Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс (УМК Начальная школа 21 века) по теме "Сложное предложение".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок выстроен по технологии проблемного обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Чудайкина Анастасия Викторовна |
Класс | 4 |
УМК | Начальная школа ХХI века. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 4 класс. Учебник/ М.: Просвещение,2023 г. |
Образовательная технология | Технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология |
Предмет | Русский язык |
Тема | Сложное предложение |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель: Задачи: | Формирование знаний отличительных признаков простого и сложного предложений.
|
Используемое оборудование | ПК, мультимедийный проектор, экран. |
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Освоить первоначальные представления о простых и сложных предложениях; узнать признаки сложного предложения; различать простые и сложные предложения; применять правило правописания: запятая между частями в сложном предложении. | Уметь принимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь контролировать свои действия и действия другого; уметь оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей урока; владеть способом самооценки. | уметь формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами; уметь анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам; уметь создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности. | Стремиться к сотрудничеству и принятию правил общения, оказанию взаимопомощи во взаимодействии; уметь высказывать своё мнение, выражать свои мысли; уметь понимать основания действий другого; уметь контролировать действия друг друга; уважать в сотрудничестве и общении как партнёра, так и самого себя. | Умение применять правила поведения при сотрудничестве; проявлять инициативу, формировать самостоятельность, личную ответственность; находить мотивацию к учебной деятельности; формировать самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Ход урока
Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. Мотивация к учебной деятельности | Выработка внутренней готовности к учебной деятельности, создание ситуации успеха, доверия. | Фронтальная/индивидуальная | - Сегодня я пришла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему? - Да, все, что вы сказали, верно. А ещё у меня такое настроение от ожидания новых открытий на уроках. -Прочитайте предложение Большая наука начинается с маленьких открытий. -Как понимаете смысл предложения? - Предлагаю это высказывание сделать девизом нашего урока. - Запишите предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. -Подчеркните в этом предложении все известные вам правила (орфограммы). | Ученики проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Включаются в деловой ритм урока, участвуют в диалоге. Минутка чистописания. Выполняют работу, объясняют правописание известных орфограмм. | Л: включение в учебную деятельность, установление эмоционального контакта, формирование эмоционального отношения к учебной деятельности. Р:способность организовывать свою деятельность. | Проверка результата под руководством педагога. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Фронтальная/ парная | -Подчеркните главные члены предложения. -Устно назовите словосочетания. -На уроке русского языка в другой школе ребята тоже выполняли подобное задание, только выписывали из предложения словосочетания. Когда стали сверяться друг с другом у Миши и Оли возник спор. Миша сказал: «Оля ты не все выписала словосочетания, их четыре, а не три». На что Оля ответила: «У меня все верно, а тебе стоит на уроках повнимательнее быть…». Миша обиделся и перестал разговаривать с соседкой. -Как разрешить их спор? Кто из них прав? -Перед вами точно такие же карточки. Предлагаю вам в парах выполнить задание и подумать кто же прав, а кто из ребят ошибся? ЗАДАНИЕ. Подчерните главные члены предложения и выпишите все словосочетания. Наступила долгожданная весна, и реки освободились от зимних оков. | Выполняют задание, используя ранее полученные знания. Подчеркивают главные члены предложения, называют словосочетания. | Л: ценить и понимать позицию другого ученика. ..Р: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. К: оформлять свои мысли в устной речи. | Выполненная карточка. Ответы учеников. |
3. Выявления места и причины затруднения | Организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Фронтальная | -Почему Миша ошибся? Почему он не смог справиться? | Участвуют в диалоге. Осознают затруднение. . | Л: ценить и понимать позицию другого ученика. П: анализировать, сравнивать различные явления: умение определять круг своего незнания. К:оформлять свои мысли в устной речи. | Ответы учеников. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Фронтальная | -Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? - По теме урока и началу на слайде сформулируйте цели урока. 1. Узнать признаки сложного предложения 2. Научиться различать сложное предложение от простого предложения. -Чтобы достигнуть поставленных целей, поработаем в парах. Ваша задача, выполняя задание, выявить признаки сложного предложения. | Формулируют тему и цель урока. | Л: ценить и понимать позицию другого ученика. Р: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Ответы учеников. |
5. Реализация построенного проекта | Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Фронтальная/групповая | -В группах выполните задание и сделайте вывод, какие предложения называют сложными. Группа 1 РАБОЧИЙ ЛИСТ 1. Прочитайте предложения. На поляне появляются первые цветы. Над ними летают бабочки. 2. Подчеркните в них грамматическую основу (в карточке). 3. Какие это предложения? 4. Соедините простые предложения в одно сложное и запишите его в тетрадь. 5. Подчеркните грамматические основы. 6. Начертите схему сложного предложения. 7. Сделайте вывод. Сложное предложение – это… Группа 2 РАБОЧИЙ ЛИСТ 1. Прочитайте предложения. Чёрные тучи быстро бегут по небу. Море злится. Волны бегут по берегу. 2. Подчеркните грамматическую основу (в карточке). 3. Какие это предложения? 4. Соедините простые предложения в одно сложное и запишите его в тетрадь. 5. Подчеркните грамматические основы. 6. Начертите схему сложного предложения. 7. Сделайте вывод. Сложное предложение - это …. Группа 3 РАБОЧИЙ ЛИСТ 1. Прочитайте предложения. Миша принёс шахматы. Мы стали играть. 2. Подчеркните грамматическую основу (в карточке). 3. Какие это предложения? 4. Соедините простые предложения в одно сложное и запишите его в тетрадь. 5. Подчеркните грамматические основы. 6. Начертите схему сложного предложения. 7. Сделайте вывод. Сложное предложение - это …. -Какие предложения называют сложными? -Сформулируйте правило. -Какие шаги надо выполнить, чтобы определить простое или сложное предложение? Составим карточку-помощницу. АЛГОРИТМ 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. 3. Определить простое или сложное. | Проводят исследование. Формулируют вывод. Составляют алгоритм определения простого и сложного предложения. | Р: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям. П: анализировать, сравнивать различные явления, перерабатывать информацию, делать выводы, представлять её в форме алгоритма. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать другую точку зрения. | Алгоритм определения простого и сложного предложения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач | Фронтальная/парная | -В парах проведите работу по распознаванию сложного и простого предложения. Работайте по алгоритму. ЗАДАНИЕ. Выпишите сложные предложения. На лесной опушке слышатся птичьи голоса. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел. Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, журчат ручьи. | Выполняют задание. Усваивают новое правило, формируют практический опыт. | Л: освоение личностного смысла учения. Р: работа по алгоритму. К: сотрудничать в совместном решении задачи. | Ответы учеников. |
7. Физминутка | Снятие усталости и напряжения, внесения эмоционального разряда | Фронтальная | Выполним игру «Пожалуйста, сделай так!» | Выполняют упражнения, снимают напряжение, усталость. | Наблюдение, выполнение. | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях | Индивидуальная | - Запишите в тетради: 1 строчка ПРОСТОЕ 2 строчка СЛОЖНОЕ -На первой строчке выпишите номера простых предложений, но второй сложных. ЗАДАНИЕ. (1) Синей дымкой покрыты луга. (2) Потемнело небо, и побежали грозные облака. (3) Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. (4) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (5) Ветер в поле воет, дождик моросит. - Если выполнили верно, поставьте плюс рядом с цифрой. Простое: 1, 4 Сложное: 2,3,5 -Оцените свою работу. | Выполняют самостоятельную работу, используя алгоритм. Осуществляют самопроверку. | Л: освоение личностного смысла учения. Р: работа по алгоритму, самооценка. К: сотрудничать в совместном решении задачи | Самопроверка. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Фронтальная/парная | -Подошёл к концу наш урок. Вспомнит девиз нашего урока. Получилось ли у нас сделать сегодня открытие? -Все цели нами достигнуты. Благодаря чему мы их достигли? - Давайте вспомним, какие предложения мы называем сложными? - А сейчас я хочу, чтобы вы сами определили, насколько вы усвоили новый материал. Посмотрите на все задания, которые вы выполнили на уроке. Допускали ли вы ошибки при их выполнении? А теперь посмотрите на четверостишие, точно такое же я сейчас пущу по рядам и вы поставите галочку напротив той строки, которая вам больше всего подходит для оценки усвоенного вами знания на сегодняшнем уроке. И передаем дальше Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! | осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге формулируют конечный результат своей работы на уроке.. | П: рефлексия деятельности. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р:самооценка. | Самооценка. |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информировать о содержании домашней работы | Стр.141, выучить правило, упр.2 1 группа: синтаксический разбор первого предложения. | Знакомятся с задание. Планируют свою деятельность. | Р:принимают учебную задачу. | Фиксация в дневнике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» «Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 7, 8, 9».
Технологическая карта урока - новый вид методической деятельности учителя. Она помогает более качественно спроектировать урок от начала до конца....

Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века» ) на тему: "Работаем с числом 10". Авторы-составители: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая
Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК "Начальнгая школа 21 века") на тему : Работаем с числом 10". Авторы - составители : Е. Э . Кочурова, В. Н. Рудницкая....
Технологическая карта урока математики в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века"
Тема урока: Деление многозначного числа на трёхзначное число.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениямиЦель урока: формирование умений выполнять дел...

Технологическая карта урока математики 2 Е класса УМК «Начальная школа 21 века». Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай)-закрепление».
Цели деятельности учителя Создать условия для закрепления с общими приёмами сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, нахождение пери...

Технологическая карта УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»
Технологическая карта.Урок открытия нового....

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века" Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»
Технологическая карта урока по математике. Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» 4 класс . К карте приложены карточки по взаимо...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения".
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения....

