Знакомство с приставкой-методическая разработка урока
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Представлена подробная технологическая карта урока в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_pristavkoy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс:   3

Предмет: русский язык

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий.

Тема: Приставка.

Цель: Познакомить с приставкой как значимой частью слова.

Задачи:

  • образовательные: формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова;
  •  развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Наглядность: презентация.

Ход урока

Этап урока.

Цель.

Вре-мя

Деятельность учителя

Деятельность

 уч-ся

Системно-деятельностная практика

Медиа-материалы

1. Эмоциональ-

ный настрой

Цель: настроить на работу

2 мин.

Прозвенел уже звонок

Все собрались на урок.

Чтоб работалось нам дружно,

Помогать друг другу нужно.

-Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте друг другу плодотворной работы. Пусть урок принесёт вам радость общения.

Настраиваются на урок.

(берутся за руки, мысленно проговаривают пожелания)

Создаётся благоприятный эмоциональный настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Слайд 1

2. Самоопреде-ление к деятельности

Цель:

подготовить мышление уч-ся и организо-вать осознание ими внутренних потребностей к учебной деятельности

3 мин.

- Посмотрите. Какой герой пришёл к нам сегодня на урок?

- Он о чём-то размышляет. Интересно о чём?

- Что это?  

- Какое задание можно придумать к этому тексту?

-Выпишите выделенные слова в тетрадь через запятую.

-К какой части речи относятся эти слова?

- Что можно ещё сказать об этих словах?

-Что в них общего?

- Выделите корень в словах.

- Чем эти слова отличаются друг от друга?

- Какое лексическое значение имеют эти слова?

- А какая часть слова придаёт им разное значение? Назовите её.

- Кто знает, как называется эта часть слова?

- Кто уже догадался, какой будет тема нашего урока?

- Карлсон

(читают со слайда)

Рано утором пчела вылетает из улья. Прилетает на цветочную поляну. Перелетает с цветка на цветок. Облетает всю поляну.

- Это текст.

Предложения детей

- Дети выписывают слова в тетрадь.

- Это глаголы.

- Это однокоренные слова.

-Корень –лет-

(Выделяют корень)

- Лексическим значением, частью слова.

Ответы детей.

-Та, которая стоит перед корнем. Называют части слов.

Предположения детей.

(Приставка)

- Приставка.

Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством учителя. Учебная деятельность включает в себя: учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Дети сами определяют границы своих знаний и незнаний. Намечают вопросы, на которые должны найти ответы и которые фиксируются на доске.

Слайд 2

3. Целеполага-ние

Цель: организовать коммуникатив-ное взаимодей-ствие, в ходе которого выявляются и фиксируются

необходимые знания и умения по новой теме.

5

мин.

- Что вы хотите узнать о приставке?

         1. Что такое приставка?

         2. Где находится?

         3. Для чего служит?

         4. Как обозначается?

         5. Как пишутся приставки?

          6. Как выделить приставку в слове?

Для чего нам нужно это знать?

- Что в нам поможет ответить на эти вопросы?

- Дети называют вопросы, учитель записывает на доске или вывешивает заготовленные вопросы.

- Чтобы грамотно писать.

- Учебник, интернет, тренировочные упражнения.

4. Выполнение тренировочных упражнений.

Цель: создать условия для закрепления и применения полученных знаний; самооценка,  выявление затруднений и устранение их в процессе работы.

Физминутка

Цель: снятие статичного  напряжения

20

мин.

2 мин.

- Посмотрите, а мне кажется, что Винни-Пух уже знает ответы на некоторые вопросы.

-Посмотрите внимательно на выписанные нами слова. На какие вопросы вы можете уже ответить?

- Чем является приставка?

- Где находится, в какой части слова?

- Для чего служит?

- Сделайте вывод. Что такое приставка?

-Где мы можем проверить наши предположения?

- Откройте учебники с. 84. Прочитайте правило.

-Что такое приставка?

- На какие вопросы мы с вам ответили? (убираю вопросы)

- Посмотрите внимательно, на какой ещё вопрос помогает ответить нам правило?

-Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности

 действия, на разнообразие оттенков его проявления.

- Посмотрите, в рамочке написаны приставки, запомните их написание; приставки всегда пишутся одинаково.

- Назовите приставки, которые пишутся с буквой а.

- С буквой о.

- Для чего это нам нужно знать?

- Как пишутся приставки?

- А сейчас Винни-Пух предлагает поиграть.

- Что нужно сделать?

- Составьте слова с приставкой по-; над-.

- Чему мы учились во время игры?

- К какой части речи относятся образованные нами слова?

- Запишите глаголы с приставкой под- в тетрадь, выделите приставку.

- А сейчас физминутка. Её сочинил для вас Винни-Пух.

С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершать.

- Какие слова с приставками вы услышали в физминутке?

- Следующее задание.( Работа в парах)

У вас на столе лежат жёлтые карточки. Прочитайте задание и выполните его.

- Какие слова вы выписали? Почему?

-Чему вы учились, выполняя это задание?

А как вы находили приставку в слове? Кто объяснит?

- А кто другим способом выделил приставку?

- Сделайте вывод, как выделить приставку в корне.

- с.86 прочитайте правило.

- Как выделить приставку в слове?

- На какой вопрос мы дали ответ? (убираю вопрос)

- Мы ответили с вами на все вопросы, давайте проверим, чему мы научились.

- Возьмите на столе зелёные карточки. Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?

- Прочитайте задание, выполните его самостоятельно.

- Проверяем в парах друг у друга по ключу. Оцените

работу соседа по парте.

- Какие трудности испытали? Кто выполнил задание правильно?

- Молодцы.

Ответы детей на вопросы.

- Частью слова

- Перед корнем

- Для образования новых слов

Ответы детей.

- В учебнике.

(читают правило в учебнике)

ответы детей

Как обозначается при разборе?

Учащиеся называют приставки со слайда.

- Предположения детей.

- Приставки пишутся одинаково. Поэтому их написание нужно запомнить. Приставки это часть слова, поэтому пишутся слитно.

- Составить слова

Дети называют получившиеся слова

- Образовывать новые слова с помощью приставок.

- Это глаголы.

(выполняют задание)

Выполняют движения показываемые учителем под стихотворение.

Выполняют задание

Задание. Прочитайте предложение. Выпишите слова с приставкой, выделите приставку. Обсудите своё решение в парах.

Лиса быстро добежала до реки и побежала в лес.

Рано утром я вышел из дома и сошёл с крыльца.

Медведь обгонял волка и надломил ветку.)

Зачитывают выписанные слова, объясняют свой выбор.

-Выделять приставку в слове.

-Находили корень, а перед ним приставка.

-Подбирали однокоренные слова с другими приставками.

- Делают вывод.

- Объясняют как выделять приставку в корне.

- Как выделить приставку в слове.

Карточка.

Выпишите из стихотворения глаголы с приставками, выделите приставки.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

- А.С. Пушкин «Зимний вечер».

(Выполняют задание)

Проверяют и оценивают работу соседа по парте.

- Ответы детей.

Первое задание позволяет уч-ся самим определить, что они уже знают по новой теме и проверять свои предположения при помощи учебника.

Следующая игра позволяет сменить вид деятельности и учит детей образовывать слова при помощи приставок, не забывая при этом о лексическом значении. К тому же коллективное выполнение этого задания требует от ребят умение действовать согласо-ванно, вместе.

При выполнении этого задания, требуется умение выделять слова из общей массы, расширяется словар-ный запас. Перед детьми возникает проблема, как выделить приставку. Они должны самостоятельно в парах найти способ решения проблемы. Дети учатся высказывать свои мысли, объяснять свой выбор. При выполнении данного задания обращается внимание на работу и взаимодействие в паре.

В данном упражнении дети работают самостоятельно, учатся на практике применять полученные знания.

Проверять работу друг друга по ключу и оценивать работу друг друга.

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Рефлексия.

Цель: оценить учащимися собственную  учебную деятельность

5

мин.

- Винни-Пух предлагает вам творческое задание.

- Возьмите голубые карточки, выполните задание прямо в карточках.

- Проверяем.

- Оцените свою работу.

 

- Какое задание вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

Карточка.

Подберите подходящие по смыслу приставки. Вставьте пропущенные буквы.

..р..совал в альбоме,  ..б..жал за здание,  ..л..тел из гнезда, ..плыть реку,  ..ехал из города,  ..лить к..пусту,  ..б..жать в класс.  

-Зачитывают по очереди по словосочетанию, остальные проверяют.

(самооценка)

- Ответы детей.

Творческое задание позволяет применять полученные знания в неординарной ситуации.

Слайд 7

Итог урока.

Цель: подвести итог.

3

мин.

- Давайте подведём итог нашей работы.

-С какой новой темой нас познакомил Винни-Пух?

-Проверим как усвоили новую тему. Возьмите листы с тестом, ответьте на него.

Тест.

  1. Главная часть слова

а) корень

б) окончание

в) приставка

2. Часть основы, которая стоит перед корнем.

а) окончание

б) суффикс

в) приставка

3. Найди однокоренное слово к слову море.

а) заморозок

б) мороженое

 в) приморье

 4. Каким знаком выделяют приставку.

а)

б)    

в)

- Проверяем. Оцените свою работу.

-Кто получил на уроке все плюсы, получает 5 за урок.

Д/з. с. 85 № 154 с.84 правило

- Встаньте, пожалуйста, те, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает аплодисментов.

- Всем спасибо.

- Ответы детей.

(отвечают на тест)

На каждом этапе важно было нацелить детей на самоконтроль и самооценку своей деятельности, умение находить свои ошибки и не бояться этого.

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

разработка урока "Знакомство с буквой М"

Урок для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по программе "Школа России" учебник Горецкого....

Разработка урока по теме: "Знакомство с будущим временем"

Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса, изучающих английский язык по УМК Биболетовой....

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта  и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Тема: знакомство с творчеством Дж.Р.Р.Толкина.

В материале дана разработка урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления. Урок направлен на получение новых знаний и  формирование УУД...

Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»

Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии...