Урок русского языка по теме "Буква на месте звука, которого нет" 2 класс "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс)
Урок русского языка по теме "Буква на месте звука, которого нет" предназначен для учащихся 2 класса, занимающихся по программе "Гармония"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. (Буква на месте звука, которого нет.)
Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку М. Соловейчик 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница, алгоритм проверки парной согласной, карточки с заданиями.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим словарём;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||||||||
I. Организация внимания На части не делится солнце лучистое - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке. Сегодня снова на пути Открытия нас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут! II. Актуализация ранее изученного Минутка чистописания. Спишите буквы по образцу:
- Что общего у этих букв? - Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными буквами. [ рыпка], [масл,онка], [дутка], [сонцэ], [в,идро] - Что это за запись? - Сформулируйте задание, которое можно выполнить с этими звуковыми записями. - Давайте выполним задание, которое предложил… - Разделим слова на группы. - Какие слова запишем в первую группу? Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова? - Какие слова запишем во вторую группу? Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?
Работа в парах. Договоритесь в паре: какие слова будете выписывать, кто с парным согласным, кто с безударным гласным. Расскажите правило друг другу в парах. Если правильно рассказал правило, поставить на полях + У доски работают два человека Проверить, поставить ++ III. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию. - Почему слово солнце не записали? Давайте попробуем записать это слово буквами. - У всех записано так? - Получились разные варианты написания данных слов. - Как же определить, какой из вариантов правильный? - Какое затруднение возникло при написании слова? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать какой вариант написания правильный? Если будет записано только слово «сонце»: -Давайте попробуем изменить слово или подобрать однокоренное слово. - Какой секрет корней поможет нам правильно записать слово? - Пользуясь этим секретом, запишите слово правильно. - Произнесите ещё раз слово СОЛНЦЕ. Что заметили? - Произнесите ещё раз слово СОЛНЫШКО. Что заметили? Какой сделаете вывод? - Какое затруднение возникло при написании слова? IV. Поиск решения проблемы - На какой вопрос мы должный найти ответ? - Чему мы должны научиться на уроке? Иногда согласные Что же делать? Как нам быть? Как проблему-то решить? Попробуйте предположить: как будет называться данная орфограмма? (если звук безударный, то орфограмма называется «Безударный гласный в слове», если парный согласный по глухости - звонкости, то орфограмма называется «Парный согласный в слове», что здесь происходит со звуком?) Соотнесение своей точки зрения с научной. Стр 73. Произнесите слово солнце орфоэпически, как слышим, а сейчас орфографически, как пишем. - В слове звук «пропадает», когда мы его произносим. Такие звуки в русском языке, вы правильно сказали, называются непроизносимыми. - Почему же согласный не произносится? Какие есть догадки? Что заметили в слове? -Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? Выдвижение гипотезы - Сейчас вы будете работать в группах с карточками-помощницами. Каждая группа получит набор слов. Изучив свои слова, вы должны попробовать найти ответы на вопросы:
Проверка - Какие опасные сочетания букв заметили? - Как они произносятся? - Какой звук мы не слышим? - Какой буквой обозначаем этот звук? Ответы групп -А сейчас проверю, кто из вас самый внимательный? Прочитайте буквы, которые не произносятся? Где мы встречались с этими буквами (т,д,л,в) -Если согласный, который не произносится, когда-то пишется, когда-то нет, то какая возникает проблема? - И как же узнать, писать согласный или нет? - Каким должно быть проверочное слово? Мы родственное слово должны так подобрать, чтоб «Л», и «Т», и «Д», и «В» в них верно написать. - Попробуйте в группах составить алгоритм правописания непроизносимого согласного в корне слова - Запишите в тетрадь проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными из ваших карточек. -Как слышатся непроизносимые согласные в проверочных словах? -Почему? -Где еще мы их видим? -Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются? -Ко всем ли словам с непроизносимым согласным можно подобрать проверочные слова. -Как же тогда быть при написании этих слов? Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть словарными. - В каком словаре мы можем посмотреть написание этих слов? - Откройте орфографические словари на с.148-149. - Найдите слова с непроизносимыми согласными. Какое слово в словаре встретим первым?, вторым, третьим? Давайте запишем их и постараемся запомнить. Чувство, праздник, лестница V. Физминутка VI. Первичное закрепление усвоенных знаний 1)Работа с платформой ЯНДЕКС УЧЕБНИК 2) Хлопните, если услышите опасное сочетание звуков: Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, земля, тростник, участник, зарядка, завистливый, соседка, яростный, устный. - Запишем эти слова и подберем к ним проверочные. -Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в парах. - Какой можно сделать вывод? Какие возникают трудности? Какую задачу поставим на ближайшие уроки русского языка? VII. Рефлексия - Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Кого бы хотели похвалить за работу на уроке? Заполните лист самооценки.
VIII. Домашнее задание С.75 упр. 438 | - Назвать парные согласные по глухости-звонкости. - Назвать буквы, которые обозначают глухие звуки. - Назвать буквы, которые обозначают звонкие звуки. - Какая буква может быть лишней? Транскрипция, т.е. то, что мы слышим. -Записать слова буквами. - Разделить на группы. -Посмотреть есть ли лишнее слово. - Записать а алфавитном порядке - С безударной гласной в корне слова. - Подобрать проверочное слово. (правило) - С парной согласной в корне слова. - Подобрать проверочное слово. (правило) - В нём нет орфограмм безударной гласной и парной согласной. «Сонце», а может быть кто-то запишет «солнце» Солнышко, солнечный - Корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения. - Солнце - В слове солнце звук [л]не произносится, в слове солнышко звук [л] слышится четко. - Когда произносим слово, звук не слышим, но он пишется. - Узнать о новой орфограмме в корне слова – как она называется? - Если звук не слышится, как же определить писать его или нет. - Научиться применять полученные знания Высказывания детей
Высказывания детей Подряд несколько согласных, их трудно произносить Высказывания детей [сн], [с,н,] [зн], [з,н,] [нц] [рц] [ств] т д л д в Сн, стн, зн, здн лнц рдц вств, ств [сл] т стл На минутке чистописания. Как узнать, писать согласный или нет? Подобрать проверочное слово. Четко и ясно. Потому, что они находятся перед гласными. На конце слова. Парный согласный в проверочном слове тоже должен быть перед гласным или сонорным. Отличается тем, что не м.б. на конце слова. Нет, не ко всем Их нужно запомнить. Лестница, праздник, чувство У кого все правильно, тот ставит знак «+», у кого есть хотя бы одна ошибка ставит знак «-».
| |||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
Цель данного урока: дать понятие о междометиях (без определения), познакомить с их особенностями, научить отличать от других частей речи. На уроке рассматриваются некоторые приемы по развитию самооцен...
Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"
Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Выявив затруднения в написании слов, учащиеся самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....
Урок русского языка по теме "Обстоятельства места, времени и образа действия"
Урок ознакомления с новым материалом...

Урок русского языка "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Урок по программе "Школа России"...


