Урок русского языка по теме "Буква на месте звука, которого нет" 2 класс "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс)

Колесникова Татьяна Николаевна

Урок русского языка по теме "Буква на месте звука, которого нет" предназначен для учащихся 2 класса, занимающихся по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_na_meste_zvuka_kotorogo_net.docx63.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.  (Буква на месте звука, которого нет.)

Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.

 Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку М. Соловейчик 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница,        алгоритм        проверки        парной        согласной, карточки        с        заданиями.

УУД:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова  на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим  словарём;

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организация внимания

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят,  всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

Сегодня снова на пути    

Открытия нас ждут.

А знанья, дружба, память, ум

К победе приведут!  

II. Актуализация ранее изученного

Минутка чистописания.

Спишите буквы по образцу:

  • В Д Л Т

- Что общего у этих букв?

- Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными буквами.

[ рыпка], [масл,онка],  [дутка], [сонцэ], [в,идро]

- Что это за запись?

- Сформулируйте задание, которое можно выполнить с этими звуковыми записями.

- Давайте выполним задание, которое предложил…

- Разделим слова на группы.

- Какие слова запишем в первую группу?

Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?

- Какие слова запишем во вторую  группу?

Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?

       

Работа в парах. Договоритесь в паре:  какие слова будете выписывать, кто с парным согласным, кто с безударным гласным. Расскажите правило друг другу в парах.      Если правильно рассказал правило, поставить на полях +

У доски работают два человека

Проверить, поставить ++                                                 

III. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию.

- Почему слово солнце не записали?

Давайте попробуем записать это слово буквами.

- У всех записано так?

- Получились разные варианты написания данных слов.

- Как же определить, какой из вариантов правильный?

- Какое затруднение возникло при написании слова?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать какой вариант написания правильный?

Если будет записано только  слово «сонце»:

-Давайте попробуем изменить слово или подобрать однокоренное  слово.

- Какой секрет корней поможет нам правильно записать слово?

- Пользуясь этим секретом, запишите слово правильно.

- Произнесите ещё раз слово СОЛНЦЕ. Что заметили?

- Произнесите ещё раз слово СОЛНЫШКО. Что заметили?

Какой сделаете вывод?

- Какое затруднение возникло при написании слова?

IV. Поиск решения проблемы

- На какой вопрос мы должный найти ответ?

- Чему мы должны научиться на уроке?

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

Что же делать? Как нам быть?

Как проблему-то решить?

Попробуйте предположить: как будет называться данная орфограмма?  (если звук безударный, то орфограмма называется «Безударный гласный в слове», если парный согласный по глухости - звонкости, то орфограмма называется  «Парный согласный в слове», что здесь происходит со звуком?)

Соотнесение своей точки зрения с научной. Стр 73.

Произнесите  слово солнце орфоэпически, как слышим, а сейчас орфографически, как пишем.  

- В  слове звук «пропадает», когда мы его произносим. Такие звуки  в русском языке, вы правильно сказали, называются непроизносимыми.

- Почему же согласный не произносится? Какие есть догадки?

Что заметили в слове?

-Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились

Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать?

Выдвижение гипотезы

- Сейчас вы будете работать  в группах с карточками-помощницами. Каждая группа получит набор слов. Изучив свои слова, вы должны попробовать найти ответы на вопросы:

  • Какие сочетания букв могут быть опасными?
  • Какой звук не произносится?
  • Всегда ли звук, который не произносится обозначается буквой?

Проверка

- Какие опасные сочетания букв заметили?

- Как они произносятся?

- Какой звук мы не слышим?

- Какой буквой обозначаем этот звук?

Ответы групп

-А сейчас проверю, кто из вас самый внимательный? Прочитайте буквы, которые не произносятся?  Где мы встречались с этими буквами (т,д,л,в)

-Если согласный, который не произносится, когда-то пишется, когда-то нет, то какая возникает проблема?

- И как же узнать, писать согласный или нет?

- Каким должно быть проверочное слово?

Мы родственное слово должны так подобрать,

чтоб «Л», и «Т»,  и «Д», и «В» в них верно написать.

- Попробуйте в группах составить  алгоритм правописания непроизносимого согласного в корне слова    

- Запишите в тетрадь проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными из ваших карточек.

-Как слышатся непроизносимые согласные в проверочных словах?

-Почему?

-Где еще мы их видим?

-Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются?

-Ко всем ли словам с непроизносимым согласным можно подобрать проверочные слова.

-Как же тогда быть при написании этих слов?

Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть словарными.

- В каком словаре мы можем посмотреть написание этих слов?

- Откройте орфографические словари на с.148-149.

- Найдите слова с непроизносимыми согласными.

Какое слово в словаре встретим первым?, вторым, третьим?

Давайте запишем их и постараемся запомнить.

Чувство, праздник, лестница

V. Физминутка

VI.  Первичное закрепление усвоенных знаний

1)Работа с платформой ЯНДЕКС УЧЕБНИК

2) Хлопните, если услышите опасное сочетание звуков:

Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, земля, тростник, участник, зарядка, завистливый, соседка, яростный, устный.

- Запишем эти слова и подберем к ним проверочные.

-Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в парах.

- Какой можно сделать вывод?  Какие возникают трудности?

Какую задачу поставим на ближайшие уроки русского языка?

VII. Рефлексия

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли своей цели?

- Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

  • кто доволен собой.
  • кто испытывал легкое затруднение.
  • кому было трудно выполнять задания.

Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?

Заполните лист самооценки.

Лист самооценки

да

нет

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Я использовал(а) правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

При работе в группе я помогал(а) выделять опасные сочетания звуков.

Я внимательно слушал(а) учителя, одноклассников.

Я активно работал(а) на уроке и правильно отвечал(а) на вопросы.

Фамилия Имя

Отметка

VIII. Домашнее задание  С.75 упр. 438

- Назвать парные согласные по глухости-звонкости.

- Назвать буквы, которые обозначают глухие звуки.

- Назвать буквы, которые обозначают звонкие звуки.

- Какая буква может быть лишней?

Транскрипция, т.е. то, что мы слышим.

-Записать слова буквами.

- Разделить на группы.

-Посмотреть есть ли  лишнее слово.

- Записать а алфавитном порядке

- С  безударной гласной в корне слова.

- Подобрать проверочное слово. (правило)

- С парной согласной в корне слова.

 - Подобрать проверочное слово. (правило)

- В нём нет орфограмм безударной гласной и парной согласной.

презентация

«Сонце», а может быть кто-то запишет «солнце»

Солнышко, солнечный

- Корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения.

- Солнце

- В слове солнце  звук [л]не произносится, в слове солнышко звук [л] слышится четко.

- Когда произносим слово, звук не слышим, но он пишется.

 - Узнать о новой орфограмме в корне слова – как она называется?

- Если звук не слышится, как же определить писать его или нет.

- Научиться применять полученные знания

Высказывания детей

 

 

 

 

 

Высказывания детей

Подряд несколько согласных, их трудно произносить

Высказывания детей

[сн], [с,н,]      [зн], [з,н,]    [нц]      [рц]       [ств]

       т                    д               л          д            в

Сн, стн,              зн, здн    лнц       рдц    вств, ств

[сл]  

  т

стл

На минутке чистописания.

Как узнать, писать согласный или нет?

Подобрать проверочное слово.

Четко и ясно.

Потому, что они находятся перед гласными.

На конце слова.

Парный согласный в проверочном слове тоже должен быть перед гласным или сонорным.

Отличается тем, что не м.б. на конце слова.

Нет, не ко всем

Их нужно запомнить.

Лестница, праздник, чувство

У кого все правильно, тот ставит знак «+», у кого есть хотя бы одна ошибка ставит знак «-».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Выявив затруднения в написании слов, учащиеся  самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....