Конспект урока "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Волчкова Оксана Владимировна

Цель   урока:

  • обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном;
  • закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных;
  •  развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_publikatsii.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рахмановская средняя общеобразовательная школа имени Е.Ф. Кошенкова

 Павлово- Посадского городского округа Московской области

142520, Московская область, Павлово- Посадский г. о., с. Рахманово, д.115-А,

тел.: 8 (49643) 77-133, 77-250, E-mail: rahmanovo-school@mail.ru

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Обобщение знаний об имени прилагательном».

подготовила

Волчкова Оксана Владимировна

учитель начальных классов

 2025 г.

Цель   урока:

  • обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном;
  • закрепить   лексико – грамматические   признаки   прилагательных;
  •  развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

                                                     ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте,

 Всё ль в порядке,

  Ручка, книжка и тетрадка?

  Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Каждый хочет получать

  Только лишь оценку пять.

II Актуализация знаний

Чистописание

-Запишите число и классная работа

Слайд 1

- По чистописанию Запишем буквосочетания

                                       ГА   ТЕЛЬ   ЛА    ПРИ   НОЕ

- Ребята, какое слово получилось? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 

- Что такое имя прилагательное?

-Что оно обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Приведите примеры имён прилагательных.

Работа с приложением learningapps

- Найдите и выделите имена прилагательные:

https://learningapps.org/1636739

III Самоопределение к деятельности

- Над именем прилагательным работала одна ваша старая знакомая. Кто это?

- Это Маша! (Слайд 2)

- Медведь дал Маше задание: записать имена прилагательные. Давайте проверим, как она справилась с заданием. (Слайд 3)

       Яг.да, гор.кий, з . лёная, дев.чка, х. лодный, б. льшой, ябл.ко.

- Почему Маша допустила ошибки? Все ли слова являются именами прилагательными?

- Что ей можно посоветовать?

- Давайте вместе с Машей поработаем.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Какую цель мы поставим перед собой? (Повторить, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется, для чего служит.)

Физкультинутка для глаз

IV Работа по теме урока

Фронтальная работа

-Запишите имена прилагательные.

- Подберем к ним имена существительные.

Слайд 4

Горький (перец) , зеленая (трава) , холодный (ветер) , большой (дом).

Работа по вариантам

- Подберите к именам существительным имена прилагательные:

1-й вариант   Девочка (какая?)…., …., ….. .

2-й вариант   Яблоко (какое?)….., ….., …. .

Проверка.

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных?  (Форму, цвет, вкус, размер)

– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки.

- Значит, что обозначают имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные  обозначают  признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.

Сравнение групп предметов  по числам. (Слайд 5)

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:

Мёд, жаркие, сладкий, поле, дни, зелёная, большое, трава.

Сущ.              Прилаг.

мёд                жаркие

поле              сладкий

дни                зелёная

трава             большое

- На какие две группы вы разделили эти слова?

- По какому признаку вы определили слова в первый столбик?

- Докажите.

(Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет)

 (Это имена существительные )

- По какому признаку вы определили слова во второй столбик?

(Отвечают на вопросы какой? и т. д., обозначают признак предмета)

- Составьте из этих слов словосочетания и запишите их.

- Скажи, а в одном ли числе стоят существительные?

- Определите число имён прилагательных.

Вывод: прилагательные изменяются по числам.

Игра. Отгадай «Кто это?». Фронтальная работа. Устно.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь. Я называю имена прилагательные, а вы должны догадаться о ком речь.

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, осторожная.                                           Лиса

Маленький, юркий, колючий.                                         Ёж  

Злой, голодный, серый.                                                    Волк

- С помощью чего вы определили,   о ком идёт речь?

- С помощью имён прилагательных

-Как назвать этих животных одним словом?  (Лесные жители, звери)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа в парах на карточках

- Вставьте имена прилагательные.

Муравей _______, а слон __________.

Уголь __________, а снег _________.

Дорога ________, а тропинка ______.

Перец ________, а сахар _________ .

- Как называются такие прилагательные?

- Для чего в этих предложениях употребляются антонимы?

Наблюдение за прилагательными – синонимами.

- Поработайте со словарём синонимов.

- Я называю имя существительное, а вы подбираете имена прилагательные

Солдат (какой?) смелый, храбрый, мужественный, отважный.

Флаг (какой?) алый, красный.

Наблюдение над употреблением имён прилагательных в прямом и переносном значении. Работа в парах. (Слайд 6)

1.Золотые руки                            2.  Железная дверь

   Золотой характер                          Железные нервы

  Золотая рожь                                  железный характер

  Золотое кольцо                             Железный забор

3. Ласковое море

   Ласковый ветер

   Ласковая мама

   Ласковое солнышко

- Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?

Работа в группах (карточка)

Этот …………. зверёк живет в лесу. У него …………. уши и ……….. хвост. Шубка у зверька летом ………, а зимой ………. . Морковь и ………… капуста – любимое лакомство.  Зайка всего боится.

- Какой текст у вас получился? (Текст – описание)

- А какую роль играют прилагательные в тексте?

- Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.

- Каким членом предложения является имя прилагательное?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

V. Итог. Работа с приложением learningapps

https://learningapps.org/4830602

VI. Рефлексия

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …        

Я могу похвалить себя за …

Список использованной литературы

  1. В. П. Канакина, Г. Н. Манасова «Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Учеб. пособие  для общеобразоват. Организации», 2 ч., М.: «Просвещение», 2017.
  2. Е. И. Матвеева, А. И. Шушковская «Русский язык. Методическое пособие для учителя», 2 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
  3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Русский язык. Упражнения и тесты для каждлго урока», 2 класс, М.: АСТ Астрель, 2021.


Интернет-источники

  1. Сайт Learning Apps.org: https://learningapps.org/1636739, https://learningapps.org/4830602


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных".

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных"....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном"

материал к уроку русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном". и презентация к уроку....

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...