Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: «Формы слова. Окончание»

Цель: формирование знаний о новой части слова: окончание.

Задачи:

Образовательная (Дидактическая): находить окончание  слова путём изменения его по числам; выявить  значение окончания; находить нулевое окончание.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез) на основе изменения формы слова в соответствии с вопросом.

Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма на основе работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konspekt_formy_slova_okonchanie.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 3

УМК «Школа России»,

Тема: «Формы слова. Окончание»

Цель: формирование знаний о новой части слова: окончание.

Задачи:

Образовательная (Дидактическая): находить окончание слова путём изменения его по числам; выявить значение окончания; находить нулевое окончание.

Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез) на основе изменения формы слова в соответствии с вопросом.

Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма на основе работы в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы: словесные, наглядные

Оборудование: учебник, ИКТ, карточки

Планируемые результаты:

- Личностные

Л1: осознание личной ответственности за проделанную работу;

Л2: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

- Предметные

Пр1: различать изменяемые и неизменяемые слова;

Пр2: находить в словах окончание, корень слова;

Пр3: сравнивать, классифицировать слова по их составу;

Пр4: понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

Пр5: разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

Пр6: составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

- Метапредметные

  • Регулятивные УУД

Р1: самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р2: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Р3: выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • Коммуникативные УУД

К1: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

К2: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • Познавательные УУД

П1: отвечать на простые и сложные вопросы;

П2: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

№, Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Валерьевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должно лежать: учебник, тетрадь и пенал, все лишнее уберите в портфель.

Приветствуют учителя

Л2, Р1

  1. Мотивационный этап

- Прочитайте пословицу:

Делу – время, потехе - час.

- Значение, каких слов вам непонятно?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы?

- Потеха – веселье, развлечение…

- Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.

- На уроке надо заниматься делом.

Л1, Л2

  1. Актуализация знаний

- У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст.

Наш город

Наш город стоит на реке. Улицы (город) прямые и красивые. К (город)ведут широкие дороги. За (город) раскинулись парки. Поэты написали о (город) стихи.

- Что необычного вы заметили?

- Что нужно сделать, чтобы предложения были понятными?

- Поработайте в парах и раскройте скобки.

- Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению.

- Получился текст?

- Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?

- Кто заметил, что в этом слове менялось?

- Кто из вас знает, как эта часть слова называется?

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы должны сегодня узнать на уроке. Давайте составим план работы по теме.

- А также будем учиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

- Откройте тетради запишите число, классная работа

Читают текст

- Слова в тексте не связаны

- Изменить слова

- Наш город стоит на реке. Улицы города прямые и красивые. К городу ведут широкие дороги. За городом раскинулись парки. Поэты написали о городе стихи.

- Да

- Чтобы был понятен смысл предложения.

- Часть слова в конце

- Окончание

- Формы слова. Окончание

- План:

#1063;то такое окончание?

2. Как находить в словах окончание?

3. Как выделяется окончание

Записывают число, классная работа

Л2, Пр4, Р1, Р2, К1, К2, П1, П2, Р3

  1. Первичное восприятие нового материала

- Откройте учебник на странице 79. Прочитайте тему, правильно мы определили?

- Выполним упражнение 142. Выпишите выделенные слова

- Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное?

- Что обозначает это слово?

- Что изменялось в слове?

- В одном и том же слове у нас менялась одна часть – окончание.

- Выделим эту часть так:

- Назовите, какие окончания встретились в этих словах?

- Прочитаем из учебника пункт «Обрати внимание»

Осина, осины, осине, осину – это формы одного и того же слова осина. Отличайте их от однокоренных слов: осинаосинник, осиновый.

- На что просит обратить внимание автор учебника?

- Вы, наверное слышали такое выражение «Дрожит как осиновый лист». Как называется в русском языке такой оборот речи?

- Как вы думаете, когда так говорят?

- В каком значении употреблено это выражение?

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

- Что вы можете сказать про окончание?

(на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)

Окончание

-это….

-служит …

- Давайте проверим себя, и прочитаем правило на странице 80

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

- Мы хорошо поработали, теперь немного отдохнем

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

- Молодцы, присаживаемся на свои места и продолжаем работать

- Выполним упражнение 144. Прочитайте

- Составляет ли каждая пара слов словосочетание?

- Почему?

- Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетания?

- Изменим форму слова лиса, и запишем получившиеся словосочетания

Один ученик записывает у доски, остальные в тетради

- Что изменялось в слове лиса?

- Выделите его простым карандашом

- Для чего служит окончание?

- Формы слова. Окончание

Выписывают выделенные слова

- Одно

- Осина – дерево

- Часть в конце слова (Окончание)

Выделяют окончания

- Окончание: а, ы, е, у

- На то что нужно отличать форму одного и тоже слова от однокоренных слов

- Фразеологизм

- Когда человек чего-то сильно боится

- В переносном значении

- Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Ученик читает правило

- Потому что оно находится в конце слова

Читают пары слов

- Нет

- Потому что слова не связаны по смыслу

- Изменить форму слова

- Хвост лисы, подкрался к лисе, увидел лису, охотился за лисой, рассказ о лисе.

- Окончание

Выделяют окончание

- Для связи слов в словосочетании

Л1, Л2, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Р1, Р2, Р3

  1. Закрепление новых знаний и способов деятельности

- Ребята, а сейчас я предлагаю поработать самостоятельно

На доске даны слова: березонька, к березе, березовый, березу, березы, подберезовик

Задания:

1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания.

2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.

3. Для тех, кто справится с этой работой быстро придумать 2 предложения с этими словами.

- А теперь проверим, что у вас получилось

- Читай формы одного и того же слова которые ты выписал

- Какие в этих словах окончания?

- Читай однокоренные слова

- Какой корень выделили в этих словах?

- Кто выполнил 3 задание?

- Читай получившееся предложение

- Молодцы

Выполняют задания самостоятельно

- К березе, березу, березы

- Е, у, ы

- Березонька, березовый, подберезовик

- Корень берез

Читает свое предложение

Л1, Л2, Пр1, Пр2, Пр3, Пр5, Пр6, Р1, Р2, Р3, К2, П1, П2

  1. Информирование о домашнем задании

- Откройте дневник, запишите домашнее задание: Учебник страница 80 выучить правило, и выполнить упражнение 145

Записывают домашнее задание

Л1, Л2, Р1, К2

  1. Подведение итогов урока

- Вернемся к началу урока. Какие цели мы ставили?

- Где можно применить новое знание?

- Строить предложения при написании сочинений и изложений и в устной речи.

- Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?

- Над чем еще надо поработать?

- Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?

- Узнать, что такое окончание, как находить окончание, как выделять окончание

Высказывают свои предположения

Рассказывают допущенные ошибки

Высказывают свои предположения

- Форма одного и того же слова имеет одно лексическое значение, и изменяется только окончание

Л1, Л2, Пр1, Пр2, Пр3, Пр5, Пр6, К2, П1, П2

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выбирают утверждение

Л1, Л2, Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....