Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ахметова Ильнара Рафиковна

Конспект урока для учащихся 1 класса по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Коллективное составление текста58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Предмет  русский язык

Возрастная категория  1 класс 

Тема: Развитие речи. Коллективное составление текста.

Цель урока:

Формировать умение выражать свои мысли и чувства об  увиденном  в письменной речи.

Задачи:

1. Формировать умение составлять связный текст.

2. Развивать творческие способности учащихся, творческое воображение,  речь, память, внимание;

3.Воспитывать любовь к природе, видеть и ценить красоту природы  весной.

Планируемые учебные действия:

  • объединять объекты по определённому признаку;
  • устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства. 

Тип урока:  комбинированный

Оборудование:

  Мультимедийная  презентация  к  уроку; запись «Апрель. Подснежник»  П.И. Чайковский «Времена года», веточки с распустившимися листьями, ленточки  разноцветные, карточки для дифференцированной работы, карточки с опорными словами.

Подготовительная работа:

1.Провести экскурсию в парк или лес. Во время экскурсии обратить внимание на изменение весеннего убранства леса. Результаты наблюдения занести в творческие тетради.
2. На уроках литературного чтения или самостоятельного чтения прочитать произведения русских классиков созвучные с темой сочинения.

3. На уроках  ИЗО предложить детям  выполнить рисунки на темы « В лесу», « Лес весной», «Весна идёт».                                                                    

                                                                         

                                   

План урока

I. Организационный этап

Психологический настрой

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать
И в учёбе помогать.  

 II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

1.Работа с пословицей: “Наблюдай, да примечай”          (слайд № 2 )

 - Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл пословицы?

2.Отгадывание загадки    

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?   (слайд №  3 )

- По каким признакам можно определить, что наступила весна?  

-  Произнесите слово весна  торжественно, ласково. Какие слова, чувства, эмоции вызывает у вас это слово? Я предлагаю вам полюбоваться весенними пейзажами. ( Включается запись «Апрель. Подснежник»     ( слайды №  4-6)

-  А кто нас радует своим пением с наступлением весны?

В народе говорят:  Грача увидел - весну встречай!    (Слайд 7)                        

 - С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо.

        Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские деньки были совсем не похожи на апрельские, а  апрельские -  не похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов.

И. Токмакова  посвятила весне замечательные строки.  

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины  на полях видны,

Верно очень тёплые ноги  у весны.( слайд № 8)

III. Формирование новых знаний и умений

 1.Сегодня мы будем учиться писать сочинение по наблюдениям о весне. Вам предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года, попробовать себя в роли поэта или писателя. Главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца, от вашей души. Вы готовы к такой работе?  Я думаю, что у вас сегодня всё получится.

- Что  сегодня в нашем классе напоминает о весне? (Рисунки, распустившиеся веточки тополя в вазе)

- Закройте глаза.  Прослушайте музыкальную пьесу «Весна» из альбома П.И.Чайковского «Времена года» и постарайтесь представить себе картину весеннего пробуждения природы.

- Какие звуки весны напомнило вам это произведение?

- Что вам удалось увидеть?

2. Работа в группах.

-Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. Найдите главное слово, которое обозначает предмет.

1 группа: Солнышко

2 группа: Ручьи

3 группа: Подснежники

4 группа: Грачи

-Найдите на столе среди карточек слово, которое обозначает действие предмета. Что получилось? (Солнце светит. Ручьи бегут. Подснежники расцветают. Грачи прилетают) Назовите свои варианты. (Солнце греет, улыбается… Ручьи  журчат, звенят…)

-Если собрать вместе ваши предложения, что получится?( Тест)

-Нравится вам текст, который вы составили? ( Неяркий, невыразительный)

-Дополните предложения, чтобы они стали распространенными.

Прочитайте получившийся вариант.( Весной светит яркое солнышко. По дорогам бегут веселые ручьи. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.)

IV.Физкультминутка

Вверх руки подняли и покачали — это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем — руки согнули назад.

V. Первичное закрепление.

 Орфографическая подготовка

- Заполните пропуски в пропущенных словах.

Подготовка к написанию сочинения

-Давайте вспомним, из чего состоит наш текст? (Тест состоит из предложений)

- Как связаны предложения в тексте? (Предложения связаны по смыслу)

- С чего начнем работу над составлением нашего текста? (Придумать название)

-Я вам предлагаю следующие названия для нашего будущего текста:

«Весна идет», «Весна», « Наступила весна».

(Учитель выставляет карточку с выбранным названием)

Работа с  планом сочинения

 План написан заранее. (слайд 9)

1. Солнце

2. Ручьи.

3. Появление растений.

4. Жизнь животных весной.

5. Хорошо весной!

 - Прочитайте план. Какие из подобранных вами слов подходят к первому пункту плана?

- Подберите слова ко второму пункту плана; к третьему; к четвертому.

- Что вы можете сказать о пятом пункте плана?  О чем можно написать?

VI.  Самостоятельная работа. Написание  сочинения.

 ( Во время написания можно включить запись музыкального произведения.)

Для учащихся, которые затрудняются выдаются опорные слова.

VII. Чтение сочинений учащихся.

VIII.  Рефлексия деятельности.                 

-  Ребята, мы с вами сегодня побывали в роли писателей. Как вы думаете, удалось ли вам в своих сочинениях передать настроение, царящее в природе с приходом весны? Как вы считает, почему вам удалось?

- Посмотрите.  К нам пришла сама весна! В подарок она принесла вам веснянки. Это веточка с проснувшимися листьями. Перед вами лежат конверты. Достаньте   ленточки. Выберите цвет ленточки, который вам больше всего по душе. Привяжите её к веснянке.                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...