конспект открытого урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: "Единственное и множественное число имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект31.14 КБ
Файл презентация959.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19

ПЛАН-КОНСПЕКТ И ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА                 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА «Единственное и множественное число имён существительных»

Класс:2 ж

Бальжинимаева А.Ю.

Тема: Единственное и множественное число имён существительных

Класс: 2, «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: дать понятие об изменении имён существительных по числам

Задачи урока:

  1. Создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам. Учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.
  2.   Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).
  3. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
  4. Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Личностныеформирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на страницах учебника;
  • находить ответы на вопросы

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: «Русский язык» 2 класс, карточки с заданиями, презентация

Ход урока

I. Организационно - мотивационный этап.

- Ребята, начинаем урок русского языка. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!)

- Сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Я всем вам желаю хорошего настроения, успехов, плодотворной и эффективной работы!

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания.

II.  Актуализация  опорных  знаний

  1. Орфографическая минутка

        Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое задание вы можете предложить? СЛАЙД  (вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы)

Б...реза, к..р..ндаш, гор..д, в..робей,  (Р/р)оссия

(Работа со словами)

Подставим пропущенные буквы.

(Береза пропущена буква е….)

-Какие орфограммы встретились (парная согл, удвоенная согл, загл буква)

-Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, она есть в каждом из данных слов. (буква эр, звук р)

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (согласный, звонкий, непарный, твердый(мягкий)

 -Запишем её в тетрадь, соблюдая закономерность.

Р Рр Ррр

(Я тетрадочку открою…)

-Запишите число 21 февраля. Классная работа

Красивую букву подчеркните

 - На новую строчку перепишите  слова с доски в столбик, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.

Береза            

Карандаш      

Город          

Воробей    

Россия

СЛАЙД

-У кого так? Поднимите руку

- Что объединяет все слова? ( имя сущ, словарные слова)

- Что такое имя существительное? (слова, которые обозначают предмет,   отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие группы можно разделить эти слова? (одуш. и неодуш., собств. и нариц.)

- Как отличить одуш. и неодуш. имена сущ.?

- Что относится к именам собственным?

- А какое слово может быть лишнем?

- Какие орфограммы еще встретились?

- Сколько предметов обозначают эти слова? (один)

Постановка учебной задачи и ее решение

-Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.

(Индивид работа, Проверка с образцом СЛАЙД)

Береза                     березы

Карандаш               карандаши

Город                      города

Воробей                 воробьи

Россия

Почему к слову Россия мы не смогли подобрать форму мн числа ?

(слово Россия употребляется только в ед числе, т.к название страны)

-Верно!        

- А вы знаете такие слова? (брюки, ножницы…)

Дело в том, что и в русском языке есть имена сущ, которые обозначают только один предмет, либо только много. И таких слов очень много. Вот некоторые из них. СЛАЙД

                   

Ребята посмотрите пожалуйста СЛАЙД

- В каком числе стоят слова первого столбика? (ед ч) Второго? (мн ч)

(Слова первого столбика  в единственном числе, второго - во множественном.)

-Что изменилось?

  (Изменилось число существительных)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.

ТЕМА: единственное и множественное число имён существительных.

СЛАЙД

-Какие цели поставим?

СЛАЙД

ЦЕЛИ УРОКА:                 

1) научимся определять число имён существительных

 2) будем учиться изменять имена существительные по числам.

Открытие нового знания.

-Сейчас поработаем со словом, к которому мы не смогли подобрать форму мн числа. Посмотрите, ребята, наше предложение рассыпалось. Что нужно нам сделать с ним?

Давайте соберём  (на доске)

 Россия привлекает туристов своими полями и лесами.

  1. Грамм основа
  2. Найдите в этом предложении сущ. Сколько предметов они обозначают? (Россия ед ч, туристов, полями, лесами мн ч)

попробуем сущ во мн ч поставить в форму ед ч (турист, поле, лес)

ВЫВОД

- Какие имена сущ обозначают один предмет? А какие несколько?

(сущ в форме  ед ч, сущ в форме мн ч)  СЛАЙД

Итак, если сущ обозначает 1 предмет, то это сущ ед ч., если сущ обозначает 2 или несколько предметов, то это сущ мн ч

Принято обозначать имя существительное единственного числа – ед.ч. ,

имя существительное множественного числа – мн.ч..

А теперь давайте  проверим правы мы или нет в своих предположениях.

Откройте учебник на с.61,.

Дети сравнивают выводы с правилом в учебнике.

Читают сами, потом 1 ученик (Обозначение ед.ч.  и  мн.ч.) кластер

- Итак, что нового мы сегодня узнали об имени существительном? (Может употребляться в единственном и во множественном числе).

- Все правильно! Молодцы!

Физминутка МУЗЫКАЛЬНАЯ

VI Этап. Закрепление.

- А теперь давайте потренируемся. Работа в паре  

Карточка 1

                       ягода

                       улицы

мн.ч.              картина                ед.ч.

                       малыши

                       деревья

                       море

Проверим по образцу

СЛАЙД

- Теперь выполним небольшое  упр

На столе у вас есть карточка 2. Прочитайте пожалуйста задание

Карточка 2

Выпишите сначала имена существительные в форме единственного числа, а затем имена существительные в форме множественного числа. Объясните написание слов с пропущенными буквами

          Волга, л..сник, друз..я, маш..ны, б..льница, м...ряки, л..сята, (М/м)осква

-Какие орфограммы

 Упр 109 устно

- что изменилось в словах? (окончание, лекс значение)

- если изменилось окончание, то изменилась …? Форма слова

Прочитаем правило умной совы стр 62

 

Творческое задание

Составить текст по опорным словам

Зима, день, ребята, коньки, каток, санки, горка, мальчики

VII Этап. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошел к концу. Какую цель вы ставили в начале урока? Чему должны были научиться? Научились?

Вы все очень хорошо работали. Меня не подвели. Спасибо вам. Но я хотела бы услышать и ваше мнение. Понравился ли вам урок и кого за работу сегодня вы хотели бы похвалить?

Ответы детей.

В заключении я попрошу вас сделать следующее

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

VIII Этап. Домашнее задание.

Разноуровневое задание

1 уровень

1.Напиши имена существительные во множественном числе:

окно - ___________                     поле _______________

книга __________                        мышь _______________

мыло _____________                 учебник ______________

2. Напиши имена существительные в единственном числе:

песни _________________                       поля _______________

рощи__________________                       звуки______________

вагоны _________________                     щуки __________________

2 уровень

Запиши по пять  имён существительных в каждый столбик на тему «Мой класс»

Единственное число

Множественное число

3уровень

Составить текст по опорным словам на тему «Зима».

        Морозы, реки, озёра, лёд, снежинки, земля, метель

- Ещё раз спасибо за урок! Можете отдыхать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Бальжинимаева Анна Юрьевна Урок русского языка «Школа России» Тема: «Единственное и множественное число имён существительных» 2 класс

Слайд 2

Б.. рёза , к..р.. ндаш , гор..д , в..робей , (Р/р) оссия

Слайд 3

б е рёза к а р а ндаш гор о д в о робей Р оссия

Слайд 4

берёза берёзы к а р а ндаш карандаши гор о д города в о робей воробьи Р оссия

Слайд 5

Существительные, которые употребляются только в форме мн.ч . ед.ч . брюки сахар ножницы молоко каникулы кефир очки смех духи доброта качели мука

Слайд 6

берёза берёзы к а р а ндаш карандаши гор о д города в о робей воробьи Р оссия

Слайд 7

ТЕМА: «Единственное и множественное число имён существительных»

Слайд 8

ТЕМА: «Единственное и множественное число имён существительных» Цели урока: Научимся определять число имен существительных Будем учиться изменять имена существительные по числам

Слайд 10

Карточка 1 ягода улицы мн.ч . картина ед.ч . малыши деревья море

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я узнал… Научился…. Мне надо поработать над … Могу похвалить себя за …

Слайд 13

Зелёный – тему понял, ошибок не было. Жёлтый- тему понял, была 1 ошибка. Красный - надо поработать над темой ещё

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Изменить число существительных Записать существительные ед.ч и мн.ч Составить текст по опорным словам на тему «Зима» Спасибо за работу на уроке!

Слайд 15

Разноуровневое задание 1 уровень 1.Напиши имена существительные во множественном числе: окно - ___________ поле _______________ книга __________ мышь _______________ мыло _____________ учебник ______________ 2. Напиши имена существительные в единственном числе: песни _________________ поля _______________ рощи__________________ звуки______________ вагоны _________________ щуки __________________

Слайд 16

Единственное число Множественное число 2 уровень Запиши по пять имён существительных в каждый столбик на тему «Мой четвероногий друг»

Слайд 17

3уровень Составить текст по опорным словам на тему «Зима». Морозы, реки, озёра, лёд, снежинки, земля, метель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...