Единственное и множественное число имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Создать условия для знакомства обучающихся с понятиями «единственное» и «множественное» число имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

во 2 классе по программе «Школа России»

Тема урока

Единственное и множественное число имён существительных.

Цель урока

Создать условия для знакомства обучающихся с понятиями «единственное» и «множественное» число имён существительных.

Задачи

  1. Познакомить с понятиями «единственное» и «множественное» число имён существительных.
  2. Содействовать формированию грамотного употребления слов в речи.
  3. Содействовать формированию умения работать со  словарями.
  4. Содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости.
  5. Обогащение эмоционально – ценностной сферы за счет общения с природой.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы, обобщения; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли.

Личностные результаты: ориентироваться в нравственном содержании текста, самостоятельно делать выводы.

Педагогические технологии

Информационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия

Единственное и множественное число имён существительных, грамматический признак.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы

Учебник, раздаточные карточки,  компьютер, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация

 Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

-Что нам пригодится для успешной работы?

Девиз нашего урока

Учёба и труд рядом идут.

-Как понимаете пословицу?

Подготовка класса к работе.

Коммуникативные УУД: 

- сотрудничество с учителем;

- владение диалогической речью.

Личностные результаты:

- настроить на работу;

- организация рабочего места.

2. Актуализация знаний

1)Каллиграфическая минутка (Приложение1).

Прочитайте записанные на ней буквы.

т

й

ч

о

р

о

д

ь

я

- Зачеркни буквы, парных согласных по звонкости – глухости звуков.

- Зачеркни гласную  букву, обозначающие два  звука.

- Зачеркни букву, которая не обозначает звуков.

- Зачеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

- Какие  буквы осталась?

Сегодня на минутке каллиграфии  мы будем писать буквосочетание оро

- На что обратим внимание при написании?

-Назовите слова, в которых встречается такое сочетание букв.

- Что написано на второй строке ? (мороз)

- Запишите ниже дату и вид работы.

15 февраля

Классная работа

Самопроверка

2) Словарная работа. (слайд)

-А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Что вы видите, назовите.

-Как можно назвать одним словом?

-Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

    Самопроверка  

3)Что объединяет все эти слова?

Докажите.

-Вспомним, что мы знаем про имя существительное.

-Эти признаки постоянные?

- Как вы думаете, есть что-то, что мы еще не знаем об имени существительном?

- Сегодня мы с вами на уроке сделаем новое открытие об имени сущ.

???????

4)Среди записанных слов найдите «лишнее» слово. Докажите, почему вы так решили.

-Как приходится зимующим птицам в это время года?

-Чем можно их кормить?

     

Ответы детей

Д,т

Я

Ь

Й, ч

Оро

Высота букв, соединение

Словарное слово

Снегири, петух, сорока, синицы, воробей

Птицы

Это имена существительные, отвечают на вопрос Кто?

одушевленные, нарицательные

Это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?

Одушевленное и неодушевленное

Собственное и нарицательное

Петух – домашнее животное, остальные зимующие птицы.

Синицы – обозначают несколько предметов

Познавательные УУД:

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные УУД:

- моторное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы.

Познавательные УУД:

- умение писать словарные слова:

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- самооценка.

Коммуникативные УУД:

-  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты:

- зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы.

4.Выход на тему урока и целеполагание

-На какие 2 группы можно разделить эти слова:

петух              снегири

сорока           синицы

воробей

- Сколько предметов обозначает 1 группа слов?

   - Сколько предметов обозначает 2 группа слов?

-О чем мы будем говорить на этом уроке?

-Подберите синоним к слову ОДИН.

  (Посмотрим в словаре)  

-Подберем антоним к слову ОДИН

- Ребята, может кто-то знает, как называются имена существительные, которые обозначают один предмет? Несколько предметов?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 -Кто попробует сформулировать задачи урока?

Тема урока «Единственное и множественное число имен существительных»

Учебная задач:

 Научиться  определять число имен существительных, научиться изменять имена существительные по числам

- обозначают один предмет.

- 2, 3, 4.

О существительных, которые обозначают один и несколько предметов.

- Один, единственный, одинёшенек.

- Много.

Варианты детей.

Единственное и множественное число имен существительных. Научиться  определять число имен существительных, научиться изменять имена существительные по числам

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в изученном материале;

- умение применять правила при написании слов.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение работать с толковым словарём и учебником.

Коммуникативные УУД:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение работать в парах;

- сотрудничество с товарищем.

Личностные результаты:

- зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы;

- умение ориентироваться в нравственном содержании текста.

5.Физкультминутка

игра «Один – много»

Учитель называет имена существительные в единственном числе -   дети поднимают руки, во  множественном числе – делают наклоны.

Снег, сугробы, окно, зима, соловьи, лес, листья, солнце, метели, мороз, бури.

Найди свое в 1экз у себя, а 2 и больше у соседа.

- Дети, стоя,  выполняют движения.

Здоровьесберегающая технология.

6. Поиск решения, открытие нового знания

  Групповая работа

Дополни схему, сделай выводы

Имя существительное

Книга, кот, города

Книги, коты, города

обозначает один предмет

_____________________число

обозначает два или несколько  предметов

________________________ число

Имена существительные изменяются по ____________________

ед.ч.                        мн.ч.                                                            ед.ч.                         мн.ч.

Конфета-__________________,     __________________ -  альбомы .

Давайте сделаем вывод.

А теперь давайте  проверим правы мы или нет в своих предположениях. с.61,62.

- Как изменяются имена существительные?

- Изменение имён существительных по числам – это первый грамматический признак имени существительного.

Дети дополняют схему

Дети сравнивают выводы с правилом в учебнике.

(Обозначение ед.ч.  и  мн.ч.)

Дети рассказывают правило по схеме-таблице.

Познавательные УУД:

- умение работать с учебником;

- умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-  владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

- целенаправленная познавательная деятельность.

7. Практическая работа

-А теперь давайте, будем учиться различать имена сущ. единственного и множественного числа.

Упр. 105.стр. 61

Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? Распределите слова в 2 столбика (1- ед.ч.; 2- мн.ч).

1 вариант – выписывает слова в единственном числе

2 вариант – выписывает слова во множественном числе

Дети выполняют задание по вариантпм

Познавательные УУД:

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической речью;

- умение оформлять свои мысли в письменной форме;

- сотрудничество с учителем.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные результаты:

-  слуховое и зрительное восприятие;

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Парная работа

Данные имена существительные в единственном числе преобразовать в имена существительные множественного числа и наоборот

СОРОКА –

 ВОРОНА –

 ЦАПЛЯ –

ДЯТЛЫ –

 СКВОРЦЫ –

 КЛЕСТЫ –

Проверка по эталону

Дети подбирают имена существительные в ед. , во мн. числе

Познавательные УУД:

- умение применять правила при написании слов.

Регулятивные УУД:

- умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах;

- сотрудничество с товарищем.

Личностные результаты:

- зрительное восприятие;

- умение самостоятельно делать выводы;

9.Рефлексия. Подведение итогов.

- Ребята, а какую цель вы ставили в начале урока? Чему должны были научиться?

- Что вы узнали и чему научились на уроке.

- Число имени существительного - это признак постоянный или может меняться.

Сверка выводов и задач урока

Рефлексия "Посади птичку в кормушку": зелёная птичка –научились определять и изменять по числам, жёлтая – научились определять или изменять, красная – кому нужна помощь в определении.

 

Здоровьесберегающая технология.

10. Домашнее задание.

Д/з по цвету карточки:

Зеленая – Стр. 61-62, правила, упр. 106.

Желтая – Стр. 61-62, правила,

Спиши слова в тетрадь, укажи число (ед.ч, мн.ч)

Дождь, малыши, чайник, груши, чайка,  машины, работа, персики, группа, улица, ребята, столы, тетрадь, куклы, лист, кусты, молоток.

Красная – Стр. 61-62, правила,

Запиши слова парами,  укажи число (ед.ч, мн.ч)

Снег, снега, лед, мороз, льды, шуба, шарф, морозы, варежки, холода, шарфы, варежка, холод, шубы.

Познавательные УУД:

- умение работать с учебником;

- умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё мнение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-  владение монологической речью;

- сотрудничество с учителем.

Личностные результаты:

- целенаправленная познавательная деятельность.

Карточка № 1.                                                                     Карточка № 2

Имя существительное

Книга, кот, города

Книги, коты, города

обозначает один предмет

_____________________число

обозначает два или несколько  предметов

________________________ число

Имена существительные изменяются по ____________________

ед.ч.                        мн.ч.                                                            ед.ч.                         мн.ч.

Конфета-__________________,     __________________ -  альбомы .

т

й

ч

о

р

о

д

ь

я

Карточка №3

Данные имена существительные в единственном числе преобразуйте в имена существительные множественного числа и наоборот:

ВОРОНА – ____________________

 ЦАПЛЯ –______________________

ДЯТЛЫ – ______________________

 СКВОРЦЫ – ___________________

 КЛЕСТЫ – _____________________

 https://cdn2.static1-sima-land.com/items/4255420/0/700-nw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Единственное и множественное число имён существительных.

Русский язык, "Школа России", 2 класс, презентация "Единственное и множественное число имён существительных"....

Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...