урок русского языка «Его Величество Разделительный Мягкий Знак (ь)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока «Его Величество Разделительный Мягкий Знак (ь)»
Тип урока: урок повторение, закрепление
Цель урока: формирование знания о правописании разделительного мягкого знака (ь) в словах
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать умение различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком
- Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах
Развивающие:
- Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
- Развивать навыки устной и письменной речи
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
- Воспитывать аккуратность
Ход урока
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный (эмоциональный настрой) Фронтальая | 1. Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на работу. Проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. -Меня зовут Светлана Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Уверена, что вы сделаете для себя много новых открытий, и у нас с вами все получится. Число кл работа Сегодня на уроке вы будете работать в парах, в группах, и самостоятельно Пришла я к вам не одна, посмотрите на экран Вы узнали кто это? Какая у вас любимая сказка Пушкина ? Что делала золотая рыбка в сказке? Как вы думаете почему старуха ничего не хотела сама делать? Значит чтобы не остаться у разбитого корыта надо быть какими на уроке? Кстати, ребята А.С. Пушкин тоже хочет вам сказать несколько слов А.С. Пушкина.- Если вы будете внимательными, активными и старательными, в конце урока вас ждет сюрприз
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Ученики открывают тетради и записывают число | Личностные: самоопределение К: планирование, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, проявление эмоциональной отзывчивости | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный (беседа) Проблемный (создание проблемной ситуации, пробное учебное действие) Фронтальная, индивидуальная | Давайте вспомним о правилах урока. Что мы делаем вначале урока? е,ё,ю,я, и (на доске) - Что можно сказать об этих буквах? (глас., обозначают мягкость согл) Какую работу они выполняют ? А какой буквой еще можно обозначить мягкость согласного Минутка чистописания -Отгадайте загадку: Мягкий голос, мягкий шаг, Это буква … Ребята, в минутке чистописания пропишем букву ь: Прописать ь знак
| П:формирование навыка правильного написания букв в словах | Работа с заданием | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный (подводящий диалог, формулировка темы урока,) Практический (словарная работа) Ф, И | 1. Организация словарной работы -А теперь я предлагаю вам попутешествовать по морю , по океану , а точнее опустимся на дно морское русского языка Ребята, посмотрите на дне морском живут словарные слова И с их помощью совершим прогулку по морскому дну Прочитайте слова, Чего не хватает? .Давайте вставим ь знак и запишим слова в тетрадь пал…то, кон…ки, тетрад… (проговариваем) 1) Что объединяет эти словарные слова? 2) Какую работу выполняет мягкий знак? 3)- Где в этих словах стоит ь знак? 4) А почему ь знак не стоит в начале слова? 5) Что вы можете сказать о ь знаке как о звуке 2.Основной вопрос урока. Выполнение упражнения На экране солю – солью читаем хором - Прочитайте пары слов. Чем отличаются слова друг от друга? Как получили слово солью из слова солю? Давайте проговорим каждое слово. Какой звук слышится после [л] в слове солю? Теперь произнесем солью. Какой звук слышится после л в этом слове? Какую же роль играет ь знак в слове солью? - Предположите, о какой орфограмме пойдет сегодня речь ? Проверим себя, открыв учебник на стр. 31. Одеваю корону - Какие цели мы ставим перед собой на уроке?- Что мы должны узнать?... Что будем различать?... Чему будем учиться? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Кластер Мягкость согласного Звука не обозначает Дети перечисляют варианты Обучающиеся обсуждают и пытаются определить тему урока Кластер обозн мяг согласного Звук Й Разделяет согл. и глас | Предметные: Знать: правописание словарных слов Уметь: логично излагать свои мысли Р: целеполагание; К: постановка вопросов; П: формулирование познавательной цели | Работа с учебником | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный (обсуждение проблемного вороса) Практический (формулирование правила) Фронтальная, групповая | 2. Обсуждение проблемного вопроса. Выполнение упражнения на карточке - Ну, а теперь поработайте в парах Возьмите каточку № 1 Прочитайте слова друг другу, возьмите зеленый карандаш, подчеркните букву которая стоит перед ь знаком , а букву которая пишется после него обведите красным карандашом Какие это буквы? 1)Продолжая работать в парах попробуйте составить правило написания разделительного ь в словах. Разделительный мягкий знак пишется после____________________, перед гласными (какими?) ___________. Дети показывают готовность групп. 2 человека Прочитайте, что у вас получилось. Сравним ваши выводы с правилом в учебнике на стр. 32. Справились мы? Динамическая пауза. Видеоролик | Выполняют задание из учебника Орфограмма – это правило | Предметные: Знать: понятие «орфограмма» Уметь: структурировать знания Р: планирование, прогнозирование П: моделирование Л: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. работа в паре в поиске и выборе информации | Работа с карточкой | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения по правилу) Фронтальная, индивидуальная | 1. Выполнение упражнения по правилу Сейчас ребята мы составим алгоритм, который поможет нам писать разделительный ь знак Прочитайте и подумайте какое действие нужно выполнить 1 шагом Порядок действий (алгоритм) карточка № 2 Слушаю есть ли звук [й] в корне после согласного перед гласным Если слышу звук [й] после согласного, пишу букву ь после буквы согласного перед е,ё,ю,я,и Произношу слово Применяем новые знания Возьмите карточку№ 3, которая у вас на парте. Что вам нужно сделать? (списать ,вставить, где нужно ,разделительный ь знак) Что вам поможет правильно выполнить задание ?(алгоритм) | Работают с упражнением | Предметные: Знать: правило Уметь: определять орфограмму на практике П: структурировать знания, выбирать наиболее эффективный способ решения оценка действий К: управление поведением партнера – контроль, коррекция | Выполнение упражнения | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный (беседа) Практический (выполнение задания обобщающего характера) Индивидуальная, фронтальная | Выполняют самостоятельную работу Сем..я ,вороб…и, солов…и, боле…т (самостоятельно, проверка по эталону ) | Выполняют самостоятельную работу | Предметные: Знать: орфограмму «разделительный мягкий знак» Уметь: применять правило на практике Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Л:самоопределение | Работа с упражнением | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения) Фронтальная, индивидуальная, групповая | 1. Выполняют задание в группах - Ребята у кого на парте лежит синяя карточка, поднимите ее. Вы будете работать в одной группе, подойдите к своему столу. У кого на парте зеленая карточка, вы будете работать вместе, пройдите к своему столу. У кого красная карточка. Ваша задача дописать в предложения из слов для справок нужные по смыслу слова с ь знаком Рассмотрите картинку. Ваша задача дописать в предложения из слов для справок нужные по смыслу слова с ь знаком Слова для справок: ручья, Друзья, рыбья, воробьи, маленькая, обрадовались 1 группы Дети сидели на берегу … . В кустах громко чирикали … . 2 группы … удили рыбу. Вдруг в воде блеснула … чешуя. 3 группы Ребята … , но … рыбка быстро уплыла. После работы дети выходят к доске и читают получившийся текст -Что объединяет все вставленные слова? (ь знак) 2.Выполнение упражнения по правилу Ну , а мы с вами сейчас поработаем в учебнике стр.33 упр. 58 1) читаем задание 2 ) записываем 3-4 слова | Ученики выполняют задание. | Предметные: Знать: правила работы в групе Уметь: применять полученные знания на практике Р:осуществлять самоконтроль П: уметь применять правило К: использовать в общении равила вежливости | Работа с предложениями | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный (ответы на вопросы) Практический (выполнение действий, раскрывающих эмоциональное состояние) Фронтальная, индивидуальная | 1. Ученики с помощью вопросов учителя подводят итоги урока -Наш урок подходит к концу. -Пришло время подвести итоги. -Над правописанием какой орфограммы мы работали на уроке? -Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? -Какие цели мы поставили в начале урока? -Мы достигли этих целей? -- С какой орфограммой вы работали сегодня на уроке ? Оцените работу на уроке. А сейчас Возьмите рыбку и выпустите ее в глубины океана Золотая – на уроке всё было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно; Зеленая – были затруднения при выполнении заданий; и выпустите ее в глубины океана - Запишите домашнее задание. -Составьте 3 предложения с разделительным мягким знаком -Ребята, спасибо Вам за работу, а теперь пришло время выполнить наше обещание . | Отвечают на воросы | Л: умение оценивать результат своей работы П: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний К: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)
Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"
Урок проведен во 2 классе по прогамме "Школа 2100"...
Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"
Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку....
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"
Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак" с презентацией...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Разделительный мягкий знак".
В презентации содержится игра на закрепление нового материала....
Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"
Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....