урок русского языка «Его Величество Разделительный Мягкий Знак (ь)»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Светлана Владимировна Гущина

"Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnyy_myagkiy_znak.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Его Величество Разделительный Мягкий Знак (ь)»

Тип урока: урок повторение, закрепление

Цель урока: формирование знания о правописании разделительного мягкого знака (ь) в словах

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение различать слова с  мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком
  2. Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах

Развивающие:

  1. Развивать умение критически мыслить, умение оценивать свои достижения в процессе урока
  2. Развивать навыки устной и письменной речи

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы
  2. Воспитывать аккуратность

Ход урока

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

 

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (эмоциональный настрой)

Фронтальая

1. Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на работу. Проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Светлана Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Уверена, что вы сделаете для себя много новых открытий, и у нас с вами все   получится.

 Число кл работа

 Сегодня на уроке вы будете работать в парах, в группах, и самостоятельно

  Пришла я к вам не одна,  посмотрите на экран Вы узнали кто это?  

Какая у вас любимая сказка Пушкина ? Что делала золотая рыбка в сказке? Как вы думаете почему старуха ничего не хотела сама делать? Значит чтобы не остаться у разбитого корыта надо быть какими на уроке?

Кстати, ребята А.С. Пушкин тоже хочет вам сказать несколько слов А.С. Пушкина.-   Если вы будете внимательными, активными и старательными, в конце урока  вас ждет сюрприз

 

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Ученики открывают тетради и записывают число

Личностные: самоопределение

К: планирование, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, проявление эмоциональной отзывчивости

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный (беседа)

Проблемный  (создание проблемной ситуации, пробное учебное действие)

Фронтальная, индивидуальная

Давайте вспомним о правилах урока. Что мы делаем вначале урока?

  е,ё,ю,я, и (на доске)

- Что можно сказать об этих буквах? (глас., обозначают мягкость согл) Какую работу они выполняют ? А какой буквой еще можно обозначить мягкость согласного

Минутка чистописания

-Отгадайте загадку: Мягкий голос, мягкий шаг,

Это буква …

Ребята,  в минутке чистописания пропишем букву ь:  Прописать ь знак

 

 П:формирование навыка правильного написания букв в словах

Работа  с заданием

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (подводящий диалог, формулировка темы урока,)

Практический (словарная работа)

Ф, И

1. Организация словарной работы

-А теперь я предлагаю вам попутешествовать по морю , по океану , а точнее опустимся на  дно  морское русского языка

  Ребята, посмотрите на дне морском живут словарные слова

И с их помощью совершим прогулку по морскому дну

Прочитайте слова, Чего не хватает? .Давайте вставим ь знак и запишим слова в тетрадь

пал…то, кон…ки, тетрад…  (проговариваем)

1) Что объединяет эти словарные слова?                                    

2) Какую работу выполняет мягкий знак?              

3)- Где  в этих словах  стоит ь знак?

4) А почему ь знак не стоит в начале слова?                  

5) Что вы можете сказать о ь знаке как о звуке

2.Основной вопрос урока. Выполнение упражнения

На экране

солю – солью   читаем хором

 - Прочитайте пары слов.  Чем отличаются слова друг от друга? Как получили слово солью из слова солю? Давайте проговорим каждое слово.  Какой звук слышится после [л] в  слове солю? Теперь произнесем солью. Какой звук слышится после л в этом слове?

 Какую же роль играет ь знак  в слове солью? 

-   Предположите, о какой орфограмме пойдет сегодня речь ? Проверим себя, открыв учебник на стр. 31. Одеваю корону

-  Какие цели мы ставим перед собой на уроке?-

Что мы должны узнать?...

Что будем различать?...

Чему будем учиться?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Кластер

Мягкость согласного       

Звука не обозначает

Дети перечисляют варианты

Обучающиеся обсуждают и пытаются определить тему урока

Кластер

обозн мяг согласного                                                                                      Звук Й                                                                        Разделяет согл. и глас

Предметные:

Знать: правописание словарных слов

Уметь: логично излагать свои мысли

Р: целеполагание;

К: постановка вопросов;

П: формулирование познавательной цели

Работа с учебником

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (обсуждение проблемного вороса)

Практический (формулирование правила)

Фронтальная, групповая

2. Обсуждение проблемного вопроса. Выполнение упражнения на карточке

- Ну, а теперь поработайте в парах

Возьмите каточку № 1 Прочитайте слова друг другу, возьмите зеленый карандаш, подчеркните букву которая стоит перед ь знаком , а букву которая пишется после него  обведите красным карандашом   Какие это буквы?

1)Продолжая работать в парах  попробуйте  составить  правило написания разделительного ь в словах.

 Разделительный мягкий знак пишется после____________________, перед гласными (какими?) ___________.  

Дети показывают готовность групп. 2 человека

Прочитайте, что у вас получилось. Сравним ваши выводы с правилом в учебнике на стр. 32. Справились мы?

Динамическая пауза. Видеоролик

Выполняют задание из учебника

Орфограмма – это правило

Предметные:

Знать: понятие «орфограмма»

Уметь: структурировать знания

Р: планирование, прогнозирование

П: моделирование

Л: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 работа в паре в поиске и выборе информации

Работа с карточкой

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный (беседа)

Практический (выполнение упражнения по правилу)

Фронтальная, индивидуальная

1. Выполнение упражнения по правилу

Сейчас ребята мы составим алгоритм, который поможет нам писать разделительный ь знак

Прочитайте и подумайте какое действие нужно выполнить 1 шагом    

Порядок действий (алгоритм) карточка № 2

  Слушаю есть ли звук [й] в корне после согласного перед гласным

 Если слышу звук [й] после согласного, пишу букву ь  после буквы согласного перед   е,ё,ю,я,и

 Произношу слово

Применяем новые знания

Возьмите карточку№ 3, которая у вас на парте. Что вам нужно сделать?

(списать ,вставить, где нужно ,разделительный ь знак)  

Что вам поможет правильно выполнить задание  ?(алгоритм)

Работают с упражнением

Предметные:

Знать:  правило

Уметь: определять орфограмму на практике

П: структурировать знания, выбирать наиболее эффективный способ решения оценка действий

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция

Выполнение упражнения

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный (беседа)

Практический (выполнение задания обобщающего характера)

Индивидуальная, фронтальная

Выполняют самостоятельную работу

Сем..я  ,вороб…и, солов…и, боле…т

(самостоятельно, проверка по эталону )

Выполняют самостоятельную работу

Предметные:

Знать: орфограмму «разделительный мягкий знак»

Уметь: применять правило на практике

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Л:самоопределение

Работа с упражнением

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (беседа)

Практический (выполнение упражнения)

Фронтальная, индивидуальная, групповая

1. Выполняют задание в группах

- Ребята  у кого на парте лежит синяя карточка, поднимите ее. Вы будете работать в одной  группе, подойдите к своему столу. У кого на парте зеленая карточка, вы будете работать вместе, пройдите к своему столу.  У кого красная карточка. Ваша задача  дописать в предложения из слов для справок нужные по смыслу слова с ь знаком

Рассмотрите картинку.  Ваша задача  дописать в предложения из слов для справок нужные по смыслу слова с ь знаком

Слова для справок: ручья, Друзья, рыбья, воробьи, маленькая, обрадовались

1 группы

Дети сидели на берегу … . В кустах громко чирикали  … .

2 группы

… удили рыбу. Вдруг в воде блеснула … чешуя.

 3 группы

Ребята  … , но … рыбка быстро уплыла.

После работы дети выходят к доске и читают получившийся текст

 -Что объединяет все  вставленные слова? (ь знак)

2.Выполнение упражнения по правилу

Ну , а мы с вами сейчас поработаем в учебнике стр.33   упр. 58

1) читаем задание

2 ) записываем 3-4 слова

Ученики выполняют задание.

Предметные:

Знать: правила работы в групе

Уметь: применять полученные знания на практике

Р:осуществлять самоконтроль

П: уметь применять правило

К: использовать в общении равила вежливости

Работа с предложениями

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (ответы на вопросы)

Практический (выполнение действий, раскрывающих эмоциональное состояние)

Фронтальная, индивидуальная

1. Ученики с помощью вопросов учителя подводят итоги урока

-Наш урок подходит к концу.

-Пришло время подвести итоги.

-Над правописанием какой орфограммы мы работали на уроке?

-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

-Какие цели мы поставили в начале урока?

-Мы достигли этих целей?

-- С какой  орфограммой вы работали  сегодня на уроке ?

Оцените работу на уроке. А сейчас

Возьмите рыбку и выпустите ее в глубины океана  

Золотая – на уроке всё было понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно;

Зеленая – были затруднения  при выполнении заданий;

и выпустите ее в глубины океана  

- Запишите домашнее задание.

-Составьте 3 предложения с разделительным мягким знаком

-Ребята, спасибо Вам за работу, а теперь пришло время выполнить наше обещание .

Отвечают на воросы

Л: умение оценивать результат своей работы

П: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний

К: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях

Р: осуществление познавательной и личностной рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"

Урок проведен во 2 классе по прогамме "Школа 2100"...

Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"

Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку....

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак" с презентацией...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Разделительный мягкий знак".

В презентации содержится игра на закрепление нового материала....

Конспект урока русского языка 2 класс " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока русского языка для 2 класса " Разделительный мягкий знак" соответствует ФГОС....