Конспект урока по русскому языку для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова»
УМК: «Перспектива»
Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: сформировать у учащихся умение подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать мышление, внимание, познавательную активность; способствовать развитию разных видов памяти, внимания; развитие устной и письменной речи, умение обобщать и классифицировать.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, к предметам школьной принадлежности; повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 132.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для 2 класса
Тема урока «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова»
УМК: «Перспектива»
Класс: 2 Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: сформировать у учащихся умение подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать мышление, внимание, познавательную активность; способствовать развитию разных видов памяти, внимания; развитие устной и письменной речи, умение обобщать и классифицировать.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, к предметам школьной принадлежности; повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой.
Предметные результаты: Знать условное обозначение части слова-корня; Уметь выделять корень в родственных словах; находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней.
Метапредметные результаты: Личностные УУД: самоопределение; уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную учебную цель; планировать необходимые действия; учиться высказывать свое предложение (версию); взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; учиться вместе с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; преобразовать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; слушать и понимать речь других; отвечать на вопросы; позитивно относиться к процессу сотрудничества; высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: литература, окружающий мир.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Ход урока
- Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
- Актуализация знаний
Учитель: Урок начнем с минутки чистописания. Открываем все тетради, записываем число и классная работа.
Учитель: Прочитайте слова. Найдите в словах общие части. Придумайте слова с общей частью слов.
1) Лисёнок, тигрёнок, котёнок….
2) Дарить, подарить, подарочный….
3) Приплыть, пришли, прилететь…
Дети: 1) Оленёнок, страусёнок, мамонтёнок и т. д.
2) Подарок, даровать, передарить и т. д.
3) Примчаться, приехать и т. д.
Учитель: Придумайте и запишите по 2 слова:
С корнем –бок-
С корнем -винт-
Дети: винтить, винтовой; боковина, боковой.
Учитель: Прочитайте текст на стр.46 учебника. Озаглавьте его.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой топал слонёнок.
За мамой-лисицей крался лисёнок.
За мамой-ежихой катился ежонок.
За мамой-медведицей шёл медвежонок.
А. Екимцев
- Постановка учебной задачи
Учитель: Найдите в тексте название каждого животного и его детёныша. Запишите эти слова парами по образцу.
Образец: Слониха-слонёнок.
Что Вы заметили в этих словах общего? Можно ли их назвать словами-родственниками? Почему?
Дети: Слониха-слонёнок. Лисица-лисёнок. Ежиха-ежонок. Медведица-медвежонок. В каждой паре есть одинаковая часть-корень. Каждую пару слов можно назвать словами-родственниками, так как они содержать одинаковую часть.
- Формулировка темы и цели урока
Учитель: Как Вы думаете, какова тема урока? Что нам нужно узнать на уроке? Чему научимся?
Дети: Тема: «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова». Научимся подбирать однокоренные слова, выделять в этих словах корень.
- Открытие нового знания
Учитель: Откройте свои учебники на стр. 49 и прочитайте правило.
Дети: -Корень-главная часть слова. В нём заключено значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.
Корень принято обозначать так: дуб-ы.
Учитель: Что заключено в корне слова? Зачем нужно находить в словах корни слова?
Дети: В корне слова заключено значение. Корни нужно находить в словах для того, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать.
Учитель: Вернемся к парам слов, которые выписаны у Вас в тетради. Выделите корень в данных парах. Проверьте совпадают ли они по значению и написанию. Запишите предложения с родственными словами.
Дети: За мамой-слонихой топал слонёнок.
За мамой-лисицей крался лисёнок.
За мамой-ежихой катился ежонок.
За мамой-медведицей шёл медвежонок.
Учитель: Обратите внимание, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение. А могут ли корни слов звучать и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными? А сейчас мы найдем с вами такие слова в упражнении 62 на стр. 47.
Дети: Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.
Учитель: Что там изображено? Теперь прочитайте слова рядом с изображением. Объясните мне значение каждого слова. А как вы думаете, чем занимается водолаз? А подводник? На ваш взгляд, это интересные профессии? Выпишите в тетрадь эти слова. Обозначьте корни.
Дети: Объясняют значения слов, записывают их в тетрадь.
Учитель: Ребята, сравните слова по значению и написанию. Какое слово в этом столбике не относится к группе родственных слов? Почему?
Дети: Водитель.
- Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
- Закрепление нового материала
Учитель: Молодцы! Прочитайте строчки в упр. 63 на стр. 48. Все ли слова в группах родственные? Выпишите только родственные слова, выделяя корень.
Звон, звонок, позвонить.
Холод, холодный, холодильник.
Гора, горный, горчица.
Море, моряк, морковь.
Дети: Горчица и морковь не родственные слова обозначенным словам.
Учитель: Объясните, почему не все слова в этой строчке являются родственными.
Дети: Горчица от слова горечь, морковь с морем никак не связаны.
Учитель: На стр. 48 выполните упр. 64 самостоятельно. Выделите корни в однокоренных словах. После Вашей готовности мы проверим упражнение. Если у Вас все правильно – ставьте оценку 5 карандашом. Если одна ошибка ставьте 4. Две и более ошибки – 3.
Дети: 1. Мы живём на берегу Чёрного моря. 2. Мой отец-моряк. 3 Отец служит на большом морском корабле. 4. Морячка-это жена моряка. 5. Мы отдыхали в небольшом приморском городке.
- Итог урока
Учитель: О чем мы говорили на уроке и чему научились? Зачем нужно находить в словах корни слова? Важная ли часть в слове корень?
Дети: Мы говорили об однокоренных словах, научились выделять корни в словах и находить однокоренные слова. Корни нужно находить в словах для того, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень- главная часть в слове.
- Домашнее задание
Стр. 49 упр. 65. Рассмотрите рисунок. Прочитайте вопросы. Ответы запишите. Выпишите из своих ответов родственные слова. Чем они похожи? Какая в них общая часть? Выделите корень.
- Рефлексия
Возьмите в руки красный карандаш, если ничего не поняли на уроке, желтый, если выполнял задания с небольшими недочетами и зеленый- поняли тему урока и выполняли задания без ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
