"Посиделки" мероприятие в 4 классе
классный час (4 класс) по теме

Селямина Любовь Алексеевна

Разработка данного мероприятия поможет заглянуть в прошлое. Здесь подобраны прибаутки, частушки, шутки, игры, и проч. Также здесь есть и теоретический материал, соответствующий возрасту 9-10 лет. Он ненавязчиво включен в ход сценария.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

   

        МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

              Внеклассное мероприятие

                 

                                                Учитель:  Л.А.Селямина

                           

                              2008 г.

В русской деревне обычным делом были собрания сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Назывались они посиделки. Приходили на посиделки с работой и без неё. Девушки приносили прялки, шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. В одной из хат собираются девушки, куда приходят и парии, кто лапоть, кто сеть плести, а кто поболтать и вволю посмеяться. В «посиделки» родители охотно отпускают дочерей, знают, что ничего худого они там не увидят и не услышат». Продолжались эти сборища часов до 12, а иногда и дольше. Работа сопровождалась песнями и шутками. Парии па посиделках высматривали невест. Многие парни приносили свечи. До этого горела лишь  лучина в переднем углу. Парень зажигал свечку и ставил той девушке, которая нравилась. Она говорила с поклоном: «Спасибо, добрый молодец.» Парень мог сесть около девушки; если же место было занято другим, то, поставив свечу, отходил в сторону или садился около другой. У многих прях горело по две свечи. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: «Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось приветливое:  «Здравствуйте, молодцы хорошие!» Посиделки без работы приурочивались обычно к праздникам. Все участники перед началом каждой песни-диалога отвешивали поклон противоположной стороне. Во время поста собираться на посиделки считалось грехом.

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Устное народное творчество», познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров, развивать творческие способности детей, приобщить к русскому фольклору.

Место проведения: школьный музей.

Оформление: деревенская изба 19 века, окошки, ухваты, горшки, на стенах расшитые коврики и полотенца; прялка, старинная посуда;

На дверях плакат: Чем дальше в будущее входим,

                                  Тем больше прошлым дорожим,

                                  И в старом красоту находим,

                                  Хоть новому принадлежим.

                                                                     Вадим Шафнер.

Появляются ведущие Хозяин с Хозяюшкой, оба в русских народных костюмах.

Х-ка: Здравствуйте, гости дорогие!

Х-ин: Веселья вам да радости!

Х-ка: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем.

Х-ин: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.

Кому - правда, кому – сказка, кому – песенка.

Х-ка:

Удобно ли вам гости дорогие.
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ну, тогда начнём наш праздник,

Ведущий
В старые времена был такой обычай у русских людей; как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: "От скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня собрались на посиделки.

Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе
на посиделки.
Будут песни, будут пляски
И игра в горелки.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы.
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!

Входят хозяин и хозяйка, накрывают стол для гостей, В это время по улице движутся красны девицы и добры молодцы.

Хозяйка.
Тара-pa, тара-ра,
идут девки со двора!
Песни петь да плясать,
всех вокруг забавлять.

Гости подходят с поклоном к хозяевам.

1хоз. – Добрый день, гости званые и желанные. Пожалуйте в нашу горницу.

2хоз. – Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям. Всех привечаем, душевно встречаем.

Гость 1.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
Гость 2.
Большого здоровья!
Гость 3
С новым вас урожаем!
Гость 4. 
С вкусными блинами!


Дети исполняют песню "Блины". После этого хозяйка всех угощает блинами.

Выходит мальчик, он несет самовар.

Мальчик. Я иду, иду, иду.
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!

Учитель.

Без самовара нельзя представить жизнь русского народа. Самовар - водогрейный сосуд для чая, но он был для человека символом семейного очага, уюта, дружеского общения.


Девочка.
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!

-Не красна изба углами
А красна пирогами!


Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара!
Чаю сладкого попьем.
Нашу песенку споем!


Дети исполняют песню «К нам гости пришли».

1.К нам гости пришли,

  Дорогие пришли.

  Мы не зря кисель варили,

  Пироги пекли.

2.С малинкой пирог,

   И с капустой пирог,

   А который без начинки-

   Самый вкусный пирог.

3.А сейчас впятером

   Мы для вас споем.

   Вы похлопайте в ладоши

   Мы плясать пойдем.

 

Хозяйка:  Припосли мы на вас забавушки на всякий вкус –

                 Каму сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяин:  А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?

"Сачок зацепился за сучок"
"Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон"
«
Три сороки тараторки тараторили на горке.»


Хозяюшка:
- А какой отдых без шуток – прибауток!

Инсценировка "Уля и Филя"

Действующие лица: Уля и Филя:

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку
Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!
(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)
У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!


Гости: А чтоб у вас было хорошее настроение мы вам споём веселые частушки.

 А ну, хватит вам болтать!

 Пора частушки запевать!

Сообщение о частушках.

Частушка – короткая (обычно четырехстрочная) рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе. Она обычно веселая, озорная исполняется под гармонь или балалайку и часто сочиняется тут же на ходу.


Дети поют частушки.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

Во дворе большая горка,

А качель качается.

Отчего же  наш Егорка

Девочек стесняется?!

В огороде мы копали,

Червяков в земле нашли,

Так девчонок напугали,

Что они совсем ушли!

 

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

 

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги

Оглянулася назад;

Сапоги мои лежат.

 

Две подруги у меня

С модными очками,

А мне папа привезет

Туфли с каблучками!

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

 

Собирайся, народ,
Становись в хоровод,
Без толчеи, без спешки.

Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки.

Сообщение о потешках.

Потешки – это небольшие забавные стишки. С раннего детства каждому знакомы такие потешки, как “Идет коза рогатая…”, “Сорока-сорока…” и др.

В настоящее время, к сожалению, потешки стали забываться. А зря. Ведь врачи утверждают, что потешки благоприятно воздействуют на нервную систему.

(Дети исполняют потешки)

Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
А ту-ту, ту-ту, ту-ту
Я на ёлочке расту.
Ветер ёлку укачал
Я с ёлочки упал
Я упал на пенёк,
Стал пригожий паренёк.

А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман.

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

 Дорогих гостей

Ждет множество затей!

Кто загадку отгадает,

И со мною поиграет?

Загадки. 1. То грустит, то веселится

                  Удивительна вещица,

                  А на празднике народ

                 Под него плясать идет. ( Баян)

2. Ноги есть, а не ходит,

Спина есть, а не ложится. ( Стул).

       

3. Не двигаются, а ходят,

   Не разговаривают, а стучат,

   Отсчитывают век, а не человек. (Часы)

4. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (Чугунок)

5. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке? (Кочерга)

6. По сеням и так, и сяк, а в избу никак. (Дверь)

7. Веду внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)

 

   Хозяйка: Молодцы у нас ребята,

                  А девчата? И девчата!

                  Ну, ни в чем не уступали,

                 Все загадки отгадали

Скоморох: Хозяин.
Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора.
Ждет вас русская игра!

Дети с петрушкой и родителями встают в круг и грают игры-песни: "Чиж-Чижок"
Чиж-чиж-чижачок,
Деревенский мужичок,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

-А не хотите ли погадать – своё будущее узнать?

Гадание не горохе, орехах, кофейных зернах.
Берут горсть зерен и выкладывают по одному на каждое слово, приговаривая.
Ученик 1.
Моряк, командир,
Генеральский мундир,
Студент, коммерсант.
Повар-дилетант,
Тупица, зануда,
Дожидайся чуда!

Ученик 2.
Светлана, Наталия,
Тонкая талия,
Смуглая кожа.
Страшная рожа,
Обжора, певица,
Тонкая девица.
Русая коса,
Чудесная краса...

-Ну что, пора и честь знать!

 

1-й гость

На новое вам лето,

На красное вам лето,

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом.

 

2-й гость

Куда коза рогом,

Там и сено стогом.

 

3-й гость

Кто любит трудиться.

Тому без дела не сидится!

 

Все

Где труд – там и счастье!

 

 

Заключение:

 1. Всем спасибо за вниманье!
    За задор, веселье, смех.

2.  Вот настал момент прощанья
    Будет краткой наша речь.
    Говорим мы до свиданья
    До счастливых новых встреч!

Песня.

Будет добрым год хлебород,

Было всяко, всяко пройдет!

Пой, златая рожь,

Пой, кудрявый лен,

Пой о том, как я в Россию влюблен.

Я влюблен в тебя, Россия, влюблен!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...