Разработка урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс)

Малыч Татьяна Николаевна

Разработка урока по русскому языку .В работе есть групповая и парная работа,презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_otkrytyy_urok.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык УМК «Школа России»  

 Класс: 4 класс

Урок №

Дата :19.012024

Учитель:Малыч Т.Н.

Тема урока: «Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных»

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, о его роли в речи и способах образования.

Задачи:

Создать условия для развития УУД:

Личностные:

- формировать положительное отношение и интерес к изучению природы;

- развивать способность к самоконтролю;

-развивать навыки сотрудничества

 Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

- постановка учебной задачи;

 -уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-определять степень успешности выполнения своей работы 

Познавательные УУД:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные УУД: 

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

- слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Оборудование: презентация; ПК, компьютер, экран; карточки с заданием, памятки

Ход урока

  1. Орг. момент.

К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно, 
Работаем старательно.

- Проверьте готовность к уроку.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

1.Минутка каллиграфии .Оо Вв Кк Пп Сс св ов кс Слайд 2

2.Словарный диктант (один ученик выходит к доске): квартира,собака,мышь, ,весна,хлебороб,яблоко,дирижер,шофер,лисица,спелое,клубничка,ароматная.Слайд 3

Выделение орфограмм, постановка ударений.Оценка по шкале правильность,аккуратность.

3.Составление предложения  и синтаксический разбор.

Катя сорвала в огороде ароматную клубничку

.(простое,распространенное,повествовательное,невосклицательное)

-Теперь давайте еще раз обратим внимание на наш словарный диктант. К какой части речи относятся эти слова?Какие слова не является именеами существительными?

  1. Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи будем говорить на уроке?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить. Слайд 4,Слайд 5

— Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилагательном.)

 Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, какова их роль в предложении и в речи, повторить морфологические признаки имён прилагательных.)

- Проверим. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название раздела.

Что вспомним - ……, Что узнаем - …….., Чему будем учиться - ….. .

- Переверните страницу. На какие вопросы мы должны сегодня на уроке ответить? Прочитайте их.

Дети читают синий шрифт. Переворачиваю на доске: Роль……., Как образуются…… .

--Сегодня на уроке мы с вами составим карточку-памятку. Рассмотрите ее. В ней прописаны цели урока. На которые вы должны ответить. В процессе урока вы будете её заполнять.

- Начинаем работать.

IV. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику

-  Упражнение 1. Прочитайте отрывок стихотворения А. Фета.

Читает ученик.

- О каком времени года пишет поэт? (о зиме). Почему вы так решили? Какие признаки на это указывают.

- Как он называет эту картину?

Чудная

- Подберите синонимы к слову чудная. Посмотрите на слайд, какие ещё не назвали.

Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, изумительная, поразительная, чарующая Слайд 6

- Кто знает? Что такое эпитеты? (художественное определение предмета или явления, помогают представить предмет, отношение автора к нему)

- Назовите их. (чудная картина, полная луна, небес высоких, блестящий снег) Слайд 7 Помогают ли нам эти слова представить красоту зимы?

- Какой частью речи они являются? (имена прилагательные)

- Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?

В виде эпитетов, Украшают предложения, делают речь более уточненной, разнообразной, помогают лучше описать предмет

- Спишите только имена прилагательные. Что вам поможет? (вопросы)

- Сколько имён прилагательных выписали? (7) Слайд 8

- Сверьте. Какие прилагательные не дописали? Что вызвало затруднение? Почему? (слово родна)

- Прочитайте материал рубрики Обратите внимание!

- Что нового узнали? Какие формы имён прилагательных существуют?

(полная и краткая)

- Какой частью речи является слово родна? От слова родная. Допишите слово родна к прилагательным.

 1. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных

 Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Теремок ползёт,

На себе его везёт

Хозяюшка богата,

Бокаста да рогата. (Улитка.)Слайд 8

 Какие слова используются для описания улитки? (Богата, бокаста и рогата.)

 Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.

— Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?

— Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.

В свою табличку запишите

-Что узнали нового об имени прилагательном.

-Сделайте вывод: Какую роль играют имена прилагательные?

-Заполним первый столбец памятки. Эпитеты, уточняют, украшают, дополняют. 

-Какую форму могут иметь имена прилагательные полную и краткую

V. Физминутка

- Попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, широкий. Молодцы! Тихонько сели на места.

- Продолжаем работать.

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа с текстом на карточках. Групповая работа, работа в парах

У вас на столах лежит карточка №1 Работу выполняем  в группе .Напомню правила работы в группе.Картинка на доске

Прочитайте задание на этой карточке.

Прочитай тексты. (Приложение карточка 1)

Райские птицы.

Обитают эти птицы не в раю, а на далёких островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них яркое и пышное разноцветное оперение. Есть птицы зелёные, золотистые, жёлтые, белые, чёрные. Перья у одних птиц широкие, а у других узкие и оканчиваются кисточками.

Ноги у райских птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на высоких деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их густых и зелёных кронах.

Райские птицы.

Обитают эти птицы не в раю, а на … островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них … и … разноцветное оперение. Есть птицы …, …, …, белые, чёрные. Перья у одних птиц …, а у других … и оканчиваются кисточками.

Ноги у … птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на … деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их … и … кронах.

Сравните их. Чем они отличаются?

- Какой текст вам нравится больше? Почему? ( более точное описание, более красивый текст).

Задание для групп (Приложение)

1 группа – Выпишите 3-4 словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в форме множественного числа.

2 группа – Найдите в тексте 4 имени прилагательные во множественном числе, измените  на единственное число, запишите их.

3 группа – Вставьте прилагательные вместо многоточия во втором тексте.

4 группа-Выпишите в тетрадь пропущенные прилагательные.

5 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают птиц.

6 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают перья птиц.

Проверка выполненного задания.

2. Образование имён прилагательных.

На стр. пр.

- Измените слово автомобиль так, чтобы оно обозначало имя прилагательное. (автомобильный). Запишите его.

- С помощью какой части слова мы образовали прилагательное? (суффикс –н-). Выделите его.

-Сейчас мы потренируемся в образовании имён прилагательных от имён существительных.

- Выполним упражнение 3. Прочитайте. Составьте план выполнения.

- Выполните задание. 3 пары у доски. Выполняют по рядам по 3 слова из упражнения

- Прочитайте еще раз суффиксы, при помощи которых образовывали имена прилагательные. Дополняем памятку. Запишите эти суффиксы.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные?  (от имён сущ. с помощью суффиксов) Такой способ называется суффиксальный.

-Молодцы!

VIII. Домашнее задание.

-Упражнение 4. Прочитайте задание. Что надо сделать?

1 абзац – с пом. суффиксов оньк-, -еньк. Красный-красненький…

2 абзац – с пом. суффиксов –оват-, -еват-. Красный-красноватый.

-Это будет ваше домашнее задание.

-Вывод: имена прилагательные могут образовываться и от имен прилагательных, меняется оттенок значения.

X. Итог урока.

Итак, обратимся к карточке-памятке, которую вы составляли.

-С какой частью речи начали работать?

-Что такое имя прилагательное?

-Вернемся к целям, поставленным в начале урока.

-Какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?

-Как образуются имена прилагательные?

XIX. Рефлексия.

С обратной стороны карточки нарисуйте улыбку, если вам было интересно на уроке и вы узнали новое. Покажите вашу карточку смайликами ко мне.

-Большое спасибо за работу на уроке!

 

Роль…….,

Какая бывает форма……..

Как образуются…… .

ПАМЯТКА

Фамилия Имя

Роль имени прилагательного

Какая бывает форма имени прилагательного

Как образуются

Оцените свою работу на уроке

ПАМЯТКА

Фамилия Имя

Роль имени прилагательного

Какая бывает форма имени прилагательного

Как образуются

Оцените свою работу на уроке

ПАМЯТКА

Фамилия Имя

Роль имени прилагательного

Какая бывает форма имени прилагательного

Как образуются

Оцените свою работу на уроке

ПАМЯТКА

Фамилия Имя

Роль имени прилагательного

Какая бывает форма имени прилагательного

Как образуются

Оцените свою работу на уроке

ПАМЯТКА

Фамилия Имя

Роль имени прилагательного

Какая бывает форма имени прилагательного

Как образуются

Оцените свою работу на уроке

ПАМЯТКА

Фамилия Имя

Роль имени прилагательного

Какая бывает форма имени прилагательного

Как образуются

Оцените свою работу на уроке

Карточка 1

Райские птицы.

Обитают эти птицы не в раю, а на далёких островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них яркое и пышное разноцветное оперение. Есть птицы зелёные, золотистые, жёлтые, белые, чёрные. Перья у одних птиц широкие, а у других узкие и оканчиваются кисточками.

Ноги у райских птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на высоких деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их густых и зелёных кронах.

Райские птицы.

Обитают эти птицы не в раю, а на ……………………….. островах около Австралии. Эти птички сказочно красивы. У них … ………..и ……………. разноцветное оперение. Есть птицы ……………, ………………., ……………..…, белые, чёрные. Перья у одних птиц …………….., а у других …………….… и оканчиваются кисточками.

Ноги у … птиц цепкие и сильные. Ведь птицы живут на …………..… деревьях. Деревья – убежища райских птиц. При малейшей опасности птицы прячутся в их ………… и … ……………кронах.

Сравните их. Чем они отличаются?

- Какой текст вам нравится больше? Почему? ( более точное описание, более красивый текст).

Задание для групп

1 группа – Выпишите 3-4 словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в форме множественного числа.

2 группа – Найдите в тексте 4 имени прилагательные во множественном числе, измените  на единственное число, запишите их.

3 группа – Вставьте прилагательные вместо многоточия во втором тексте.

4 группа-Выпишите в тетрадь пропущенные прилагательные.

5 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают птиц.

6 группа-Запишите в тетрадь прилагательные, которые описывают перья птиц.

Проверка выполненного задания.

Резерв

Карточка2 для работы в паре

Опишите слова ,используя прилагательные. К каждому существительному подберите  2-3 прилагательных.

Солнце, мороз, девочка, кот, цветок, озеро, стул.

Карточка 3.

 Образуйте от существительных имена прилагательные.

Лес, малина, весна, береза, автомобиль, компьютер, ель.

Список использованной литературы:

1.Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Русский язык  Часть 2, Москва «Просвещение»2022г.

2. https://multiurok.ru/files/raznourovnevye-zadaniia-po-teme-imia-prilagatelnoe.html

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/01/17/kartochki-trenazhery-po-russkomu-yazyku-v-4-klasse-po

4. https://infourok.ru/

какой?, какая?, какое?

какие?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Теремок ползёт,

На себе его везёт

Хозяюшка богата,

Бокаста да рогата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"

Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...