конспект урока русского языка для 1 класса №125 Наблюдаем за значением слов. Сколько значений может быть у слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: формирование умений различать многозначные и однозначные слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
№125. Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: формирование умений различать многозначные и однозначные слова.
Результаты:
личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
предметные: понимать прослушанный текст; находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
метапредметные:
— регулятивные: удерживать учебную задачу при списывании текста; применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат;
— коммуникативные: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— познавательные: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике — в словарях.
- Самоопределение к деятельности.
Давайте проверим , все ли готово для урока.
-Вспомним , как нужно правильно сидеть (слайд №2)
-Сегодня будет несколько заданий для парной работы. Вспомним правила работы в парах. (слайд №3)
- Актуализация
-Прочитайте (слайд №4)
Растение, глубокий, язык, вкло, тяжелая, идет, кисть
— Какая запись словом не является? Почему?
— Докажите, что остальные записи — слова. (Состоят из букв и имеют значение.)
-Что такое лексическое значение слова? (Основной смысл слова, то , что человек представляет, когда произносит слово)
-Есть ли слова , значения которых вам непонятно?
-Как действовать, если не знаешь значения слова?
- На какие группы можно разбить эти слова?
— Запишите в тетрадь эти слова, разбив на три группы, три столбика. В первый столбик слова-названия, во второй — слова-признаки, в третий — слова-действия.
— Какие слова записали в первый столбик? Во второй? Прочитайте слова, которые записали в третий столбец.
- Целеполагание.
— Внимательно рассмотрите картинки. Прочитайте подпись к ним. (слайд №5)
Я иду болеть.
— Что вас удивило? Что интересного заметили?(Слово болеть имеет 2 значения)
— Как вы думаете, о чём наш урок? (Наш урок мы посвятим наблюдению над значением слов)
-Сформулируйте тему и цель урока .(Слайд №6)(Наблюдаем за значениями слов. Цель: учиться различать многозначные и однозначные слова)
3. Открытие нового знания
— Какое значение слова «болеть» Гриша имел в виду?
— О чём подумала бабушка?
— Почему Гриша и бабушка по-разному поняли одно и то же слово?
— Сколько значений есть у слова «болеть», какие это значения?
— Как вы думаете, есть ли на доске ещё слова, у которых тоже несколько значений? Назовите эти слова и объясните их значения.
Растение, глубокий, тяжелая, идет, кисть, болеть(слайд №7)
— Какой вывод мы можем сделать? Сколько значений может быть у слова?
— Слова, у которых несколько значений, называются многозначными.
— Прочитайте сочетания слов. (слайд №8)
глубокий сон глубокое озеро
русский язык обжег язык
тяжелая работа тяжелая сумка
идет урок Гриша идет
кисть винограда кисть художника
зеленое растение
— Как называются слова, выделенные жирным шрифтом? (Многозначные.)
— Почему последнее сочетание слов написано без пары.
— Как вы думаете, все ли слова могут быть многозначными?
— Какой вывод мы можем сделать? Слова бывают многозначными и однозначными.
Парная работа
— Обсудите в паре, почему сочетания слов записаны в два столбика. Как вы думаете, есть ли общее у сочетаний слов первого столбика? Второго?
Фронтальная работа
— В первом столбике многозначные слова употреблены в переносном значении. Во втором — в прямом.
— Как вы понимаете, что значит прямое значение? Прямое значение — это значение слова, которое прямо указывает на предмет. Это основное, первое, первоначальное значение слова.
— Как вы понимаете, что такое переносное значение? Переносное значение — это значение слова, которое переносит признаки с основного предмета на другой. Например, по сходству формы или действия.
— Как вы думаете, важно ли правильно понимать и употреблять прямое и переносное значение слов? Какие ошибки могут возникать из-за незнания значения слов?
— Как можно избегать таких ошибок? (Проверять значения слов по толковому словарю, больше читать, развивать словарный запас.)
Парная работа
— Обсудите в паре, какие слова пропущены. (слайд №9)
Слова бывают …. и …… Однозначные слова имеют… значение. Многозначные слова имеют… значений
— Прочитайте и запомните.
— Какие значения бывают у многозначных слов? (Прямое и переносное.) (слайд №10)
Сверяемся с целями (слайд №11)
— Мы достигли первой цели, отличная работа! (Узнали какие слова называются многозначными и однозначными)
— Сколько значений может быть у слова? Всегда ли у слова может быть несколько значений?
- Первичное применение
— Рассмотрите картинку. Прочитайте реплики героев. Какое многозначное слово здесь употребляется? (слайд №12)
Кто какую фразу произносит.
Ура! Сегодня я иду на ключ за водой.
Не забудьте выпустить кота. Я закрою дверь на ключ.
Я взял гаечный ключ, чтобы починить велосипед.
— Сколько значений у слова «ключ»?
— Какую фразу произносит бабушка? Почему вы так подумали?
— Какая фразу мальчика?
— Что говорит девочка? Почему вы так подумали?
— Рассмотрите картинку. (слайд №13)
Кто какую фразу произносит
Мне нравится моя золотая брошка.
Варя, твои волосы золотые , словно солнышко.
Бабушка связала мне шарф. У нее просто золотые руки.
Прочитайте реплики героев. Какое многозначное слово здесь употребляется?
— Есть ли слова, значение которых вам непонятно?
— Как вы думаете, кто произнёс первую реплику? Вторую? Третью?
— Как вы думаете, слово «золотая» употребляется в прямом значении в какой фразе? Объясните свой выбор.
— В каких фразах слово «золотая» в переносном значении? Почему?
Запись предложений.
-Парная работа (слайд №14)
— Рассмотрите картинки. Обсудите с соседом по парте, какие многозначные слова иллюстрируют эти изображения.
— Назовите многозначные слова, которые вы видите на экране. (Ножка, лук, кран, стрела, раковина.)
— Есть ли в этом задании слова, значения которых вам непонятны?
Запись слов.
— Послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Берёза». Есть ли слова, значение которых вам непонятно? (слайд №15)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне
А заря лениво, обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.
— Какой образ вы представили, слушая это стихотворение? О чём этот текст?
— Я второй раз прочитаю текст, а вы постарайтесь найти в нём многозначные слова.
Учитель ещё раз читает текст.
— Какие многозначные слова вы услышали? Какое у них здесь значение — прямое или переносное? (горят -блестят; серебро-снег(переносное)
— Как вы думаете, зачем автор использовал многозначные слова в своём стихотворении?
— Спишите отрывок в тетрадь.
-Сверяемся с целями (слайд №16)
4. Закрепление.
-Наблюдаем за значениями слов (слайд №17).
1)Соедини линией многозначные слова по парам
ручка шариковая-ручка дверная
шляпка гриба-шляпка(головной убор)
крыло птицы- крыло самолета
иголка сосны- иголка швейная
2)Отметь слова в переносном значении
холодное сердце
холодная вода
холодный взгляд
держать слово
держать карандаш
3)Составь и запиши два предложения из слов. Обведи многозначные слова.
крем крем кондитер мама для нанесла торта готовит
Выполнение задания в тетради
-Проверка (слайд №18)
-Выполните следующее задание (слайд №19)
1)Впиши многозначное слово –признак близкое по значению
приятный( голос)
умные (слова)
сильная (воля)
хорошая (мысль)
Слова –подсказки
золотой, золотая, золотое
светлый, светлая ,светлое
железный, железная, железное
бархатный, бархатная, бархатное
2)Соедини слово и его значение. Многозначные слова обведи
мечтать
звезда
хранить
не забывать, всегда помнить, строго соблюдать
светящееся небесное тело
беречь, содержать в безопасности, в целости
тот , кто прославился в какой либо деятельности
воображать, думать, представлять себе что-то
Выполнение задания
-Проверка (слайд №20)
-Спиши предложения. Обведи многозначные слова в прямом значении зеленым цветом, в переносном значении –красным цветом (слайд №21)
Я храню подарок брата.
Библиотека хранит старинные книги.
Они хранили старинные книги.
У него глаза горят.
В печи горят дрова.
Больная вся горит.
-Проверка (слайд №22)
-Самооценка (слайд №23)
— Ребята, с помощью вот таких стикеров вы можете оценить результат выполненных заданий.
— Нарисуйте первый стикер, если справились с заданием легко и успешно.
— Нарисуйте второй стикер, если было трудно, но вы справились.
— Нарисуйте третий стикер, если задание оказалось трудным и для его выполнения нужна помощь.
- Рефлексия
— Какие слова называют однозначными?
— Какие слова называют многозначными?
— Как отличить прямое значение от переносного?(Прямое указывает на предмет-вершина горы, действие, явление, переносное- переносит прямое значение слова на другой предмет, вершина славы)
— Приведите пример многозначного слова (болеть)
— Какие ошибки можно допустить, если неправильно употреблять слова, не знать значения слов? (слайд №24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы в парах 1 Старайтесь не перебивать друг друга 2 Если не согласны, объясните свою позицию 3 Если не поняли собеседника, переспросите 4 Работайте сообща
растение вкло глубокий язык тяжёлая болеть идёт кисть
— Я иду болеть !
Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова Знать, какие слова называются однозначными и многозначными Находить однозначные и многозначные слова, определять их значения Различать прямое и переносное значение слов в предложениях и сочетаниях слов
растение глубокий язык тяжёлая болеть идёт кисть
глубокий сон русский язык тяжёлая работа идёт урок кисть винограда глубокое озеро обжёг язык тяжёлая сумка Гриша идёт кисть художника зелёное растение
Запомните! Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова имеют одно значение. Многозначные слова имеют несколько значений.
Запомните! Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова имеют одно значение. Многозначные слова имеют несколько значений.
Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова Знать, какие слова называются однозначными и многозначными Находить однозначные и многозначные слова, определять их значения Различать прямое и переносное значение слов в предложениях и сочетаниях слов
Кто какую фразу произносит? Ура! Сегодня я иду на ключ за водой. Я взял гаечный ключ , чтобы починить велосипед. Не забудьте выпустить кота, я закрою дверь на ключ .
Кто какую фразу произносит? Мне нравится моя золотая брошка! Варя, твои волосы золотые , словно солнышко! Бабушка связала мне шарф. У неё просто золотые руки!
С. Есенин
Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова Знать, какие слова называются однозначными и многозначными Находить однозначные и многозначные слова, определять их значения Различать прямое и переносное значение слов в предложениях и сочетаниях слов
Мои результаты 1 2 3
Наблюдаем за значениями слов. Сколько значений может быть у слова Знать, какие слова называются однозначными и многозначными Находить однозначные и многозначные слова, определять их значения Различать прямое и переносное значение слов в предложениях и сочетаниях слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
Конспект урока русского языка. 2 класс. "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова".
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и на конце слова" . 2 класс. Учебник Р.Н. Бунеев, , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Используется презентация....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»
Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные
В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».
конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....
