Технологическая карта по предмету Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шалыгина Светлана Евгеньевна

Технологическая карта по предмету Русский язык 1  дополнительный класс, коррекционная школа по теме "«Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на слова (2 слова). Знакомство с прямыми наклонными линиями."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_russkiy_21.10.2025.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок: русский язык

Тема: «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на слова (2 слова). Знакомство с прямыми наклонными линиями.

класс: 1дб

Дата: 21.10.2025

ФИО учителя: Шалыгина С.Е.

Тип урока: комбинированный урок

Цель: формирование у обучающихся  начальных представлений о письменной речи через создание условно-графического изображения      предложения из двух слов и знакомство с прямыми наклонными линиями.

Задачи:  - познакомить с понятием «предложение» и научить обозначать слова предложения с помощью простых условно –графических символов;

               - научить рисовать прямые наклонные линии;

               - развитие зрительного восприятия и внимания;

               -  развитие умения сопоставлять (предмет – слово – символ);

              -  формирование интереса к грамоте и письму.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, соответствующие картинкам, шаблоны с прямыми и наклонными линиями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный этап

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё на месте, всё в порядке:

Книги, ручки, учебники и тетрадки.

Приветствуют учителя.

   Личностные: - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

    Коммуникативные:

 -умением вступать в контакт и работать в группах;

   Регулятивные:

 - самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

Организация учебной деятельности

Уточняем  время года, день недели, дату, какой по счету урок.

   

- Ребята, мы сегодня будем много писать, поэтому давайте разомнем наши пальчики, чтобы все буквы получались красивыми и ровными. Повторяйте движения за мной.

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? Потянули…

Покрутили…

Постучали…

И открыли!

Называют дату, день недели, время года.

Пальчиковая гимнастика.

  •     Коммуникативные:

- умением вступать в контакт и работать в группах;

  • Регулятивные:

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные: 

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Актуализация знаний

 - Как мы общаемся?  

 - А как можно передать сообщение, чтобы его понял другой человек, даже если он далеко?

Слушают, отвечают на простые вопросы, если могут.

    Личностные – сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

    Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

   Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    Познавательные  - работать с информацией.

Подготовка к восприятию материала

- На прошлом уроке мы с вами составляли предложение при помощи картинок. Мы его обозначали длинной полоской черного цвета. Возьмите полоски и положите перед собой. Что мы с вами сделали? Мы с вами изобразили графическое изображение предложения.

Учащиеся берут полоски и выполняют инструкцию.

Личностные – сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

       Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

      Регулятивные   - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

  Познавательные - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Изучение новых знаний

Показывает картинку (например, “Мама” или “Кот”).

Произносит слово. Предлагает повторить. Объясняет, что это “слово”.

Затем показывает другую картинку/предмет (“Кот”). Произносит слово, предлагает повторить.

Объясняет, что слова могут “дружить” и образовывать “историю” – предложение.

Показывает, что каждое слово можно “превратить” в картинку (пиктограмму).

Слушают, смотрят на картинки/предметы. Повторяют слова. Понимают, что есть слова-предметы.

Личностные  - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

     Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

       Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

      Познавательные - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем

И немножко отдохнём. 
Вправо, влево повернитесь,
  
Наклонитесь, поклонитесь!
  
Руки вверх и руки вбок
,
И на месте прыг да скок! 
А теперь бегом вприпрыжку
,
Молодцы вы, ребятишки!

 - дети встают

-потягиваются

-повороты

-наклоны

-движения руками

-прыжки на месте

-бег на месте

Регулятивные - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Коррекция в процессе получения новых знаний

1. Работа с реальным предметом/картинкой: 

показывает картинку/игрушку “Мама”. Спрашивает: “Кто это?”.

Предлагает нарисовать или слепить “маму” (простая пиктограмма – круг, треугольник, ручки).

2. Работа со вторым словом: показывает картинку/игрушку “Кот” (или другой простой предмет).

Спрашивает: “Кто это?”. Объясняет, что “мама” и “кот” – это два слова, а вместе получается “Мама и кот” (предварительно упрощаем до “Мама - кот”).

3.Объединение:

объединяет на листе две пиктограммы – “мама” и “кот”. Объясняет: “Это предложение: мама и кот”.

Смотрят на картинку/игрушку, называют “мама”. Рисуют или лепят простую пиктограмму “мама” на листе бумаги.

Смотрят на картинку/игрушку, называют “кот”. Рисуют или лепят простую пиктограмму “кот”.

Соотносят две пиктограммы на листе, понимают, что они обозначают предложение.

Личностные – сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

      Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

     Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  •   Познавательные -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Практическая часть

1. Показ и объяснение: Показывает образцы прямых наклонных линий (слева направо, справа налево). Объясняет, что линии могут быть как “дорожки”, которые помогут нам писать.

2. Упражнения с наклонными линиями: Предлагает провести линии с помощью шаблонов, пальчиками по воздуху, по мокрому песку/манке.

3.Предлагает детям нарисовать свое предложение из двух слов (например, “Кот спит”, “Дом стоит”, “Цветок растет”). Помогает подобрать простые пиктограммы или нарисовать их.

Выбирают знакомые слова, рисуют или лепят пиктограммы для каждого слова, располагают их на листе, чтобы получилось “предложение”.

Личностные – сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

      Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

      Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

     Познавательные - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

    Предметные: - вычерчивать горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые линии по образцу или по заданным точкам;

Подведение итогов урока

Хвалит детей за работу. Спрашивает: “Что мы сегодня рисовали?”, “Какие линии мы научились рисовать?”. Показывает примеры детских работ.

Отвечают на вопросы, вспоминают, что делали на уроке. Показывают свои рисунки.

Личностные – сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

     Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

    Регулятивные

  - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

  •    Познавательные  -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по предмету Русский язык

Тема:  Первое склонение имен существительных. 3 класс Занковская программа. Цели:  1) содействовать ознакомлению детей с первым склонением существительного 2) содействовать развитию умения...

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 3 класс. Автор - Иванов С.В. Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века" во второй четверти. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока Предмет: русский язык во 2 классе Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн, нч.

Цели:  Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограммуПланируемые результаты:  Формировать УУД: Личностные: определять и высказыва...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...

Технологическая карта урока Предмет: русский язык Тема урока: правописание частицы НЕ с глаголами

Задачи урока:Обучающие :знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;способствовать обогащению словарного запаса детей;формировать орфографическую зоркость;познакомить со словами-исключениями;Развиваю...

Технологическая карта по предмету Русский язык, на тему: "Настоящее время глаголов", 4 класс. УМК: Начальная школа 21 века.

В данной технологической карте представлен урок усвоения новых знаний. Здесь четко структурированы этапы урока и каждый этап наполнен материалом. Подробно расписана деятельность учителя и деятельность...