Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока для учащихся 1 класса по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет русский язык
Возрастная категория 1 класс
Тема: Развитие речи. Коллективное составление текста.
Цель урока:
Формировать умение выражать свои мысли и чувства об увиденном в письменной речи.
Задачи:
1. Формировать умение составлять связный текст.
2. Развивать творческие способности учащихся, творческое воображение, речь, память, внимание;
3.Воспитывать любовь к природе, видеть и ценить красоту природы весной.
Планируемые учебные действия:
- объединять объекты по определённому признаку;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Мультимедийная презентация к уроку; запись «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковский «Времена года», веточки с распустившимися листьями, ленточки разноцветные, карточки для дифференцированной работы, карточки с опорными словами.
Подготовительная работа:
1.Провести экскурсию в парк или лес. Во время экскурсии обратить внимание на изменение весеннего убранства леса. Результаты наблюдения занести в творческие тетради.
2. На уроках литературного чтения или самостоятельного чтения прочитать произведения русских классиков созвучные с темой сочинения.
3. На уроках ИЗО предложить детям выполнить рисунки на темы « В лесу», « Лес весной», «Весна идёт».
План урока
I. Организационный этап
Психологический настрой
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать
И в учёбе помогать.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
1.Работа с пословицей: “Наблюдай, да примечай” (слайд № 2 )
- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл пословицы?
2.Отгадывание загадки
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (слайд № 3 )
- По каким признакам можно определить, что наступила весна?
- Произнесите слово весна торжественно, ласково. Какие слова, чувства, эмоции вызывает у вас это слово? Я предлагаю вам полюбоваться весенними пейзажами. ( Включается запись «Апрель. Подснежник» ( слайды № 4-6)
- А кто нас радует своим пением с наступлением весны?
В народе говорят: Грача увидел - весну встречай! (Слайд 7)
- С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо.
Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские деньки были совсем не похожи на апрельские, а апрельские - не похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов.
И. Токмакова посвятила весне замечательные строки.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны,
Верно очень тёплые ноги у весны.( слайд № 8)
III. Формирование новых знаний и умений
1.Сегодня мы будем учиться писать сочинение по наблюдениям о весне. Вам предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года, попробовать себя в роли поэта или писателя. Главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца, от вашей души. Вы готовы к такой работе? Я думаю, что у вас сегодня всё получится.
- Что сегодня в нашем классе напоминает о весне? (Рисунки, распустившиеся веточки тополя в вазе)
- Закройте глаза. Прослушайте музыкальную пьесу «Весна» из альбома П.И.Чайковского «Времена года» и постарайтесь представить себе картину весеннего пробуждения природы.
- Какие звуки весны напомнило вам это произведение?
- Что вам удалось увидеть?
2. Работа в группах.
-Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. Найдите главное слово, которое обозначает предмет.
1 группа: Солнышко
2 группа: Ручьи
3 группа: Подснежники
4 группа: Грачи
-Найдите на столе среди карточек слово, которое обозначает действие предмета. Что получилось? (Солнце светит. Ручьи бегут. Подснежники расцветают. Грачи прилетают) Назовите свои варианты. (Солнце греет, улыбается… Ручьи журчат, звенят…)
-Если собрать вместе ваши предложения, что получится?( Тест)
-Нравится вам текст, который вы составили? ( Неяркий, невыразительный)
-Дополните предложения, чтобы они стали распространенными.
Прочитайте получившийся вариант.( Весной светит яркое солнышко. По дорогам бегут веселые ручьи. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.)
IV.Физкультминутка
Вверх руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем — руки согнули назад.
V. Первичное закрепление.
Орфографическая подготовка
- Заполните пропуски в пропущенных словах.
Подготовка к написанию сочинения
-Давайте вспомним, из чего состоит наш текст? (Тест состоит из предложений)
- Как связаны предложения в тексте? (Предложения связаны по смыслу)
- С чего начнем работу над составлением нашего текста? (Придумать название)
-Я вам предлагаю следующие названия для нашего будущего текста:
«Весна идет», «Весна», « Наступила весна».
(Учитель выставляет карточку с выбранным названием)
Работа с планом сочинения
План написан заранее. (слайд 9)
1. Солнце
2. Ручьи.
3. Появление растений.
4. Жизнь животных весной.
5. Хорошо весной!
- Прочитайте план. Какие из подобранных вами слов подходят к первому пункту плана?
- Подберите слова ко второму пункту плана; к третьему; к четвертому.
- Что вы можете сказать о пятом пункте плана? О чем можно написать?
VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
( Во время написания можно включить запись музыкального произведения.)
Для учащихся, которые затрудняются выдаются опорные слова.
VII. Чтение сочинений учащихся.
VIII. Рефлексия деятельности.
- Ребята, мы с вами сегодня побывали в роли писателей. Как вы думаете, удалось ли вам в своих сочинениях передать настроение, царящее в природе с приходом весны? Как вы считает, почему вам удалось?
- Посмотрите. К нам пришла сама весна! В подарок она принесла вам веснянки. Это веточка с проснувшимися листьями. Перед вами лежат конверты. Достаньте ленточки. Выберите цвет ленточки, который вам больше всего по душе. Привяжите её к веснянке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.
Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...
