Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Склонение личных место¬имений 1-го и 2-го лица единствен¬ного и множественного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 4 классе
на тему: «Склонение личных
местоимений 1-го и 2-го лица
единственного и множественного числа»
Цель: формировать умения учащихся определять личные местоимения в косвенных падежных формах; развивать умение осознанно употреблять местоимения в речи; способствовать развитию орфографической зоркости; воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, какое у Вас настроение? Хотелось бы, чтобы наш урок прошел с таким же настроением.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания (с. 55, упр. 116)
- Какое задание было вам дано в домашнем упражнении?
- Местоимения какого лица вставили вы в предложения? (3-го)
- Есть ли среди этих слов местоимение во множественном числе? (нет)
- Какое местоимение вставили в первом предложении? (он)
- Каковы его грамматические признаки?
- Какое местоимение вставили во втором предложении? (она)
- Каковы его грамматические признаки?
- Какое местоимение вставили в третьем предложении? (оно)
- Каковы его грамматические признаки?
2. Каллиграфическая минутка
На доске слова: Юла, сегодня, ягода, сверкать, весна.
- Узнайте букву, которую мы будем писать по чистописанию. Она находится в существительном, в котором 3 слога, звуков больше, чем букв, обозначает два слога.
- Аргументируйте свой выбор.
- Итак это буква я. Пропишите: Яя.
- А теперь давайте пропишем слово ягода, соблюдая все правила каллиграфии.
- Написание какой буквы в этом слове нельзя проверить? (о)
- Что еще может обозначать буква «Я»? (это буква, слог, слово)
- Что обозначает это слово?
- Что такое местоимение?
- Место какой части речи занимают в речи личные местоимения? (существительное)
3. Игра «Четвертое лишнее»
- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите “Четвертое лишнее”:
МЫ | ОН | НО | ВЫ | но - союз | |||
ОНИ | Я | ВЫ | МЫ | я – ед. число | |||
ОН | ОНО | ОНИ | ТЫ | ты – 2-е лицо | |||
ВЫ | ТЫ | ОН | Я | вы – мн. число |
III. Введение в тему урока
- Сегодня на уроке я предлагаю вам выдвинуть гипотезу и найти ей подтверждение.
- Что такое гипотеза? Вот как подается значение этого слова в разных толковых словарях.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще - предположение, требующее подтверждения. (Толковый словарь Ожегова)
Гипотеза: 1) Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и
требующее проверки, подтверждения опытным путем. 2) разг. Любое предположение, догадка, допущение. (Толковый словарь русского языка Ефремовой)
Гипотеза – предположение, догадка, умозрительное положение. (Толковый словарь Даля)
- Обратите внимание на такие предложения:
Настали теплые деньки. К (мы) пришла красавица-весна. Птицы радуют (мы) звонким пением.
- О каком времени года говорится?
- Что не так в тексте? Какие в нем ошибки?
- Что нужно сделать с местоимениями, чтобы предложения приобрели смысл? (изменить падеж)
- А как называется изменение слов по вопросам и падежам? (склонение)
- Итак, предположите тему сегодняшнего урока. (склонение личных местоимений)
- Какую задачу мы поставим перед собой сегодня?
- находить местоимения;
- определять их лицо и число;
- правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.
IV. Изучение нового материала
- Итак, скажите еще раз, место какой части речи занимают в речи личные местоимения? (существительное)
- Если это так, значит в каждом из падежей личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя существительное.
- Давайте попробуем это проверить.
- Один из вас будет называть падежные вопросы, а другой отвечать на них. Начнем с местоимения я (ты, мы, вы).
- А теперь откройте учебник на с. 57. Давайте проверим, правильно ли мы просклоняли местоимения?
- Обратите внимание, что в некоторых местоимениях, приведенных в таблице, выделены буквы. Это значит, что написание слов с выделенными буквами нужно запомнить.
Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. | И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: | Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!. . Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. |
- Давайте вернемся к тексту о весне и исправим ошибки. Запишем этот текст в тетрадь. Определим лицо, число и падеж местоимений.
Настали теплые деньки. К нам (1-е л., мн.ч., Д.п.) пришла красавица-весна. Птицы радуют нас (1- л., м.ч., Р.п.) звонким пением.
Физкультминутка
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
V. Закрепление полученных знаний
1. Работа с учебником (с. 58, упр. 122)
2. Работа со словарным словом
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом металл.
- На какой слог падает ударение? (2-й)
- Давайте попробуем проверить безударный слог. Не выходит? Значит нам нужно его запомнить.
- В предыдущем упражнении мы познакомились со стихотворением о гвоздике. Из чего он выполнен? (из металла)
- Значит металл – это вещество.
- Чтобы проще было запомнить правописание этого слова, давайте попробуем назвать металлы, которые вы знаете. (медь, железо)
- В этих словах пишется буква «е». Они конечно не являются проверочными словами, но, зная их написание, мы можем просто на них ориентироваться. Как только засомневались в правописании слова металл, сразу же вспоминайте слова железо и медь. Это слова-ориентиры.
- Что еще нужно запомнить в правописании этого слова? (2 буквы л)
- Есть небольшое двустишье, которое сможет помочь вам в запоминании этого слова.
Хороший ученик в слове металл
Две буквы л написал.
- Давайте запишем пословицу с этим словом и подчеркнем в слове металл те буквы, написание которых вызывает у нас сомнение.
Металл в огне, а человек в труде познается.
- Есть очень известный поэт Лев Ошанин. Он о металле написал так:
Прекрасен лес, и поле, и цветы,
Песчаный плес и лодка у причала...
Но в мире нет прекрасней красоты,
Чем красота горячего металла.
- Давайте попробуем определить корень этого слова. Для этого подберем однокоренные слова.
Металл – металлический, металлург, металлолом.
- Какой корень? (металл)
3. Определение синтаксической принадлежности
- Запишите под диктовку предложения.
- Выполним синтаксический разбор предложений.
- Определим падеж личных местоимений.
И.п. Д.п. И.п. Р.п.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня.
- Какой вывод можно сделать? (Личные местоимения, стоящие в именительном падеже, в предложении являются подлежащим, а те местоимения, которые стоят в форме косвенных падежей, являются второстепенными членами предложения).
VI. Домашнее задание
С. 56, упр. 118, выучить правила.
- Выпишите из текста местоимения вместе с предлогами и определите падеж (по образцу).
VII. Итог урока
1. Беседа
- О какой части речи говорили на уроке? (о личных местоимениях)
- Чему научились? (склонять личные местоимения 1-го и 2-го лица)
- Какую часть речи заменяют личные местоимения? (имя существительное)
- В чем сходство склонений имени существительного и личных местоимений?
- Назовите местоимение 2-го лица, ед.числа в Т.п. (тобой)
- Назовите местоимение 1-го лица, мн.числа в Д.п. (нам)
- Назовите местоимение 2-го лица, мн.числа в Р.п. (вас)
2. Рефлексия
- У каждого из Вас 3 лучика разной длины. Все живое радуется солнышку. Надо своими лучами украсить его.
- Если Вы очень хорошо поняли сегодняшний материал, то возьмите самые длинные лучики и прикрепите их к солнышку.
- Если еще не все получилось, по прикрепите лучики средней длины.
- Если ничего не понятно, то прикрепите самые короткие лучики.
- Какое у вас настроение в конце этого урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов" и презентация к уроку
Первый урок по теме "1 и 2 спряжение глаголов"...
конспект урока по русскому языку 3 класс Перспектива Тема:"Обобщение знаний по теме Состав слова"
коспект урока с презентацией...

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"
Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении по теме " Три склонения имён существительных"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России
Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."
Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....