конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка 4 кл "Школа России". Тема урока "Именительный и винительный падежи имен существительных". Урок совершенствования знаний, умений и навыков с использованием приемов критического мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель : Шурыгина Анна Федоровна

Предмет: русский язык Класс 4 класс

Тема урока: Именительный и винительный падежи имён существительных

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков с использованием приёмов критического мышления

Вид урока: урок - практикум

Цели:

  1. Образовательные:

- организовать исследовательскую деятельность учащихся под руководством учителя с целью открытия нового знания по теме.

- способствовать формированию умения учащихся различать имёна существительные в именительном и винительном падежах.

- совершенствовать речевые навыки учащихся, орфографические умения и навыки, знание постоянных и непостоянных признаков имён существительных.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации своих возможностей в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности

- развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение работать в паре, в группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

  • уметь выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора
  • уметь выделять в предложении грамматическую основу и устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, уметь различать второстепенные члены предложения (на уровне представления)

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
  2. осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
  3. осуществлять синтез как составление целого из частей (создание кластера); проводить анализ работы, рефлексию
  4. использовать знаково- символические средства для моделирования грамматической и познавательной задачи

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
  2. вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД:

1. планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2. оформлять свои мысли в устной форме, строить монологическую речь

Личностные:

  1. проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам в группе
  2. выражать своё мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности

испытывать чувство гордости за свою малую родину –

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки ( сигнальные, «кластер», таблица ЗХУ)

Ход урока:

1.Орг. момент (Цель этапа - эмоциональный настрой учащихся, овладение вниманием) Слайд 1 Приветствие.

- Как ваше настроение? Готовы работать?

- Садитесь, проверьте осанку.

- Откройте тетради, положите их под наклоном, запишите число, классная работа.

Слайд 2

- Начать урок я хочу пословицей, прочтите её.

(дети читают)

«Мудрым никто не родился, а научился».

- Как вы понимаете её смысл? (ответы детей)

Учитель – Полученные нами знания - это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке вам понадобится этот сундучок, вы покажете, какие богатства вы приобрели.

2.Актуализация знаний. Групповая мозговая атака.

- Какую тему изучаем?

(Имя существительное)

- Что такое имя существительное?

( ответы детей)

- Давайте составим «кластер»

- Назовите постоянные признаки имён существительных:

  • одушевлённое, неодушевлённое;
  • собственное, нарицательное;
  • имеют род, склонение;

- Назовите непостоянные признаки имён существительных:

  • изменяется по числам, падежам;
  • главные и второстепенные члены предложения.

«Кластер»

Существительное

Постоянные непостоянные

одушевленные неодушевленные изменяются по числам, падежам; главные или второстепенные члены предложения

собственные нарицательные

имеют род, склонение

3. Проверка домашнего задания (Цель этапа – проверить умения по осознанному применению способов проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных; определению падежей и склонения существительных.)

- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания? Давайте проверим.

- Приготовьте сигнальные карточки.

Лежать на солнышк.., дойти до пристан.., купаться в мор.., туфли из кож.., растёт в тундр.., шёл по деревн.., показались на проталинк.., встать с постел.., ехал на верблюд…

( Дети дают ответ с помощью сигнальных карточек)

- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?

( Дети говорят алгоритм действия)

4.Самоопределение к деятельности. (Цель этапа – создание проблемной ситуации) а) Стадия «вызов»

Слайд 3

- Прочтите четверостишье:

Вижу ч.дное привол.е,

Вижу нивы и п.ля.

Это ру..кая природа,

Это Родина м.я.

- Объясните орфограммы, запишите в тетрадь.

( записывают в тетрадь)

- Найдите имена существительные, задайте вопрос.

- На какие вопросы отвечают?

(одинаковые)

- Можно ли утверждать, что и падежи одинаковые?

(Затруднение – возникла проблемная ситуация)

б) Стадия «осмысление»

- Сформулируйте задачу урока:

( Научиться распознавать имена существительные в И.п и В.п.) Заполните таблицу ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

По итогам ответов детей на доске заполняется общая таблица

Слайд 4 – тема урока

- Вспомните признаки по которым их можно различить

( по предлогам, окончанию, роли в предложении)

- С чего начнем исследование?

( Разберём предложение по членам)

- Какой вывод можно сделать?

( В первом предложении приволье, нивы и поля – второстепенные члены, значит это В.п.,)

5.Работа по теме урока. (Цель этапа – иметь представление о признаках И.п и В.п уметь их различать; уметь находить главные и второстепенные члены предложения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться учитывать различные мнения и обосновывать собственное мнение)

1) Наблюдение над признаками падежей.

- А сейчас работая группой вы определите падеж имён существительных

(Дети разделены на 4 группы)

1 группа

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Этот вокзал был построен до войны.

2 группа

В океане затерялся необитаемый остров.

Мореплаватели открыли необитаемый остров.

Племя туземцев покинуло остров.

3 группа

Возле дома мама устроила большой яркий цветник.

Пёстрый цветник из астр и лилий поднимал настроение.

4 группа

Корабль вошёл в порт.

Этот корабль вернулся из похода.

Грузчики поднялись на корабль.

( - Проверка – меняются листочками)

- Что интересного заметили?

(слова вокзал, остров, цветник, корабль могут быть и И п и В .п)

- От чего это зависит?

2) Работа по учебнику

- Прочтите вывод в таблице на с.105 учебника

- В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые?

- В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах разные?

- Так по каким признакам различают И.п. и В.п? Слайд 5

- Молодцы.

6.Самостоятельная работа (дифференцированная работа) (Цель этапа- закрепить у учащихся представление о существительных в И.п и В. п и совершенствовать умение различать их)

Слайд 6

1) Работа в тетради стр.59,упр.136

2) Работа в учебнике Стр. 106, упр. 189

7.Физминутка

Слайд 7

Потрудились, отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

8. Формирование практических навыков. (Цель этапа – каждый сможет оценить свои знания и умения по изученной теме Стадия «рефлексия»)

Слайд 8

- Определить падеж имён существительных

Падают пушистые снежинки

На пустые нивы и тропинки.

Детвора ловит ртом снежинки.

Зима весёлой маскою заходит к нам в дома.

Еловое семечко упало под ель.

Ель укуталась снежным покрывалом.

(Самопроверка - Слайд 9 )

8. Тестовая проверка (Цель этапа – проверить усвоение теоретического материала, практический уровень овладения пройденным материалом)

Слайд 10 - 14

Тест

  1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

А) Кто? Что?

Б) Кем? Чем?

В) Кого? Что?

Г) Кого? Чего?

2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?

А) - а, - я;

Б) - ой, - ей;

В) - у, - ю;

Г) - ы, - и;

3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А) в, на, через

Б) без предлогов

В) к. по

Г) у, из, около, до

4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным членом

5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: Увидел сестру

А) И. п.

Б) Р. п.

В) Т. п.

Г) В. п.

Слайд 15 Проверка

- Для чего мы проводили тест?

(Чтобы проверить, как мы научились различать И.п и В.п

-Ребята, чем вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?

( Окончания в данных падежах различаются:

1) у имён существительных 1-го склонения

2) у одушевлённых имён существительных 2-го склонения) Слайд 16

9. Итог урока. Рефлексия (Цель этапа – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые затруднения, как направления будущей учебной деятельности)

- Остались ли неразрешённые вопросы урока?

Смогли ли вы узнать что то новое как и планировали?

( Возвращение к таблице ЗХУ )

- Каков же результат нашего открытия?

(составление «Синквейна»)

Падеж

Разные и одинаковые вопросы

Спрашивает определяет указывает

Помогает писать безударные окончания существительных

существительное

- Заполните листы самооценки:

-В графу «П» - «плюс» - записывается всё, что понравилось на уроке, чему научились, чего достигли.

-В графу «М» - «минус» - записывается всё, что было не понято, не понравилось, вызвало затруднение, над чем вам нужно поработать.

- Оцените свою работу на уроке – какую оценку сегодня вы себе можете поставить?

(Выставляются оценки с корректировкой учителя)

- Молодцы, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...