к деятельности Цель: подготовить мышление уч-ся и организо-вать осознание ими внутренних потребностей к учебной деятельности | 3 мин. | - Посмотрите. Какой герой пришёл к нам сегодня на урок? - Он о чём-то размышляет. Интересно о чём? - Что это? - Какое задание можно придумать к этому тексту? -Выпишите выделенные слова в тетрадь через запятую. -К какой части речи относятся эти слова? - Что можно ещё сказать об этих словах? -Что в них общего? - Выделите корень в словах. - Чем эти слова отличаются друг от друга? - Какое лексическое значение имеют эти слова? - А какая часть слова придаёт им разное значение? Назовите её. - Кто знает, как называется эта часть слова? - Кто уже догадался, какой будет тема нашего урока? | - Карлсон (читают со слайда) Рано утором пчела вылетает из улья. Прилетает на цветочную поляну. Перелетает с цветка на цветок. Облетает всю поляну. - Это текст. Предложения детей - Дети выписывают слова в тетрадь. - Это глаголы. - Это однокоренные слова. -Корень –лет- (Выделяют корень) - Лексическим значением, частью слова. Ответы детей. -Та, которая стоит перед корнем. Называют части слов. Предположения детей. (Приставка) - Приставка. | Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством учителя. Учебная деятельность включает в себя: учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Дети сами определяют границы своих знаний и незнаний. Намечают вопросы, на которые должны найти ответы и которые фиксируются на доске. | Слайд 2 |
3. Целеполага-ние Цель: организовать коммуникатив-ное взаимодей-ствие, в ходе которого выявляются и фиксируются необходимые знания и умения по новой теме. | 5 мин. | - Что вы хотите узнать о приставке? 1. Что такое приставка? 2. Где находится? 3. Для чего служит? 4. Как обозначается? 5. Как пишутся приставки? 6. Как выделить приставку в слове? Для чего нам нужно это знать? - Что в нам поможет ответить на эти вопросы? | - Дети называют вопросы, учитель записывает на доске или вывешивает заготовленные вопросы. - Чтобы грамотно писать. - Учебник, интернет, тренировочные упражнения. | ||
4. Выполнение тренировочных упражнений. Цель: создать условия для закрепления и применения полученных знаний; самооценка, выявление затруднений и устранение их в процессе работы. Физминутка Цель: снятие статичного напряжения | 20 мин. 2 мин. | - Посмотрите, а мне кажется, что Винни-Пух уже знает ответы на некоторые вопросы. -Посмотрите внимательно на выписанные нами слова. На какие вопросы вы можете уже ответить? - Чем является приставка? - Где находится, в какой части слова? - Для чего служит? - Сделайте вывод. Что такое приставка? -Где мы можем проверить наши предположения? - Откройте учебники с. 84. Прочитайте правило. -Что такое приставка? - На какие вопросы мы с вам ответили? (убираю вопросы) - Посмотрите внимательно, на какой ещё вопрос помогает ответить нам правило? -Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразие оттенков его проявления. - Посмотрите, в рамочке написаны приставки, запомните их написание; приставки всегда пишутся одинаково. - Назовите приставки, которые пишутся с буквой а. - С буквой о. - Для чего это нам нужно знать? - Как пишутся приставки? - А сейчас Винни-Пух предлагает поиграть. - Что нужно сделать? - Составьте слова с приставкой по-; над-. - Чему мы учились во время игры? - К какой части речи относятся образованные нами слова? - Запишите глаголы с приставкой под- в тетрадь, выделите приставку. - А сейчас физминутка. Её сочинил для вас Винни-Пух. С при – приставкою присесть, - Какие слова с приставками вы услышали в физминутке? - Следующее задание.( Работа в парах) У вас на столе лежат жёлтые карточки. Прочитайте задание и выполните его. - Какие слова вы выписали? Почему? -Чему вы учились, выполняя это задание? А как вы находили приставку в слове? Кто объяснит? - А кто другим способом выделил приставку? - Сделайте вывод, как выделить приставку в корне. - с.86 прочитайте правило. - Как выделить приставку в слове? - На какой вопрос мы дали ответ? (убираю вопрос) - Мы ответили с вами на все вопросы, давайте проверим, чему мы научились. - Возьмите на столе зелёные карточки. Прочитайте отрывок из стихотворения. - Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? - Прочитайте задание, выполните его самостоятельно. - Проверяем в парах друг у друга по ключу. Оцените работу соседа по парте. - Какие трудности испытали? Кто выполнил задание правильно? - Молодцы. | Ответы детей на вопросы. - Частью слова - Перед корнем - Для образования новых слов Ответы детей. - В учебнике. (читают правило в учебнике) ответы детей Как обозначается при разборе? Учащиеся называют приставки со слайда. - Предположения детей. - Приставки пишутся одинаково. Поэтому их написание нужно запомнить. Приставки это часть слова, поэтому пишутся слитно. - Составить слова Дети называют получившиеся слова - Образовывать новые слова с помощью приставок. - Это глаголы. (выполняют задание) Выполняют движения показываемые учителем под стихотворение. Выполняют задание Задание. Прочитайте предложение. Выпишите слова с приставкой, выделите приставку. Обсудите своё решение в парах. Лиса быстро добежала до реки и побежала в лес. Рано утром я вышел из дома и сошёл с крыльца. Медведь обгонял волка и надломил ветку.) Зачитывают выписанные слова, объясняют свой выбор. -Выделять приставку в слове. -Находили корень, а перед ним приставка. -Подбирали однокоренные слова с другими приставками. - Делают вывод. - Объясняют как выделять приставку в корне. - Как выделить приставку в слове. Карточка. Выпишите из стихотворения глаголы с приставками, выделите приставки. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко постучит. - А.С. Пушкин «Зимний вечер». (Выполняют задание) Проверяют и оценивают работу соседа по парте. - Ответы детей. | Первое задание позволяет уч-ся самим определить, что они уже знают по новой теме и проверять свои предположения при помощи учебника. Следующая игра позволяет сменить вид деятельности и учит детей образовывать слова при помощи приставок, не забывая при этом о лексическом значении. К тому же коллективное выполнение этого задания требует от ребят умение действовать согласо-ванно, вместе. При выполнении этого задания, требуется умение выделять слова из общей массы, расширяется словар-ный запас. Перед детьми возникает проблема, как выделить приставку. Они должны самостоятельно в парах найти способ решения проблемы. Дети учатся высказывать свои мысли, объяснять свой выбор. При выполнении данного задания обращается внимание на работу и взаимодействие в паре. В данном упражнении дети работают самостоятельно, учатся на практике применять полученные знания. Проверять работу друг друга по ключу и оценивать работу друг друга. | Слайд 3 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Рефлексия. Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность | 5 мин. | - Винни-Пух предлагает вам творческое задание. - Возьмите голубые карточки, выполните задание прямо в карточках. - Проверяем. - Оцените свою работу.
- Какое задание вам больше всего понравилось сегодня на уроке? | Карточка. Подберите подходящие по смыслу приставки. Вставьте пропущенные буквы. ..р..совал в альбоме, ..б..жал за здание, ..л..тел из гнезда, ..плыть реку, ..ехал из города, ..лить к..пусту, ..б..жать в класс. -Зачитывают по очереди по словосочетанию, остальные проверяют. (самооценка) - Ответы детей. | Творческое задание позволяет применять полученные знания в неординарной ситуации. | Слайд 7 |
Итог урока. Цель: подвести итог. | 3 мин. | - Давайте подведём итог нашей работы. -С какой новой темой нас познакомил Винни-Пух? -Проверим как усвоили новую тему. Возьмите листы с тестом, ответьте на него. Тест.
а) корень б) окончание в) приставка 2. Часть основы, которая стоит перед корнем. а) окончание б) суффикс в) приставка 3. Найди однокоренное слово к слову море. а) заморозок б) мороженое в) приморье 4. Каким знаком выделяют приставку. а) б) в) - Проверяем. Оцените свою работу. -Кто получил на уроке все плюсы, получает 5 за урок. Д/з. с. 85 № 154 с.84 правило - Встаньте, пожалуйста, те, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает аплодисментов. - Всем спасибо. | - Ответы детей. (отвечают на тест) | На каждом этапе важно было нацелить детей на самоконтроль и самооценку своей деятельности, умение находить свои ошибки и не бояться этого. | Слайд 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
разработка урока "Знакомство с буквой М"
Урок для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по программе "Школа России" учебник Горецкого....
Разработка урока по теме: "Знакомство с будущим временем"
Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса, изучающих английский язык по УМК Биболетовой....
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"
Технологическая карта и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.
В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и формирование УУД...
Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...