конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка 4 кл "Школа России". Тема урока "Именительный и винительный падежи имен существительных". Урок совершенствования знаний, умений и навыков с использованием приемов критического мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель : Шурыгина Анна Федоровна
Предмет: русский язык Класс 4 класс
Тема урока: Именительный и винительный падежи имён существительных
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков с использованием приёмов критического мышления
Вид урока: урок - практикум
Цели:
- Образовательные:
- организовать исследовательскую деятельность учащихся под руководством учителя с целью открытия нового знания по теме.
- способствовать формированию умения учащихся различать имёна существительные в именительном и винительном падежах.
- совершенствовать речевые навыки учащихся, орфографические умения и навыки, знание постоянных и непостоянных признаков имён существительных.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации своих возможностей в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности
- развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре, в группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- уметь выполнять разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора
- уметь выделять в предложении грамматическую основу и устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, уметь различать второстепенные члены предложения (на уровне представления)
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.
- осуществлять синтез как составление целого из частей (создание кластера); проводить анализ работы, рефлексию
- использовать знаково- символические средства для моделирования грамматической и познавательной задачи
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.
- вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других учащихся
Коммуникативные УУД:
1. планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
2. оформлять свои мысли в устной форме, строить монологическую речь
Личностные:
- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам в группе
- выражать своё мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
испытывать чувство гордости за свою малую родину –
Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, карточки ( сигнальные, «кластер», таблица ЗХУ)
Ход урока:
1.Орг. момент (Цель этапа - эмоциональный настрой учащихся, овладение вниманием) Слайд 1 Приветствие.
- Как ваше настроение? Готовы работать?
- Садитесь, проверьте осанку.
- Откройте тетради, положите их под наклоном, запишите число, классная работа.
Слайд 2
- Начать урок я хочу пословицей, прочтите её.
(дети читают)
«Мудрым никто не родился, а научился».
- Как вы понимаете её смысл? (ответы детей)
Учитель – Полученные нами знания - это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке вам понадобится этот сундучок, вы покажете, какие богатства вы приобрели.
2.Актуализация знаний. Групповая мозговая атака.
- Какую тему изучаем?
(Имя существительное)
- Что такое имя существительное?
( ответы детей)
- Давайте составим «кластер»
- Назовите постоянные признаки имён существительных:
- одушевлённое, неодушевлённое;
- собственное, нарицательное;
- имеют род, склонение;
- Назовите непостоянные признаки имён существительных:
- изменяется по числам, падежам;
- главные и второстепенные члены предложения.
«Кластер»
Существительное
Постоянные непостоянные
одушевленные неодушевленные изменяются по числам, падежам; главные или второстепенные члены предложения
собственные нарицательные
имеют род, склонение
3. Проверка домашнего задания (Цель этапа – проверить умения по осознанному применению способов проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных; определению падежей и склонения существительных.)
- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания? Давайте проверим.
- Приготовьте сигнальные карточки.
Лежать на солнышк.., дойти до пристан.., купаться в мор.., туфли из кож.., растёт в тундр.., шёл по деревн.., показались на проталинк.., встать с постел.., ехал на верблюд…
( Дети дают ответ с помощью сигнальных карточек)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?
( Дети говорят алгоритм действия)
4.Самоопределение к деятельности. (Цель этапа – создание проблемной ситуации) а) Стадия «вызов»
Слайд 3
- Прочтите четверостишье:
Вижу ч.дное привол.е,
Вижу нивы и п.ля.
Это ру..кая природа,
Это Родина м.я.
- Объясните орфограммы, запишите в тетрадь.
( записывают в тетрадь)
- Найдите имена существительные, задайте вопрос.
- На какие вопросы отвечают?
(одинаковые)
- Можно ли утверждать, что и падежи одинаковые?
(Затруднение – возникла проблемная ситуация)
б) Стадия «осмысление»
- Сформулируйте задачу урока:
( Научиться распознавать имена существительные в И.п и В.п.) Заполните таблицу ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
По итогам ответов детей на доске заполняется общая таблица
Слайд 4 – тема урока
- Вспомните признаки по которым их можно различить
( по предлогам, окончанию, роли в предложении)
- С чего начнем исследование?
( Разберём предложение по членам)
- Какой вывод можно сделать?
( В первом предложении приволье, нивы и поля – второстепенные члены, значит это В.п.,)
5.Работа по теме урока. (Цель этапа – иметь представление о признаках И.п и В.п уметь их различать; уметь находить главные и второстепенные члены предложения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться учитывать различные мнения и обосновывать собственное мнение)
1) Наблюдение над признаками падежей.
- А сейчас работая группой вы определите падеж имён существительных
(Дети разделены на 4 группы)
1 группа
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Этот вокзал был построен до войны.
2 группа
В океане затерялся необитаемый остров.
Мореплаватели открыли необитаемый остров.
Племя туземцев покинуло остров.
3 группа
Возле дома мама устроила большой яркий цветник.
Пёстрый цветник из астр и лилий поднимал настроение.
4 группа
Корабль вошёл в порт.
Этот корабль вернулся из похода.
Грузчики поднялись на корабль.
( - Проверка – меняются листочками)
- Что интересного заметили?
(слова вокзал, остров, цветник, корабль могут быть и И п и В .п)
- От чего это зависит?
2) Работа по учебнику
- Прочтите вывод в таблице на с.105 учебника
- В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах одинаковые?
- В каком склонении и у каких имён существительных окончания в данных падежах разные?
- Так по каким признакам различают И.п. и В.п? Слайд 5
- Молодцы.
6.Самостоятельная работа (дифференцированная работа) (Цель этапа- закрепить у учащихся представление о существительных в И.п и В. п и совершенствовать умение различать их)
Слайд 6
1) Работа в тетради стр.59,упр.136
2) Работа в учебнике Стр. 106, упр. 189
7.Физминутка
Слайд 7
Потрудились, отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
8. Формирование практических навыков. (Цель этапа – каждый сможет оценить свои знания и умения по изученной теме Стадия «рефлексия»)
Слайд 8
- Определить падеж имён существительных
Падают пушистые снежинки
На пустые нивы и тропинки.
Детвора ловит ртом снежинки.
Зима весёлой маскою заходит к нам в дома.
Еловое семечко упало под ель.
Ель укуталась снежным покрывалом.
(Самопроверка - Слайд 9 )
8. Тестовая проверка (Цель этапа – проверить усвоение теоретического материала, практический уровень овладения пройденным материалом)
Слайд 10 - 14
Тест
- На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
А) Кто? Что?
Б) Кем? Чем?
В) Кого? Что?
Г) Кого? Чего?
2. Какие окончания имеют имена существительные в именительном падеже?
А) - а, - я;
Б) - ой, - ей;
В) - у, - ю;
Г) - ы, - и;
3. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А) в, на, через
Б) без предлогов
В) к. по
Г) у, из, около, до
4. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) второстепенным членом
5. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: Увидел сестру
А) И. п.
Б) Р. п.
В) Т. п.
Г) В. п.
Слайд 15 Проверка
- Для чего мы проводили тест?
(Чтобы проверить, как мы научились различать И.п и В.п
-Ребята, чем вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?
( Окончания в данных падежах различаются:
1) у имён существительных 1-го склонения
2) у одушевлённых имён существительных 2-го склонения) Слайд 16
9. Итог урока. Рефлексия (Цель этапа – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые затруднения, как направления будущей учебной деятельности)
- Остались ли неразрешённые вопросы урока?
Смогли ли вы узнать что то новое как и планировали?
( Возвращение к таблице ЗХУ )
- Каков же результат нашего открытия?
(составление «Синквейна»)
Падеж
Разные и одинаковые вопросы
Спрашивает определяет указывает
Помогает писать безударные окончания существительных
существительное
- Заполните листы самооценки:
-В графу «П» - «плюс» - записывается всё, что понравилось на уроке, чему научились, чего достигли.
-В графу «М» - «минус» - записывается всё, что было не понято, не понравилось, вызвало затруднение, над чем вам нужно поработать.
- Оцените свою работу на уроке – какую оценку сегодня вы себе можете поставить?
(Выставляются оценки с корректировкой учителя)
- Молодцы, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...