Прощание с Азбукой
методическая разработка (1 класс) по теме

Постнова Светлана Юрьевна

Праздник "Прощание с Азбукой" проводится весной, в марте-апреле, т.е. в тот период, когда заканчивается работа по букварю и дети переходят к новому учебнику "Литературное чтение". А можно провести его в конце учебного года и связать с новым этапом в жизни детей - переходом во 2 класс. Именно такой вариант праздника здесь и предложен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_prazdnika_proshchanie_s_azbukoy_i_1_klassom.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «Прощание с Азбукой» (1 класс)

Цели: 

  1. развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  2. формирование умения работать сообща;
  3. воспитание у учащихся интереса к чтению, к учебе, формирование дружеских взаимоотношений.

Оборудование:

  1. плакат с надписью «Спасибо тебе, Азбука!», слоговые карточки, буквы  алфавита, костюмы Бабы Яги, Водяного, помощников Б.Я.,  воздушные шары для оформления класса и для конкурса, миски с водой, стаканы, ложки, слова песни «От улыбки», тексты загадок, буквы для сценки,  удостоверения, колокольчик, карточка с числом 10, ключик от 2-го класса, записка для Б.Я.
  2. ТСО: музыкальный центр, диск с детскими песнями

Ход мероприятия

Класс празднично украшен, в центре плакат с надписью “Спасибо тебе, Азбука!”

(Звучит веселая музыка, под нее входят в зал празднично одетые первоклассники)

Монтаж стихотворений. 

1. Хороша сегодня школа, класс горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый всех друзей зовём.

2. Заходите, проходите. Путь свободен, освещён.
Приглашаем вас сегодня попрощаться с Азбукой.

3. Если всё у вас в порядке: парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда – приглашаем вас сюда.

4. Наши дети вам расскажут и, конечно же, покажут,
Что нам Азбука дала, как учила нас она.

5. Мы помним тот звонок весёлый, что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с друзьями в школу, в свой самый первый – первый класс.

6. Садясь за парту осторожно, чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли, раскрыли чистую тетрадь.

7. Потрудились мы немало, ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало Азбука нам всем дала.

8. Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

9. А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

10. Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

11. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

 Частушки


Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Еле-еле слог читал,

Смысла слов не понимал,

А теперь могу я сам

Прочитать для пап и мам.


Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

 Ведущий:

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые!  Сегодня у нас большая радость – мы прощаемся с нашим добрым другом – азбукой. Теперь, ребята,  вы умеете читать любые слова, предложения и короткие рассказы. Я поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием азбуки.

Азбука учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А еще терпению.

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали,

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас!

А где же мои помощники-буквы?

Шарма, фарма, туквы, муквы,

Дети, превращайтесь в буквы.

(Дети надевают изображения  букв алфавита)

Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я!

 Дети читают  стихи о буквах

Аа          Буква А, буква А –

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света:

А похожа на ракету.

Бб         Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

          Словно букву В Алёна

Держит трубку телефона.

Гг            Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу и в кочергу

Превратить я  Г смогу.

Д             Вот стоит, дымок пуская,

                Буква Д – труба печная.

Ее           На дворе – какая жалость!
               Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ё              Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё – две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Жж         Стала снежинка

Буквою  Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Зз             З – не просто завитушка,

З – пружина, крендель, стружка.

Ии                На калитку посмотри:
Чем она не буква
И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Йй                Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
Букву
Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы
Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Кк                На дереве веточка
Низко склонилась,
И  в букву
К вдруг
Она превратилось.

Лл                Алфавит продолжит наш
Буква
Л – лесной шалаш.

Мм                Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".

Нн                На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки.

Оо                В старом дереве дупло

Ну совсем, как буква О.

Пп                Влез на букву озорник:
Он решил, что
П – турник.

Рр                Буква Р – на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

Сс                Полумесяц в небе темном
Буквой
С повис над домом.

Тт                Молоток стучит: «Тук-тук!»
Буква
Т  твой старый друг!

Уу                У – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву
У.

Фф                Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

 Не отнимет Карабас.

Хх                Буква Х всё ходит, ходит –
Места, что ли, не находит?

Цц                Вот такая буква Ц –
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Чч        Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Шш        Посмотри на букву Ш:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать
Е и Ё.

Щщ                         Ш и Щ – родные сестры,

Различать их очень просто:

Носит Щ всегда с собой

Этот хвостик небольшой.  

Ьь Ъъ        Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит - только так.


Ыы                А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

Ээ                Это – Э,
С открытым ртом
И большущим языком.

Юю        Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
– Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква
Ю.

Яя                    И сказала буква Я:

«Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит –

Гол! Закончен алфавит!»

Ведущий:

Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу. Но вам пора превращаться в учеников. Можете занять свои места.

Пришла пора вам показать,
Что успели вы узнать.
Чтобы с Азбукой проститься,
Всем вам надо потрудиться.

Посмотрим, как вы слова научились складывать. Соберите-ка из слогов слова

На доске слоги:  чу, ща, кри, ро, щу, ча,  уго, све

 (Дети составляют слова из слогов: роща, кричу, угощу, свеча)

Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! На какие правила вы составили слова слова? (Ча-ща пиши с а, чу-щу пиши с у) А какие правила правописания вы еще знаете?

Инсценировка

(Четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И – построившись паровозиком, выходят на сцену. Развернувшись, встали:

Хором: Жи-ши, жи-ши с буквой И всегда пиши!

Буква Ж: Звуки Ж и Ш звучат всегда твердо.

Буква И: Мягкость их обозначать брались очень многие.

Буква Ш: Пробовала буква Ё, но не вышло у неё.

Буква И: Даже сам Мягкий знак не смягчил их никак.

Вторая буква И: Отказались все от них, кроме доброй буквы И.

Обе буквы И: Как услышишь ЖИ и ШИ – букву И ты в них пиши!

(Буквы встают паровозиком, уходят со словами: «ЖИ-ШИ,ЖИ-ШИ с буквой И всегда пиши!»)

 Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку!  

А загадки вы умеете отгадывать? А ваши родители умеют? Сейчас проверим. Дети и родители будут по очереди читать друг другу загадки и отгадывать их. Договорились?

 Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом  
(Портфель)

 Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт –
Там и след кладёт
(Карандаш)

Чёрные, кривые,
от рождения немые,
сядут в ряд – все заговорят
(Буквы)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
(Книга)

В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души  
(Пенал)

 То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать…
Что такое я?
(Тетрадь)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё - …
(Алфавит)

Если сломан карандаш —

Я помощник верный ваш,

Я, как врач, его лечу —

Быстро, остро заточу. (Точилка)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь,

Солнце, море, горы, пляж...

Что же это?  (Карандаш)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней —

 Станешь вчетверо умней. (Книга)

Ведущий. Ребята, книги, как мудрые добрые друзья, вводят вас в удивительный и прекрасный мир. Вы закончили читать свою первую серьезную книгу. Она многому вас научила.

Букв сначала вы не знали,
Мамы сказки вам читали,
А теперь читаете сами,
Подружились сказки с вами.

- А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. Вредная Баба Яга, как всегда, напакостила, изменила названия сказок и думает, что мы их не угадаем. Как думаете, ребята, справимся с колдовством Бабы Яги? Расколдуйте сказки.

  1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
  2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
  3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
  4. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
  5. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
  6. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
  7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
  8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
  9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
  10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
  11.  Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

Учитель:  Молодцы, мои ученики!

«Азбуку» прочли вы от корки до корки,

Вам по чтению – пятерки!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения,

Вам сегодня выдают

Удостоверения!

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Вы прочтете любые книжки!




Удостоверение



Настоящее удостоверение выдано __________________________________________________



в том, что он (она) с 1 сентября 2009 г по ___ апреля 2010 г изучал(а) «Азбуку»



 в МОУ «Октябрьская СОШ» в 1 «В» классе.



_____________________________________________________________________________



изучил(а) 33 буквы русского алфавита, научился(лась) складывать буквы в слоги,



слоги в слова, слова в предложения, то есть



ЧИТАТЬ!





        Учитель: _________  /Постнова Светлана Юрьевна/        





пгт Октябрьское  ___________________



                                      число, месяц, год




Учитель:

Ребята! Сегодняшний праздник показал, что вы уже многое знаете, многому научились. Желаю вам радости и успехов на лестнице, ведущей к мудрости! Давайте хором скажем «спасибо» нашей первой книге: «Спасибо тебе, Азбука!»

(Слышится стук в дверь. Появляется Баба Яга)

Баба Яга: Ишь, расшумелись! А нарядились-то как! Ну и как вас теперь называть? Понятно, первый класс уже закончили, значит, не первоклашки. А во второй как попадете?

Учитель:  Вот в эти двери 1 сентября  войдем и окажемся во втором классе.

Баба Яга: Ха! А кто вас сюда пустит?

Учитель: Сами войдем.

Б.Я: Я, между прочим, сторожем здесь лет так … 300 работаю. Помощничков вырастила. И не допущу, чтобы кто попало во второй класс переходил. Я за это отвечаю.

Помощник 1: Спрашивать-то с нас будут.

Помощник 2: Извольте доказать, что доросли до второго класса.

Учитель: Дети, вы читать умеете? Писать? Задачи решать?

Помощник 1: Точно-точно, мы подслушивали, мы подглядывали..

Помощник 2: Это они умеют.

Б.Я: Верю. А я так песни люблю, так люблю! Сидишь тут, ничего не слышишь. Спойте, пожалуйста.

Дети поют «Чему учат в школе»

Б.Я: (расчувствовавшись) Да вы мои хорошие, да вы мои дорогие. Идите во второй класс.

Помощник 1: Ты что, бабка! Совсем с ума спятила за 300 лет?

Помощник 2: Хочешь, чтобы на пенсию отправили? Давай еще задание!

Б.Я. (тихо) Что бы им такое задать, чтобы точно выполнили? Уж больно детки умные. Вспомнила! Стихи хорошо читают. (Строгим голосом) Почитайте-ка мне стихи!

Дети читают стихи

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка слишком,

А для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку:

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,

Машинах и растеньях,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроет путь от А до Я.


Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Помощник 2:  Ох, отправят нас на пенсию!

Учитель: Почему? Мы ваше задание выполнили: песню спели, стихи прочитали.

Помощник 1: Эх ты, а еще учительница! Забыла, что во всех сказках по три задания, а у нас всего два.

Помощники 1 и 2 (хором) Придумали! Вы нам сейчас станцуете! А мы вам поможем.

Дети танцуют.

Баба Яга берет учителя за руку, подводит к дверям  и вдруг вспоминает, что она спрятала ключ. Отправляет помощников за ключом, те возвращаются без него.

Помощник 1: Украли все-таки! Отправят бабушку на пенсию.

Помощник 2:  А мы куда? Водяной хитрый, вот уже сто лет, сразу же после 1 класса, мечтает сторожем на воротах работать.

Б.Я: Ой, ой, дети! Простите меня, обманула я вас, старая, глупая.

Учитель: Баба Яга, не плачь, подскажи, что делать.

Б.Я: Что делать! Что делать! Искать Водяного да с ним договариваться.

Учитель: Прежде чем договариваться, найти надо. Баба Яга, как его найти?

Б.Я: А живет-то он… (Шарит по карманам, достает бумажку, объясняя детям) Памяти у меня на числа никакой, это с детства. Вот я и записала, сколько шагов до его дома. (На бумажке крупно красиво написано число 10) Десять шагов, точно помню, что цыплячьих … а в какую сторону, забыла.

Учитель: Ничего, пойдем и найдем с детьми дом Водяного.

Помощник 1:  В том-то и дело, что дом у него невидимый.

Учитель: А как же быть? Как его найти?

Помощник 2:  Чтобы найти Водяного, нужно дойти до определенного места и три раза топнуть ногой.

Баба Яга с помощниками мечутся в середине класса, каждый указывает «нужную» сторону. Учитель выбирает четверых детей, помощники объясняют, как идти, и дети отправляются в разные стороны одновременно. Топают три раза. Из дверей появляется Водяной, собравшийся отдохнуть.

Водяной: Только приляжешь, начинают: топ-топ! Никакой жизни! Появляйся им тут. Что надо?

Баба Яга с помощниками кидаются на него.

Водяной: Понял я, что надо. Не отдам!

Учитель с детьми уговаривают отдать ключ. Водяной поет.

Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной,

Одни мои подружки –

Пиявки да лягушки.

Фу, какая гадость!

Водяной: Первый класс закончили?

Дети: Да!

Водяной: Во второй не попадете.

Учитель: Почему?

Водяной: Я вас не пущу. Я тоже первый класс закончил, а во второй так и не попал.

Так и сижу в болоте  - ни тут, ни там, ни в первом, ни во втором. Одиноко, знаете ли. Теперь тут компания собирается, петь, плясать умеют. Весело будет.

Все уговаривают Водяного отдать ключ.

Водяной: Так и быть, пущу вас. А, может, нет. Как задания выполните. Первое: кто надует самый большой воздушный шар?

Дети выполняют задание.

Водяной: Второе: кто быстрее воду перенесет из соседнего болота в мое?

Вы уже поняли – я вороватый,

Чистой воды мне всегда маловато.

Дети ложками носят воду из миски в стакан через класс.

Водяной: Третье: кто громче крикнет? Девочки или мальчики?

Дети играют в игру «Девочки-мальчики».

Б.Я: Доволен?

Водяной: Ой, доволен! Ой, доволен! Только ключ я вам не отдам.

Учитель: Почему?

Водяной: Я ключ как добыл?

Б.Я. Украл!

Водяной: Вот и я боялся, что у меня тоже украдут. Взял и заколдовал.

Учитель: Неужели нельзя расколдовать?

Водяной: Можно. Песней.

Учитель: Мы с детьми умеем петь.

Водяной: Петь должны те, кто уже был во втором классе. (Спрашивает у детей) Кто уже был во втором классе?

Учитель: Я.

Водяной: Учителя не подходят… (Задумывается). Подходят родители. Родители зачем пришли? Какая от них польза? Пусть поют. Песни-то хоть не забыли?

Родители поют («От улыбки»)

Водяной достает огромный ключ

Водяной: Молодцы, родители! Вот вам, дети, ключ от второго класса.

Учитель: Теперь мы можем сказать заветную фразу: «Ура! Мы - второклассники!». (Дети хором ее повторяют)

Учитель: А сейчас я хочу второклассникам задать домашнее задание на лето, и вы, дети, постарайтесь его непременно выполнить.

Побольше все купайтесь,

Шутите, развлекайтесь,

Резвитесь и играйте,

И просто отдыхайте.

Побольше ешьте фруктов

И овощей, конечно,

Чтоб с силами собраться,

Здоровыми всем стать.

А в сентябре все снова

Вы в школу возвратитесь,

Как только позовет вас

Знакомый всем звонок.

Вы что-то заскучали?

Про школу услыхали?

Нас, звонок, не подведи,

Объяви каникулы!

Звенит звонок. Дети под музыку выходят из класса.

 (Звучит 1 куплет и припев песни “Маленькая страна” сл. И.Резника, муз.В.Шаинского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...