Упражнения в различении имен существительных в творительном и предложном падежах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Герасимова Людмила Сергеевна

Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе "Упражнения в различении имен существительных в творительном и предложном падежах" . 

Организация деятельности по формированию знания о падежах, именах существительных и применение знаний на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 07tehkarta_russkiy_4v.docx309.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Мельничук Елена Сергеевна

 4в

Русский язык

Тема

Упражнения в различении имен существительных в творительном и предложном падежах

Цель урока

Организация деятельности по формированию знания о падежах, именах существительных и применение знаний на практике

Задачи

Образовательные: расширить представления о падежах, систематизировать полученные знания, тренировать умения распознавать имена существительные в творительном  и предложном падежах.

Коррекционно-развивающие: корригировать переключение внимания, коррекция и развитие анализирующей функции, коррекция письма, развитие мелкой моторики рук

Воспитательные : воспитывать наблюдательность, самостоятельность, воспитывать трудолюбие и целеустремленность

Планируемые результаты

Предметные:

Знать, что такое падеж, имя существительное

Уметь различать существительные разных падежей

Применять знания на практике в упражнениях

Анализировать алгоритм своей работы

Личностные: Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка.

Метапредметные: Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

УУД:

Познавательные: 

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Коммуникативные:

– принимать участие в работе парами, группами;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Основные понятия

Падежи

Межпредметные связи

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

Карточки и раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

                                                               ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Перед началом занятия, я попрошу вас вспомнить правила поведения на уроках. Перечислите мне их

А теперь, напомните мне правила посадки на уроках

Отдых наш кончается

Работа начинается

Усердно будем мы трудиться

Чтоб чему то научиться

Ребята, расскажите мне, чему мы учимся на уроках русского языка?

Молодцы, ребята, давайте начинать

Здороваются

Правила поведения и посадки: не выкрикивать с места, а поднимать руку, не перебивать учителя, слушать внимательно учителя и ответы одноклассников. Руки красиво сложены, спины ровные, ноги стоят вместе

На уроках русского языка мы учимся грамотно писать, грамотно говорить, правильно строить предложения, четко и точно формулировать свои мыли

Актуализация знаний

Первичное восприятие

Ребята, прочитайте написанные на доске слова. Скажите мне, что это за часть речи?

А на какие вопросы отвечает? Что обозначает? Правильно. Давайте посмотрим на презентацию и проверим ваши ответы. Вы все верно назвали

Скажите, слово кошка является существительным?

Давайте попробуем изменить слово кошка

Антон скучает без …….

Он налил …… молоко

Мальчик напоил …..

Он подружился с ……

Антон рассказал о ….. другу

Что мы с вами только что сделали со словом кошка?

Назовите мне падежи

Посмотрите на презентацию и давайте проверим ваши ответы

Молодцы ребята. Мы только что с вами что вспомнили?

Все верно! Мы обобщили с вами знания. А работать будем сегодня с именем существительным, предложным и творительным падежами

Слова – ноутбук, одеяло, сумка

Существительное

Часть речи, отвечают на вопросы кто, что, обозначает предмет

Является

Кошки

Кошке

Кошку

Кошкой

Кошке

Изменяли по падежам

Падежи и им существительное

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Ребята, расскажите мне, на какой вопрос отвечает предложный падеж?

Давайте вспомним, чтобы определить предложный падеж –тнужно найти слово, к которому относится существительное, затем задать вопрос к им сущ

На какой вопрос отвечает слово, тот падеж нам подходит

Предложный падеж отвечает на вопросы О КОМ О ЧЕМ

Итак, мы вспомнили с вами понятие предложный падеж, на какие вопросы отвечает.

Продолжаем работу

Теперь

Давайте сделаем пальчиковую гимнастику

Откройте свои рабочие тетради, отступите 2 строчки вниз и запишите _ седьмое ноября, классная работа.

 Теперь ,по очереди вы будете выходить к доске и ставить имена существительные в предложном падеже, добавляя предлоги В НА О

  1. Мы покупаем продукты (магазин)
  2. Лампа стоит (стол)
  3. Я учусь (школа)
  4. Она гуляет (парк)
  5. Они живут (деревня)
  6. Мы живем (город)
  7. Картина висит (стена)
  8. Мои учебники (портфель)
  9. Телевизор стоит (угол)
  10. Волки живут (лес)

Молодцы, ребята, напомните мне, в каком падеже мы выписывали имена существительные, на какие вопросы он отвечает?

Теперь вы должны будете поставить имена существительные в творительный падеж и записать предложение к себе в тетрадь

На какой вопрос отвечает?

  1. Кем стал его брат (инженер)
  2. Мой стол стоит перед (окно)
  3. Моя сумка лежит под (стол)
  4. В четверг я встречаюсь с (друзья)
  5. Моя сестра увлекается (литература)
  6. Бабушка любит отдыхать перед( телевизор)
  7. Этот роман написан известным (писатель)

Молодцы ребята. Что мы с вами только что делали?

О ком? О чем?

Сочетается с предлогами В НА О

Большая часть сущ имеет в предложном падеже окончание –е-

В магазине

На столе

В школе

В парке

В деревне

В городе

На стене

В портфеле

В углу

В лесу

Предложный падеж

О ком о чем

Кем чем

Инженером

Окном

Столом

С друзьями

Литературой

Телевизором

Писателем

Изменяли по падежам

Самостоятельная работа

Ребята. Я вам выдаю карточки с текстом. Ваша задача – подчеркнуть слова  в предложном падеже

После чего, по цепочке, вы будете озвучивать выбранные слова.

Теперь, найденные слова употребите в творительном падеже

О полете      полетом

Сказках        сказками

Песнях        песнями

Мечтах        мечтами

Луне            луной

Солнце       солнцем

Звездах       звездами

Корабле      кораблем

Космосе     космосом

Физминутка

Ребята, вижу, что вы подустали. Давайте скорее разомнемся

Встаем со своих мест и повторяем за мной

В ПОНЕДЕЛЬНИК Я КУПАЛСЯ

А ВО ВТРНИК РИСОВАЛ

В СРЕДУ ДОЛГО УМЫВАЛСЯ

А В ЧЕТВЕРГ В ФУТБОЛ ИГРАЛ

В ПЯТНИЦУ Я БЕГАЛ ПРЫГАЛ

ОЧЕНЬ ДОЛГО ТАНЦЕВАЛ

А В СУББОТУ ВОСКРЕСЕНЬЕ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ Я ОТДЫХАЛ

(дети изображают действия, которые звучат в стихотворении)

Обобщение усвоенного

Прочитайте стихотворение,

НА ГОРЕ ШУМИТ ВЕТЛА

НА ВЕТЛЕ ЗВЕНИТ ПЧЕЛА

ПОЛОСАТАЯ КАК ЗЕБРА

В НАШУ ЛОДКУ ИНОГДА

НАБИРАЕТСЯ ВОДА

В РОЩЕ КЛЕНЫ И ДУБЫ

А ПОД НИМИ ЕСТЬ ГРИБЫ

КАЖДЫЙ ГРИБ ПОХОЖ НА ЗОНТИК

назовите мне все имена существительные в предложном падеже.

Предложный падеж с предлогами

Теперь, один из вас  прочитает выразительно стихотворение и назовет мне творительные падежи

Ребята, для того, чтобы мы с вами точно запомнили творительный и предложный падежи, я предлагаю выполнить вам еще задания. Перед вами лежат карточки. Прочитайте задание. Ваша задача на первой карточке поставить слово в творительный падеж, на второй карточке в предложный. После чего мы с вами проверим, как вы справились с заданием

Молодцы, ребята. Теперь вы точно сумеете различать имена существительные в творительном и предложном падежах

На горе, на ветле, в роще, каждый гриб,

Рефлексия деятельности

Ребята, расскажите мне, чем мы с вами занимались сегодня на уроке?

Что запомнили?

Вспомните, что такое имя сущ? На какие вопросы отвечает?

Какие падежи мы вспомнили? Как нам их различить?

Наш урок подходит к концу. До свидания.

Вспоминали имя существительное, творительный и предложный падежи, учились искать их в текстах, преобразовывать

Сущ (кто что предмет)

Творительный (кем чем)

Предложный (о ком о чем)

https://sun9-8.userapi.com/impg/Xy0lW4og84wYC_6hQD_E-w2o-uRCLPAAH66jbA/dbQ7U-y3pg8.jpg?size=654x400&quality=95&sign=048b0e13fe5fdcb73fc97c7714f47385&type=album

https://sun9-12.userapi.com/impg/G3B4lwZ-xdOfW6hXbnas40cajXq0aE8EZmMkdA/kU5hXomLpsQ.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=1950548d84ca20b68fce67601d606e49&type=albumртhttps://sun9-38.userapi.com/impg/z_ckharnzOFYl0P3S353fO9MZOez0WGhdxv_wg/7uAUUmfcrro.jpg?size=685x398&quality=95&sign=25e45e91d82e36db7fe7dfca7af25efa&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

«Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.»

Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже....

Конспект урока по русскому языку.Тема урока: «Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах»

Данный материал содержит формы и методы работы на уроке в 4 классе по данной теме урока....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему: «Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.»

Данный конспект урока разработан для 3 класса ко всем ведущим учебникам. Конспект поможет развивать умения распознавать имена существительные в творительном и предложном падежах, различать падежные фо...

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

Урок презентация для 4 класса. Цель: развивать умения распознавать имена существительные в Т.п., П.п....