Открытый урок
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Предложный падеж имён существительных

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Русский язык 4 класс УМК «Школа России» Конюкова Ю. А., учитель начальных классов МБОУ «Октябрьская ООШ » 2024 год Предложный падеж имён существительных

Слайд 2

16.12.2024 2

Слайд 3

16.12.2024 3

Слайд 4

16.12.2024 4

Слайд 5

16.12.2024 5

Слайд 6

16.12.2024 6

Слайд 7

7 Д е вятнадца т ое д е к а бря. Кла сс ная р а бота. Сижу правильно, пишу красиво!

Слайд 8

16.12.2024 8

Слайд 9

16.12.2024 9

Слайд 10

16.12.2024 10 Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились

Слайд 11

16.12.2024 11

Слайд 12

12 Подморозило дороги, Стало тихо на земле. Мишка греется в берлоге, Белка греется в дупле. Под берёзой спят метели, Греясь в лунном серебре ³ . Дети греются в постели. Ветры греются в трубе . Учимся определять имена существительные в предложном падеже! с. 121 упр. 228 1 скл . 1 скл . 2 скл . 2 скл . 3 скл . 1 скл . Сделайте вывод об окончаниях существительных 1, 2, 3 склонения в предложном падеже.

Слайд 13

16.12.2024 13

Слайд 14

Оцените свою работу! Определяю безударные окончания имён существительных в предложном падеже без затруднений! При проверке безударных окончаний имён существительных в предложном падеже затрудняюсь! Поставьте среднюю оценку за свою работу

Слайд 15

Благодарю за работу! с . 122 упр. 230 знать окончания предложного падежа

Слайд 16

16.12.2024 16



Предварительный просмотр:

Урок: русский язык, 4 класс

Тема: «Предложный падеж имён существительных»

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Отрабатывать элементы заданий ВПР

7.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умения взаимопроверки и самопроверки.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

2. Актуализация знаний.

-Отгадайте, о чём пойдёт речь на уроке. В немецком языке их 4, в венгерском-22, в английском -2. А в русском языке-6.

- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран.

- Что вы заметили? (вопросы,предлоги и вспомогательные слова перепутаны)

- Нужно навести порядок

Какого падежа не хватает?

- Мы познакомились  почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.)

- Итак, тема урока «…редложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п.)

3. Чистописание.

        Записать число и классную работу

- Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).

- Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)- пэ

- Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.

4. Работа над темой урока.

Тема нашего урока предложный падеж.

Почему его так назвали?

Предложный падеж назвал так М. В.Ломоносов. Он очень часто встречается в речи, по употребляемости он на втором месте после И.п.

- В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- А почему предложный падеж получил такое название? (без предлогов не употребляется)

- Что мы должны о нём узнать на сегодняшнем уроке?Поставим цели урока. (узнать о предложном падеже: вопросы, предлоги, чем является в предложении)

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа. У вас есть на партах исследовательские карты. Может быть мы что-то уже можем заполнить в карте?(вопросы и вспомогательное слово)

5. Исследовательская работа

1. Роль в предложении.

- Предположите, какими членами предложения могут быть имена существительные в П.п.?

- Сейчас докажем.

- Составьте два предложения.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились. Слайд 8

- Определите падеж имён существительных.

- Разбор 1 предложения по членам предложения и по частям речи.

Дедушка рассказывал о внуке. – 1 вариант

- Разбор 2 предложения по членам предложения и по частям речи.

В воздухе кружились листочки.- 2 вариант

- Сделайте вывод. (Если сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём?, то в предложении является второстепенным членом предложения)

Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

-Работаем в парах.

-Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……                    корона

Буду с ней сидеть на …..         трон

Я мечтаю о ……            слон

Чтоб кататься при ….          луна

Вечерами в ….             полумгле

Я мечтаю об ….           орёл

Буду с ним летать на ….         воля

Буду я учиться в ….          школа

Ой, мечтаю я уже

О ……                   падеже      предложный

- Прочитаем, что у вас получилось.

- В каком падеже вы поставили имена существительные

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

3-тья исследовательская работа . Узнаем какие окончания имеет Предложный падеж в 1,2и 3 скл.

На доске расположены слова

 маска, Миша,  скворец, зеркало, гладь, мышь.

Задание из ВПР- найти и записать на полях слово где все звуки звонкие (гладь)

Распределить их по склонениям. Поставить в предложный падеж , выясните окончание, вставьте в таблицу

Вывод: Что узнали о Предложном падеже

За исследовательскую работу поставили себе оценку на полях

6. Физкультминутка.

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

7.Закрепление изученного.

-Откройте  учебник на стр.121 упр. 228.

- Прочитайте.

- О чём это стихотворение?

- Какое письменное задание? (Выписать и стихотворения имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом. Указать склонение и выделить падежные окончания).

Задание из ВПР- разбор слова серебре как части речи.

Проверка упражнения. Взаимопроверка- поставить оценку на полях.

Стр.124,упр.233.

Прочитайте текст.

Задания из ВПР:

- Определите тип текста: повествование или описание

-Определите основную мысль отрывка

- подготовьте вопрос по тексту

- как вы понимаете значение слова ЖИЛЕТ

- Из первого предложения запишите слово которое соответствует схеме: корень суффикс окончание

Найти имена сущ.в Предложном падеже и выписать словосочетания с этими именами существительными. Выделить окончание, указать склонение

Самопроверка, поставить оценку.

8.Рефлексия.  

Я вам предлагаю задание.-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?

 Если слово в Предложном падеже  – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

- Что у вас получилось? (Слово молодец.)

- Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке  и получили от урока награду,  то есть новые знания

9.Итог урока

-  Что нового вы узнали о существительных в форме предлож¬ного падежа?

-  Какие окончания могут быть у существительных в предлож¬ном падеже?

10.Домашнее задание: Упр. 230 (с. 122).



Предварительный просмотр:

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……                    корона

Буду с ней сидеть на …..         трон

Я мечтаю о ……            слон

Чтоб кататься при ….          луна

Вечерами в ….             полумгле

Я мечтаю об ….           орёл

Буду с ним летать на ….         воля

Буду я учиться в ….          школа

Ой, мечтаю я уже

О ……                   падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……                    корона

Буду с ней сидеть на …..         трон

Я мечтаю о ……            слон

Чтоб кататься при ….          луна

Вечерами в ….             полумгле

Я мечтаю об ….           орёл

Буду с ним летать на ….         воля

Буду я учиться в ….          школа

Ой, мечтаю я уже

О ……                   падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……                    корона

Буду с ней сидеть на …..         трон

Я мечтаю о ……            слон

Чтоб кататься при ….          луна

Вечерами в ….             полумгле

Я мечтаю об ….           орёл

Буду с ним летать на ….         воля

Буду я учиться в ….          школа

Ой, мечтаю я уже

О ……                   падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……                    корона

Буду с ней сидеть на …..         трон

Я мечтаю о ……            слон

Чтоб кататься при ….          луна

Вечерами в ….             полумгле

Я мечтаю об ….           орёл

Буду с ним летать на ….         воля

Буду я учиться в ….          школа

Ой, мечтаю я уже

О ……                   падеже      предложный



Предварительный просмотр:

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Падеж

Вопросы

Вспомогательное

слово

Роль в предложении

Предлоги

Окончания

Предложный

1 скл-

2 скл-

3 скл-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....