конспект урока по русскому языку "Удвоенные согласные"2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мустафина Танзиля Ахметовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_s_udvoennymi_soglasnymi.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель: познакомить учащихся со словами, в которых долгий согласный звук обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.

Задачи предметные:

  • дать первичное представление о написании слов с удвоенными согласными в корне слова;
  • формировать умения правильного письма и переноса слов

с удвоенными согласными;

  • развивать внимание, фонематический слух, орфографическую зоркость;
  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Планируемые результаты: личностные УУД

формировать устойчивую учебную мотивацию, развивать рефлексию, умения адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – формировать способность ставить учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, навыки самоконтроля, рефлексии, формировать внутренний план действий;

познавательных – развивать умения осознавать познавательную задачу, читать, слушать и слышать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

коммуникативных – развивать умения составлять план действий, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми, решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование к уроку:

  • Учебник. Канакина В.П. «Русский язык» 2кл. Ч.1
  • Тетрадь для работ по русскому языку
  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс».
  • Наглядность: снеговик, снежинки
  • Карточки в конвертах для учащихся: тексты, пословицы
  • Памятки «Запомни слова с удвоенными согласными»

Ход урока

1.Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

- Доброе утро, ребята! Сегодня необычный урок: у нас гости и очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний и огромное желание узнать что-то новое.

  1. Актуализация знаний Минутка чистописания.

- Вы знаете «Секрет красивого письма»? (правильная посадка)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою -
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Запишите число, классная работа.

- Какое время года сейчас за окном?

- Пришла зима. Выпал первый снег, но сугробов ещё нет. Уже была и первая зимняя стужа, и гололед. Мне нравится наблюдать, как летят, кружатся снежинки в воздухе, люблю рассматривать их, поймав на ладошку…

- А какие зимние забавы вы предпочитаете? (кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика)

- Если очень постараемся, сегодня на уроке у нас появится снеговик.

- Прочитайте «зимние слова»: снег, сугроб, снежинка, стужа, снеговик

-Назовите первую букву. Какой звук она обозначает?

- Запишите одну строчку по образцу: заглавную и строчную буквы, затем две буквы с чередуя: Сс сс

- Найдите на строке самые красивые буквы и поставьте под ними точки.

- Расшифруйте слово: бустабо (подсказка: день недели)

- Что получилось? (суббота)

- Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Шестой день недели)

- Какое опасное место вы заметили в слове?

- Запишем слово: суббота

- Это словарное слово. Почему? (Нельзя проверить, нужно запомнить)

- Подберите однокоренные слова: суббота, субботник, субботний

- Запишите, выделите корень.

- Что нужно помнить при написании однокоренных слов?

(Работа в парах)

- Много в народе существует пословиц и поговорок о субботе. Я приготовила для вас некоторые из них, соберите три пословицы из двух частей, и попробуйте объяснить их смысл. (Приложение 1)

Иному что ни день, то и суббота.

(О ленивом человеке)

В субботу — на работу, в воскресенье — на веселье.

(О человеке, который умеет, и работать хорошо, и отдыхать)

Из-под пятницы суббота видна.

(О неряшливо одетом человеке)

- Проверка.

- Запишите понравившуюся пословицу.

- Вы хорошо потрудились (появляется первый снежный ком)

  1. Самоопределение к деятельности.

- Составьте из слов предложение.

Анна, субботу, теннисом, в, занимается.

- Запишите предложение. Найдите и подчеркните основу предложения.

В субботу Анна занимается теннисом.

- В каких еще словах встречается орфограмма удвоенные согласные? Подчеркните. (Анна, субботу, теннисом)

- Сформулируйте тему урока. (Слова с удвоенными согласными)

- Какую поставим цель перед собой? (Познакомиться с правописанием слов с удвоенными согласными)

4. Первичное усвоение новых знаний

- Откройте учебники на с. 117

- Прочитайте тему урока.

- Объясните значение слова удвоенные

(Две одинаковые буквы рядом. Звук на месте удвоенных согласных долгий, он тянется)

Упр.188

- Прочитайте слова (дети читают слова вслух по цепочке)

- Значения, каких слов вам неизвестны?

Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.

- Запишите три слова, которые вам показались трудными, и вы бы хотели запомнить их написание.

- Как вы думаете, можно проверить написание слов с удвоенными согласными или нужно запоминать такие слова?

- Знакомство с правилом.

- Какую орфограмму вы должны запомнить?

- Слова с удвоенными согласными можно назвать словарными.

- Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в словаре)

Физкультминутка

Игра «Поймай слово»

- Я буду называть слова, если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна – приседаете.

Аллея, арбуз, аллигатор, алфавит, дрессировка, ссора, драка, дружба, троллейбус, трамвай, метро, шоссе.

5. Первичное закрепление знаний

Работа с интерактивной доской

- Помогите мышке спуститься с горы, для этого соедините слово и его значение.

Ученики читают слова и подбирают подходящие лексические значения.

- Чтобы лучше запомнить эти слова запишем их в алфавитном порядке, разделим черточкой для переноса.

- Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы знаете?

(При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят)

По одному слову ученики записывают слова на доске

Ал-лея, ал-лигатор, дрес-сировка, ил-люстрация, тен-нис, трол-лейбус, хок-кей.

-Молодцы, вы хорошо поработали (появляется второй снежный ком)

Гимнастика для глаз «Ночь-день-бабочка»

(«Ночь» – закрываете глазки, «день» – открываете, «бабочка» – моргаете)

Самостоятельная работа с текстом

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (Приложение2)

Кирилл

… читала … Виталия Бианки о природе. русский

… учил стихотворение о … . рассказ

Дети любят свой родной … язык. Римма

России

- Проверка (на экране)

Разноуровневые задания по тексту

1 уровень

Выписать из текста слова с удвоенными согласными, подчеркнуть эту орфограмму.

2 уровень

Выписать из текста слова с удвоенными согласными, разделить их черточкой для переноса.

- Проверка (на экране)

- Кто выбрал 1 уровень? Римма, рассказ, Кирилл, России, русский.

- Кто выбрал 2 уровень? Рим-ма, рас-сказ, Ки-рилл, Рос-сии, рус-ский

- Молодцы, вы справились и с этим заданием (появляется третий снежный ком)

6. Рефлексия

- Выполним графический диктант (+,- )

Я буду читать слова, если звук долгий, и вы считаете, что в этом слове удвоенная согласная, ставите знак «+», если в слове нет удвоенных согласных ставите знак «-» Будьте внимательны.

Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, Анна, класс, ананас.

- Взаимопроверка (сверка с образцом на доске)

+, -, +, -, +, +, +, -

Прием рефлексии «Выбор»

- Продолжите фразу

На уроке я работал активно, пассивно

Своей работой на уроке я доволен, недоволен

Мое настроение стало лучше, стало хуже

Материал урока для меня был понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

7. Подведение итогов урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

-Чему научились на уроке?

- Прочитаем памятку (Приложение 3)

8. Домашнее задание

- Предлагаю закрепить знания дома и выполнить упр.189

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Мне было приятно с вами работать. И снеговик, какой замечательный у нас получился. Давайте порадуем его снежинками.

- Зима только началась и я надеюсь, что все зимние забавы у вас ещё впереди. - Я благодарю за работу образованных, аккуратных, воспитанных, дисциплинированных второклассников.

Приложение 1

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Иному что ни день,

то и суббота.

В субботу — на работу,

в воскресенье — на веселье.

Из-под пятницы

суббота видна.

Приложение 2

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

… читала … Виталия Бианки о природе.

… учил стихотворение о … .

Дети любят свой родной … язык.

Кирилл

русский

рассказ

Римма

России

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

… читала … Виталия Бианки о природе.

… учил стихотворение о … .

Дети любят свой родной … язык.

Кирилл

русский

рассказ

Римма

России

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

… читала … Виталия Бианки о природе.

… учил стихотворение о … .

Дети любят свой родной … язык.

Кирилл

русский

рассказ

Римма

России

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

… читала … Виталия Бианки о природе.

… учил стихотворение о … .

Дети любят свой родной … язык.

Кирилл

русский

рассказ

Римма

России

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

… читала … Виталия Бианки о природе.

… учил стихотворение о … .

Дети любят свой родной … язык.

Кирилл

русский

рассказ

Римма

России

Приложение 3

ПАМЯТКА

С двойной согласной непременно

пишут: грипп, шоссе, антенна,

килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна,

Элла, Алла, Нонна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

пассажир, перрон, программа.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

____________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

___________________________________

ПАМЯТКА

С двойной согласной непременно

пишут: грипп, шоссе, антенна,

килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна,

Элла, Алла, Нонна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

пассажир, перрон, программа.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

____________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

ПАМЯТКА

С двойной согласной непременно

пишут: грипп, шоссе, антенна,

килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна,

Элла, Алла, Нонна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

пассажир, перрон, программа.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

____________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

ПАМЯТКА

С двойной согласной непременно

пишут: грипп, шоссе, антенна,

килограмм, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна,

Элла, Алла, Нонна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

пассажир, перрон, программа.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

____________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Гармония". Автор М.С. Соловейчик , Н.С.Кузьменко.Тема урока. "Обозначение мягкости согласных звуков."

данный урок расчитан на формирование умений обозначать мягкость согласных двумя способами: гласными Е,Ё,Ю,Я,И; Ь....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Конспект урока по русскому языку " Согласная буква В,в"

Методическая разработка к уроку русского языка в 1 классе. Система Эльконина-Давыдова. Учебно-методический комплект : " Букварь" В.В. Репкина....

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....