Конспект урока по русскому языку для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова»

УМК: «Перспектива»

Класс: 2           Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: сформировать у учащихся умение подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.

Развивающие: развивать мышление, внимание, познавательную активность; способствовать развитию разных видов памяти, внимания; развитие устной и письменной речи, умение обобщать и классифицировать.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, к предметам школьной принадлежности; повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx132.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 2 класса

Тема урока «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова»

УМК: «Перспектива»

Класс: 2           Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: сформировать у учащихся умение подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.

Развивающие: развивать мышление, внимание, познавательную активность; способствовать развитию разных видов памяти, внимания; развитие устной и письменной речи, умение обобщать и классифицировать.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, к предметам школьной принадлежности; повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.

Предметные результаты: Знать условное обозначение части слова-корня; Уметь выделять корень в родственных словах; находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней.

Метапредметные результаты: Личностные УУД: самоопределение; уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель; планировать необходимые действия; учиться высказывать свое предложение (версию); взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; учиться вместе с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; преобразовать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; слушать и понимать речь других; отвечать на вопросы; позитивно относиться к процессу сотрудничества; высказывать свою точку зрения.

Межпредметные связи: литература, окружающий мир.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник русского языка для 2 класса Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

(Садитесь).

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Урок начнем с минутки чистописания. Открываем все тетради, записываем число и классная работа. Картинки по запросу минутка чистописания

Учитель: Прочитайте слова. Найдите в словах общие части. Придумайте слова с общей частью слов.

1) Лисёнок, тигрёнок, котёнок….

2) Дарить, подарить, подарочный….

3) Приплыть, пришли, прилететь…

Дети: 1) Оленёнок, страусёнок, мамонтёнок и т. д.

2) Подарок, даровать, передарить и т. д.

3) Примчаться, приехать и т. д.

Учитель: Придумайте и запишите по 2 слова:

С корнем –бок-

С корнем -винт-

Дети: винтить, винтовой; боковина, боковой.

Учитель: Прочитайте текст на стр.46 учебника. Озаглавьте его.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой топал слонёнок.

За мамой-лисицей крался лисёнок.

За мамой-ежихой катился ежонок.

За мамой-медведицей шёл медвежонок.

                                                А. Екимцев

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: Найдите в тексте название каждого животного и его детёныша. Запишите эти слова парами по образцу. 

Образец: Слониха-слонёнок. 

Что Вы заметили в этих словах общего? Можно ли их назвать словами-родственниками? Почему?

Дети: Слониха-слонёнок. Лисица-лисёнок. Ежиха-ежонок. Медведица-медвежонок. В каждой паре есть одинаковая часть-корень. Каждую пару слов можно назвать словами-родственниками, так как они содержать одинаковую часть.

  1. Формулировка темы и цели урока

Учитель: Как Вы думаете, какова тема урока? Что нам нужно узнать на уроке? Чему научимся?

Дети: Тема: «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова». Научимся подбирать однокоренные слова, выделять в этих словах корень.

  1. Открытие нового знания

Учитель: Откройте свои учебники на стр. 49 и прочитайте правило.

Дети: -Корень-главная часть слова. В нём заключено значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.

Корень принято обозначать так: дуб-ы.

Учитель: Что заключено в корне слова? Зачем нужно находить в словах корни слова?

Дети: В корне слова заключено значение. Корни нужно находить в словах для того, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.

Учитель: Вернемся к парам слов, которые выписаны у Вас в тетради.  Выделите корень в данных парах. Проверьте совпадают ли они по значению и написанию. Запишите предложения с родственными словами.

Дети: За мамой-слонихой топал слонёнок.

За мамой-лисицей крался лисёнок.

За мамой-ежихой катился ежонок.

За мамой-медведицей шёл медвежонок.

Учитель: Обратите внимание, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение. А могут ли корни слов звучать и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными? А сейчас мы найдем с вами такие слова в упражнении 62 на стр. 47.

Дети: Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

Учитель: Что там изображено? Теперь прочитайте слова рядом с изображением. Объясните мне значение каждого слова. А как вы думаете, чем занимается водолаз? А подводник? На ваш взгляд, это интересные профессии? Выпишите в тетрадь эти слова. Обозначьте корни.

Дети: Объясняют значения слов, записывают их в тетрадь.

Учитель: Ребята, сравните слова по значению и написанию. Какое слово в этом столбике не относится к группе родственных слов? Почему?

Дети: Водитель.

  1. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

  1. Закрепление нового материала

Учитель: Молодцы! Прочитайте строчки в упр. 63 на стр. 48. Все ли слова в группах родственные? Выпишите только родственные слова, выделяя корень.

Звон, звонок, позвонить.

Холод, холодный, холодильник.

Гора, горный, горчица.

Море, моряк, морковь.

Дети: Горчица и морковь не родственные слова обозначенным словам.

Учитель: Объясните, почему не все слова в этой строчке являются родственными.

Дети: Горчица от слова горечь, морковь с морем никак не связаны.

Учитель: На стр. 48 выполните упр. 64 самостоятельно. Выделите корни в однокоренных словах. После Вашей готовности мы проверим упражнение. Если у Вас все правильно – ставьте оценку 5 карандашом. Если одна ошибка ставьте 4. Две и более ошибки – 3.

Дети: 1. Мы живём на берегу Чёрного моря. 2. Мой отец-моряк. 3 Отец служит на большом морском корабле. 4. Морячка-это жена моряка. 5. Мы отдыхали в небольшом приморском городке.

  1. Итог урока

Учитель: О чем мы говорили на уроке и чему научились? Зачем нужно находить в словах корни слова? Важная ли часть в слове корень?

Дети: Мы говорили об однокоренных словах, научились выделять корни в словах и находить однокоренные слова. Корни нужно находить в словах для того, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень- главная часть в слове.

  1. Домашнее задание

Стр. 49 упр. 65. Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопросы. Ответы запишите. Выпишите из своих ответов родственные слова. Чем они похожи? Какая в них общая часть? Выделите корень.

  1. Рефлексия

Возьмите в руки красный карандаш, если ничего не поняли на уроке, желтый, если выполнял задания с небольшими недочетами и зеленый- поняли тему урока и выполняли задания без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....