Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Имя существительное»"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Урок систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

3

УМК

«Школа России»

Тема урока

Обобщение  знаний по теме «Имя существительное»

Цель урока

Создание условий, способствующих обобщению и систематизации знаний по теме: «Имя существительное».

Задачи

  • обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное»;
  • развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся;
  • способствовать формированию  ценностного отношения к своей малой родине.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определять принадлежность слова к определённой части речи; определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж; применять изученные правила правописания.

Познавательные УУД:

осуществлять логические действия обобщения, классификации, строить рассуждение; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в случае необходимости); выступать перед аудиторией одноклассников с сообщениями;  дополнение и расширение имеющихся знаний.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  выполнять учебные действия в устной, письменной речи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать собеседника, вести диалог; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

формирование личностного смысла учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка;  способность к самооценке своих действий и товарищей; уважительное отношение к иному мнению.

Программное содержание

Имя существительное, значение и употребление имен существительных;

Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных;

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода;

Изменение существительных по падежам.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, выход на тему урока, постановка цели.
  3. Применение знаний в новой  ситуации.
  4. Контроль усвоения знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Методы

Словесные, наглядные, практические.

Технология

 Приемы технологии развития критического мышления: «Кластер», «Крестики - нолики», «Синквейн».

Межпредметные связи:

Литературное чтение; край, в котором я живу.

Оборудование урока

1. Буклет для каждого ученика, раздаточный материал для работы в группе, карточки для динамической паузы.

2.Оборудование: компьютер, проектор, экран.

3. Презентация

Используемые ресурсы

https://multiurok.ru/files/ketov-a-s-samobytnyi-poet-priluzia.html?ysclid=lsrpah3y71250033091

Домашнее задание

Повторить пройденный материал.

Технологическая карта урока русского языка

Фазы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я, друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!     

- Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, что итогом нашей работы сегодня будет вот такой буклет, который будет нашим помощником на уроках русского языка.    

Приветствие, готовность к уроку.

Ребята в течение урока заполнят буклет «Имя существительное».

2.Актуализация знаний, выход на тему урока, постановка цели.

- А сейчас, внимание, на экран - приглашаю вас на орфографическую разминку. Проведём словарную работу. На экране появятся картинки,  запишите названия. Выделите  в словах  опасные места.

Россия, город, улица, столица, берёза, деревня, Москва, столица.

-  Проверьте себя. Поставьте знак «+», если написали без ошибок, знак «?»  - если были сделаны ошибки в словах.

- Посмотрите ещё раз  внимательнее на эти слова и скажите, можно ли их объединить  в одну группу по какому – либо признаку с точки зрения русского языка?

 - Вы уже догадались, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке. Назовите тему урока. Запишите тему урока.

-  Определите цель урока.

Ребята записывают в тетрадь.

Все слова – имена существительные.

Определяют тему и цель урока.

Тема: Имена существительные.

Цель: обобщить знания об имени существительном.

Осмысление

  3. Применение знаний в новой  ситуации.

-  Я предлагаю вам  составить кластер.

- Проверим. Молодцы, ребята! Составленный  кластер  будет нашим помощником  в достижении  главной цели урока.

 Оцените себя. Поставим знак «+»  или «?».

- Ребята, прочитайте еще раз словарные слова.  С каким одним словом ассоциируются эти слова?

-  Что такое Родина?

- Что означает словосочетание малая Родина?

 - Малой  Родиной мы считаем и наш Прилузский район.  

- Что вы знаете о нашем районе?

- Сегодня, закрепляя знания об имени существительном, я надеюсь, вы многое узнаете и о нашей малой Родине Прилузском районе.

-  Прочитайте текст.

Прилузский район – «южные ворота»  Республики Коми. Он был образован 15 июля 1929 года. Административный центр – село Объячево.  

Важнейшими отраслями района являются лесопромышленная и аграрная. В Прилузье  заготавливают и перерабатывают лес. Прилузские сосновые боры и густые ельники богаты грибами и ягодами.  Население района занимается земледелием, животноводством. Многие прилузцы проводят свободное время на рыбалке и охоте. Жители сел  практикуют традиционные ремесла коми: вязание, ткачество, берестяное плетение.

Замечательные люди, отдающие свои силы, талант и знания ради процветания родного края – вот главное богатство Прилузского района.

- Ребята,  если вас спросят, что вы расскажете о нашем Прилузском районе?

 - А сейчас мы поработаем в группах.  Каждая группа получает задание, на  выполнение которого вам дается 5 минут.

Задание I группе: выписать из текста  по три  одушевленных и  неодушевленных имени  существительных.

Задание II группе: выписать из текста три имени существительных в единственном числе и три  имени существительных во множественном числе.

 Задание  III группе:  выписать из текста  по три имени существительных женского рода, мужского рода и среднего рода.

- Не забываем  правила работы в группе. (Работаем дружно, сплоченно, выслушиваем мнение каждого, принимаем активное участие.)

 - Проверим. Записываем примеры в  буклет.

 1. Как вы определили одушевленность и неодушевленность имен существительных?

2. Как вы определили число имен существительных?

3. Как вы определили  род имен существительных?

Заполняют кластер самостоятельно.

Отвечают на вопросы учителя.

Читает текст один ученик.

Отвечают на вопрос по тексту.

Работают в группе.

I группа – лес, район, грибы; люди, жители,  прилузцы.

II группа –  талант, край, рыбалка; ворота, силы, грибы.

 III группа -  центр, талант, район; ягода, сила, отрасль; село, богатство, ремесло.

 

Выступление групп.

Динамическая пауза

А сейчас мы  немножко отдохнем. Но отдохнем с пользой.

 Я раздала вам карточки со словами. Вам необходимо найти себе пару.

Село         Летка

Село         Объячево

Деревня         Гостиногорка

Река         Летка

Река        Луза

Поселок                              Гуляшор

Поселок                              Якуньёль

 Вы назвали  географические названия    населенных пунктов и рек Прилузского района.  На самом деле   в  нашем районе  12 муниципальных образований сельских поселений и  88 населенных пунктов, две большие реки -  Луза (отсюда название Прилузского района) и  Летка.

  - На какие две группы вы можете разделиться?

- Какие существительные являются собственными, нарицательными?

Объединяются в пары.

Делятся на две группы в зависимости от слова на карточке: собственные и нарицательные имена существительные.

- Многие   поэты  писали стихотворения, сочиняли  песни  о нашем  районе. Один из  прилузских поэтов – это Кетов Александр Степанович.  Родился  Александр Степанович 25 октября 1938 года в маленькой деревне Октан, недалеко от села Летка.  Когда не стало его родителей, он попал в детский дом, который располагался в нашем селе. Здесь Саша стал заниматься в драмкружке. Выезжали в Сыктывкар на смотры художественной самодеятельности, занимали первые места. В 1954 году закончил 7 классов и поступил в Воркутинский горный техникум. Именно здесь под руководством талантливой учительницы русского языка и литературы, которая вела литературный кружок, сочиняла стихи, поэмы, Саша Кетов начинает писать стихи. В 1975 году по семейным обстоятельствам Александр Степанович вернулся в родное Прилузье. Его назначили инженером-руководителем на вновь открывшуюся радиотелевизионную станцию д. Векшор. С этого времени начинается новая страница в творчестве Александра Степановича. Он пишет много стихов и песен, посвящённых родному Прилузью.

 Познакомимся с одним из них.

Край мой Прилузский, край мой любимый,
Кажется с детства сказкой – былиной.
В свете лазурном деревни мелькают,
Морем бескрайним тайга проплывает…
Звонкое эхо в пасеках тает –
Песня тайги в труде оживает.
Солнце в зените лучами играет –
Сельской поэзии книгу листает. 

- О чем это стихотворение? Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- Как вы думаете, что чувствует  поэт?

- Как автор говорит о своей родине?

 - Что вы представили, читая это стихотворение?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-  Спасибо, ребята, за ответы.

-  Обратите внимание на выделенные слова, определите   падеж  имен существительных. Запишите.

(Если время остается,  распределить  имена существительные  из стихотворения по падежам).

Знакомятся с биографией  и стихотворением прилузского поэта Кетова Александра Степановича.

Отвечают на вопросы учителя.

-О Прилузском крае.

- Радость, гордость, восхищение.

- Край ты мой любимый.

- Деревни, лес, солнышко, пасеки на полях.

У доски работает один ученик, остальные записывают в буклет.

4. Контроль усвоения знаний.

- Спасибо, ребята. Молодцы! Предлагаю подвести  итоги  нашей работы  с помощью  игры  « Крестики - нолики».

Я называю высказывание, если вы с ним согласны, то в квадратик с номером высказывания ставите крестик, если не согласны - нолик.

  1. Имя существительное - часть речи.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? какая? какое?
  3. Имена существительные обозначают предметы?
  4. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
  5. Одушевлённые существительные отвечают на кто?
  6. Имена существительные бывают только женского и среднего рода?
  7. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы?
  8. В русском языке имён существительных меньше всего.
  9. Имена существительные могут быть в единственном и множественном числе.

( на доске  проверка - крестики должны получаются по обеим диагоналям).

- Оцените себя с помощью знаков.

- Обратите внимание, ребята, на ваши вопросики в буклете. Чтобы вопросики «превратились» в плюсики, что нужно сделать? Это и будет вашим домашним заданием.

- Сегодня на уроке вы много интересного узнали  о Прилузском районе. В этом году   Прилузью исполняется 95 лет. И в этот юбилейный год мы еще не раз будем говорить  о нашем родном крае на различных мероприятиях. А сегодня я предлагаю вам выразить свое отношение к нашей  малой Родине. Сделаем это в необычных стихах – синквейне. Вы помните, что это стихотворение обязательно состоит из пяти строк.

  • Первая строка – слово, выражающее главную мысль.
  • Вторая строка – два слова, описывающие признак.
  • Третья – три слова, описывающее действие.
  • Четвертая – предложение по основной теме синквейна.
  • Пятая – слово-ассоциация с первым словом.

Играют в игру «Крестики - нолики». Оценивают себя.

Синквейн

  1. Прилузский район
  2. Богатый, красивый
  3. Живет, развивается, радует.
  4. Лучше нет родного края!
  5. Малая Родина

Рефлексия

  5. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, какую цель мы ставили  в начале урока?

- Цель достигнута?

- А вам понравился урок?

Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

• На уроке я узнал(а)…

• Мне было интересно…

• Теперь я могу…

• Я научился(ась)…

 Спасибо за работу.   Я желаю вам отличных успехов  в учебе.

Оценивание эффективности собственной работы на уроке.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Имя существительное» Презентацию составила учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицина А. В.

Слайд 2

Урок русского языка

Слайд 9

Р о ссиѓя , М о скваѓ , ст о лиѓца , уѓѓл и ца , гоѓр о д , д е реѓвня , б е рёза.

Слайд 10

предмет кто? что? мужской род средний род женский род ед. ч. мн. ч. о душевлен- ное неодушев - ленное нарица -тельное собствен - ное

Слайд 11

Кетов Александр Степанович (25.10.1938-10.12.2007)

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 13

• На уроке я узнал(а)… • Мне было интересно… • Теперь я могу… • Я научился(ась)…



Предварительный просмотр:

        

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

                 

        

 

               

https://www.clipartmax.com/png/full/17-171449_big-image-big-image.png

                -  всё верно.

                                                                                                                                                                                                                                                                  https://trafaret-decor.ru/sites/default/files/2023-02/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%2812%29_0.png

                                                                                                                                                                                                                                                                 -  недостаточно знаний.

                                                                                                                               

        

        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

1. Знакомство с именем существительным как частью речи.2. Упражняться в нахождении имен существительных, в определении признаков существительных и их роли в предложении....

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя существительное" 2 класс.

В ходе урока проводится реализация проектной деятельности по теме "В гости к зиме"....

Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме: « Имя существительное» (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Имя существительное»

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала;Задачи:образовательные:обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;развивать орфографичес...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"

Материал содержит подробную технологическую карту к уроку...

Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...