Внеклассные мероприятия
материал (4 класс) по теме

Рахметова Балганым Айткалиевна

Внеклассные мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Внеклассное мероприятие

                                         

Провела учитель начальных классов

МКОУ  «СОШ п. Восточный»

Балганым Айткалиевна Рахметова.

Здравствуйте дорогие гости, родители, ребята !

Мы рады приветствовать вас в этом зале, сегодня мы собрались на праздник, посвященный встрече весны или «жавороночки весну кличут»

Действующие лица и участники:

 Ведущий: Рахметова Б.А.(учитель начальных классов)

Зима: Муслимова Л.А. (родительница)

Весна: Жидкова Н.Ю. (родительница)

Дети – чтецы: учащиеся 3 класса

Весенние месяцы:  Маясарова К.М., Уголева Е.В. – родители.

Ведущий: Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.

Наступает весна.  Но робки,  и  неуверенны, бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд – заклинание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Этот обряд справляли 22 марта, в день весеннего  солнцестояния. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники – утренние заморозки, которые продолжаются до 40 дней. Народная поговорка гласит, что в этот день 40 пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонков, чтобы они весну закликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей и все выходили кликать весну. Православная церковь в этот день отмечает праздник сорока мучеников. К этому празднику о весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорее растопить снег.

1 ученик

Благослови, мати, зиму провожати,

Зиму провожати, весну заклинати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог!

2 ученик

Весна, весна, проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

3 ученик

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Ведущий. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

4 ученик

Мороз- Красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся

Подобру – поздорову.

На сцене появляется З и м а, В е с н а, весенние месяцы.

Зима. Здравствуйте, гости дорогие!

Весна. Веселья вам да радости! Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем!

Апрель. Припасли мы забавушек на всякий вкус. Кому правда, кому – песенка!

Май. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли места хватило?

Зима.(сердито): Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Весна. Да что ты, матушка, неуемная какая! Еще и праздник не начали, а ты уж ворчать взялась!

Зима. За вами глаз да глаз нужен! Вам бы только праздновать! А как сами толком не знаете. Это разве порядок, что все мы вместе тут.

Весна.  Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима. Вью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня – Зимушку проклинают все?

Весна. Потому что ты – больно лютая

И холодная и голодная.

Я же – теплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я,

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, Зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

5 ученик

Выгляни, солнышко из-за гор-горы,

Выгляни, красное, до вешней поры.

Видело ль ты, солнышко, девицу- весну?

Видело ль ты, солнышко, злющую зиму?

Как она, лютая, от весны ушла,

В мешке стужу несла,

Холод на землю трясла?

Ведущий. Ребята, т.к Зима старшая из всех сестер, давайте не будем ее обижать, и мы предоставим ей слово. Милость просим, матушка Зима, а остальные могут занять места рядом с ребятами.

Игра: «Грачи летят»(проводит Зима)

Зима. Любит русский народ Зиму- зимушку. И на санках можно покататься, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером под завывание метели можно и сказку послушать. Ребята, хотите, расскажу вам зимнюю сказку?

Дети. Хотим

Зима. Давайте представим, что за окном вьюга, а мы сидим у теплой печки. Кто мне покажет, как вьюга воет?

Дети. У-у-у

Зима. Молодцы! Сказка начинается.

(группа детей инсценируют сказку)

Зима. (после показа сказки) Вот, дорогие гости, и такое бывает, в любые морозы. Сказке нашей конец. А теперь пришел черед зимним загадкам, их у меня великое множество.

  • Без рук рисует, без зубов кусает.(мороз)
  • Шуба бела, весь свет одела.(слег)
  • В новой стене, в круглом окне,

Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (прорубь)

  • Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (заяц)

  • Без рук, без ног по полю рыщет, поет да свищет.

Деревья ломает, к земле приклоняет (ветер)

  • Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок

На него подуй слегка: был цветок – и нет цветка. (снежинка)

Зима. Я думала, что очень трудные загадки вам приготовила, а вы все отгадали. Порадовали вы меня. Спасибо вам.

Ведущий. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее русскую народную песню «Весняночка». (поют)

Ведущий. Как говорили в старину, песни – веснянки зиму замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой – помашем ей вслед руками.

6 ученик.

Зима недаром злится-

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон.

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Ведущий. А весну приглашаем на праздник. Давайте предоставим слово нашей весне!

Весна. – Ну вот, теперь можно и поиграть. А игра называется «Колокольчик». Но вначале надо выучить слова:

Колокольцы – бубенцы,

Диги-диги , диги-дон,

Раззвонились удальцы:

Отгадай, откуда звон!

Весна. Ну и горазды вы, ребятушки, в игры поиграть. Я даже притомилась немножко.

Ведущий. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Каких птиц – вестников весны вы знаете? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы Весны.

Весна. Сбирались птицы, сбирались пенчи

Стадами, стадами.

Садились птицы, садились пенчи

Рядами, рядами.

А ну, угадайте, что это за птицы были?

Черный, проворный, кричит «крак!» червякам враг. (Грач)

Спереди у птичек шпильце, позади у птичек вильце. Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка)

Села птичка на суку и поет: «Ку-ку, ку-ку» (Кукушка)

Ведущий. Дорогая Весна, усаживайтесь поудобнее и послушайте, как девочки споют и станцуют для вас. (Танец «Утушка»)

Ведущий. А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте.

Ребята, давайте произнесем нашу песенку- закличку. Берем в руки наших жаворонков, тихонечко подкидываем вверх и произносим слова.

Жаворонок, жаворонок,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну красну,

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

7 ученик.

Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

8 ученик.

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

 А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Ведущий. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное сердце подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами.

9 ученик.

Птичка – ключница,

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа,

Два золотые ключа.

Отомкни весну теплую,

Замкни зиму холодную.

Ведущий. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества- солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода – круг. Все события размещались по кругу, они были осмысленны и зрительно, наглядно изображены в виде символистического знака, колеса, вращающегося по движению солнца. Поговорка «Жили в лесу, молились колесу» сохранилась до сих пор. Месяцы весенние явитесь. Стихи учащихся.

Идет исполнение хороводной песни с движениями «Земелюшка – чернозем».

Так , как круг символизировал движение, давайте встанем в хоровод и исполним хороводные песни.

Земелюшка – чернозем,  Земелюшка – чернозем,

чернозем, чернозем, Земелюшка – чернозем.

Тут березка выросла, тут березка выросла.

выросла, выросла, тут березка выросла.

Под березкой травушка, Под березкой травушка.

Травушка, травушка, Под березкой травушка.

На травушке цветики, На травушке цветики.

цветики, цветики, На травушке цветики.

Рвали цветы со травы, Рвали цветы со травы.

со травы, со травы, Рвали цветы со травы.

Плели венки из цветов, Плели венки из цветов.

из цветов, из цветов, Плели венки из цветов.

 Ведущий. А сейчас вы увидите в хороводе и другие его элементы – «змейку», «улитку», «гребень».

Все вместе под музыку «В огороде топится баня»

Ведущий. Сегодня мы отмечаем день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку – возьмите снова ваших в ладони и повторяйте за мной каждую строчку.

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С хлебом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

С весенними ливнями!

Входи весна, в каждый дом!

Тебе, весна, все рады!

Весна. Спасибо, вам за приглашение! А я вам принесла угощение. Настоящее, весеннее. Вот оно! (Весна раздает выпеченных из теста жаворонков)

 Спасибо всем за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                           Научно-практическая конференция

                                                              «Инициатива молодых»-2012г

Министерство образования Саратовской области

Управление образования Дергачёвского муниципального района

МКОУ «СОШ п.Восточный

Дергачевского района Саратовской области»

                                                  Доклад

     

 Выполнила

Белоусова Елизавета Камидулловна,

Ученица 4 класса

МКОУ «СОШ п.Восточный»

Домашний адрес:

413481

Саратовская область

Дергачёвский район

п.Восточный

ул.Вьюнова, 3/1

Научный руководитель:

Рахметова Балганым Айткалиевна,

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ п.Восточный»

Домашний адрес:

413481

Саратовская область

Дергачёвский район

п.Восточный

ул.Спортивная, 5/1

П.Восточный – 2012 год

 

Знаменитый французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери, автор истории о Маленьком Принце и планете людей, говорил: «Мы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля». Этот корабль называется Землей. Наша маленькая голубая планета несется в мировом пространстве крошечной песчинкой, и именно на этой песчинке возникла жизнь в ее разнообразных формах.

    Но венцом творения по праву считается существо разумное - Человек.

                 … Он взмыл в облака и нырнул в глубину,

                      Силу ветра себе подчинил,

                      Сделано много, но нужно еще

                      Чтобы он это все сохранил

Наверное,  нет необходимости рисовать печальные картины оскверненной, поблекшей, бездумно опустошаемой природы, которые почти каждый может без труда представить себе, вспомнив окрестные леса, луга, водоемы. Впрочем, слово «печальные» не очень тут подходит. Не печаль, а острую боль ( порой даже чисто физическую боль в сердце!) вызывает у неравнодушного человека вид вытоптанного и замусоренного леса, потерявшего свои цветы луга, отравленных речек и озер. Экологически благополучных уголков, во всяком случае ,в достаточной близости от городов и прочих населенных пунктов, почти не осталось. Процесс продолжается. А корни его – в потребительской вседозволенности, которую проявляли и проявляют люди по отношению к природе.

Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились ведь, к примеру, правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, позвольте, я Вам помогу…, правила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов ( « Были мы за речкой. На том берегу, на большом душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели.  На колхозном сене отдохнуть  легли… Стрекозу  поймали, крылья хороши! За кувшинкой лезли через камыши…» или еще: « А потом? Гулять ходили, пестрых бабочек ловили.  Как? Вот этак и вот так. Еще этак и вот так!»).  К чему все это привело; известно.

   Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой ( вырубить кедровый лес, извести море, « повернуть» реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана, заасфальтирована и без шлагбаумов. Но дальше… Дальше эта дорога обрывается пропастью. Мы должны попытаться перекрыть самое начало этого пути.

А между тем дорога потребительского отношения к природе коварна.

Итак, поговорим об элементарных экологических запретах, тех, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека. Эти  запреты как раз и составляют существо так называемых правил поведения в природе.

Попробуем сформулировать правила поведения в природе, кратко прокомментировав некоторые из них.

  1. Не ломай  ветви деревьев и кустарников. Каким может быть обоснование этого правила? Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.

Все живое дышит воздухом. И этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль.  И микробы в ней накапливаются.  А чтобы  микробов было меньше нужно проветривать комнату, стереть пыль влажной тряпкой. Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам надо беречь растения. Ведь неслучайно, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить о красоте растений, которую мы можем нарушить, обламывая ветви. Это относится и к цветущей черемухе, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

  1. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что нередко вырезают на коре деревьев надписи,  например,  свои имена, делают другие отметины.  Это подобно тому ,когда ты оцарапаешь кожу  и  какую боль ощущаешь….(через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы-трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева.)

3.Не  рви в лесу, на лугу цветов.

              Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты                              можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения ( ныне многие из них оказались на страницах Красной книги).  Я живу в степной зоне и поэтому хочу рассказать о красоте наших степных тюльпанов.   Раньше,  тюльпанов было очень много, степь была усыпана разноцветным ковром, красных, желтых, белых тюльпанов, а сейчас их стало намного меньше.  Ранней весной,  появляются тюльпаны, и  у меня душа болит, когда, видишь, как все односельчане  большими охапками везут цветы, ведь они украсят дом всего лишь на несколько дней, меня всегда волнует вопрос: почему они не думают о будущем?  Ведь , сорвав даже по одному – единственному цветку какой вред они приносят растениям. Надо помнить, простую истину: выросший на лугу цветок находится здесь «у себя дома», он связан с другими обитателями. Например, к нему прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадут в почву, где из семян вырастут новые растения… Имеем ли, мы, право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают красивые растения, в садах, на клумбах, в оранжереях. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе. И об этом должен помнить каждый человек от малого до взрослого. Красота наших степей зависит только от нас, конечно не считая природных катаклизмов. Ведь в последние годы нас мучает засушливое лето, которое тоже отрицательно влияет, как на растительность, так и на животный мир. Также меня беспокоит неумеренный выпас скота. Еще не успеет появиться трава, можно сказать, набрать силы, как люди начинают выгонять свой скот.   Образовываются полигоны.  А потом сами удивляются. Почему не растет трава?. Сено начинают косить тоже очень рано, растения не успевают дать даже семена , а уже скошены большие площади травы.  Люди, будьте более благоразумными к природе, относитесь к ней с любовью, помните, что от вашего варварского отношения, от нашей степи ничего ни останется, не думайте только о своем благополучии, не живите одним днем!!! Главное правило – красивыми растениями нужно любоваться, а не губить, не рвать их.

4.Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Лекарственные растения – ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун  др.) Поэтому нужно помнить, помогая людям, не приведешь ли ты к исчезновению в целом этих растений.

5.Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

6.Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

У некоторых людей формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, их стараются уничтожить, мотивируя тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди.  Грибы являются важным компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей – они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Среди грибов есть редкие, внесенные в Красную книгу, гриб – баран.

7.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

Пауки – традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интереснейших подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по- своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

8.Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

9.Не разоряй гнезда шмелей.

Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилось.  Причины этого уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы, пожары.

10.Не разоряй муравейники.

11. Береги лягушек, жаб и головастиков.

12.  Не убивайте змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе.

А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

13. Не лови диких животных и не уноси их домой.

Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу. Не обижать, не трогать никого из представителей живого мира.

В последние годы на Земле исчезает ежедневно от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется,  новых. Координацию работ по животным и растениям, которые нуждаются в защите, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1948 была составлена первая Красная книга. В 1966 году была издана Международная Красная книга. Ее идея – спасти животный и растительный мир. В 2010 году мы сами участвовали в акции «Защитим тигров» И получили сертификаты, но дело не в том , что мы получили сертификаты, а мы  рады, что хоть какой- то вклад внесли   для того, чтобы спасти этих красивых животных!!!

Всемирно известная организация «Гринпис» ( « зеленый мир»). Она насчитывает 2 млн. членов и сторонников. Штаб – квартира находится в Амстердаме. « Гринпис» занимается серьезными проблемами, а главное – объединяет усилия всех людей доброй воли в защиту нашей планеты.

14. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не разоряй птичьи гнезда . Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. Помни, что в природе каждая птица, каждое животное имеет большое значение.   И здесь хочется вспомнить рассказ «Совушка» В. Беспалькова. Когда, мы  учились во втором классе , я впервые прочитала этот рассказ и поняла, что все животные и растения взаимосвязаны, ведь после того, как герой этого рассказа решил избавиться от совы, то тут и начались у него проблемы…Целая цепочка связей…

15. В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения и насекомые. Помните о правилах поведения в лесу.

16. Не оставляйте в лесу, в парке, на лугу, у реки мусора Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

 Вода – главный источник живительной влаги. Берегите воду!

НИ умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

И здесь ,кратко, хочу рассказать о нашем роднике. У нас в 14 километрах  был п. Хорольский,он славился родниковой водой.  Раньше, когда жили люди стояли четыре колодца, люди  всегда заботились об этой воде, но со временем жители уезжали, колодцы засорялись и вода постепенно в них исчезла. И сейчас стоит только один колодец, которым пользуемся мы, жители поселка Восточный. В летнее время нам практически  не обойтись без этой воды!!! И мы должны беречь эту воду, от загрязнения, от мусора. Мы вырастем и научимся защищать воду, природу.

Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут вылечить свою планету.

Я думаю, наша Природа может быть спокойна: у нее такие замечательные защитники это мы!

                   Человек! Щади зверей и птиц, деревья и цветы,

          Ведь это всё слова, что царь природы ты!

           Пусть птенцам и маленьким зверятам, хорошо живётся с нами рядом.

          Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься.

          Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

                                                                           Д. Родович



Предварительный просмотр:

                                         1.Первоклассников сегодня

Мы на праздник соберем.

Приходите непременно

Попрощаться с Букварем

2. В поезд можете садиться

Этот поезд быстро мчится

От границы до границы,-

По степям до Синих гор

На зеленый светофор.

3. Прибавляет по пути

К трем четыре, два к пяти,

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Изучая алфавит.

4.так садись в счастливый поезд

И помчит от  А до Я.

У ребят сегодня праздник-

Славный праздник Букваря.

Незнайка. Здравствуйте, а куда это вы едете?

Незнайка. Распустили злые слухи

Про меня мои друзья,

Говорят, слона из мухи

Отличить не в силах я.

Эти странные слова

Мне обидно слушать,

 Всем известно: у слона,

Вместо крыльев – уши!

Что за смех?

Смеются снова надо мной

 Мои друзья.

Я – Незнайка! Что ж такого?

Научусь всему и я! Возьмите меня с собой.

 Я так давно мечтаю изучить буквы.



Предварительный просмотр:

                                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА п. ВОСТОЧНЫЙ.                  

ДЕРГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»  

                          Методическая разработка урока по русскому языку в 1    классе по теме:  

 Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

                 

               

                     Провела  учитель начальных классов

                     МКОУ « СОШ п. Восточный»

                     Рахметова Балганым Айткалиевна

                     Саратовская область Дергачевский  район

                     п. Восточный ул. Спортивная д.5. кв.1

                     рабочий тел. 4-64-27,

                     контактный  телефон 89873773741

                     стаж работы 13лет.

                                     2013 учебный год.

Урок в 1 классе по русскому языку «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Тип урока: ОНЗ, рефлексия

Цель урока: 1) создать условия для усвоения правописания сочетаний

жи – ши, ча – ща, чу – щу;

2) упражнять в решении орфографических задач;

3) воспитывать бережное отношение к природе

Предметные: - применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча- ща, чу-щу.)

-усвоить  приемы и последовательность правильного списывания текста.

Метапредметные:- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Личностные:   - положительное отношение к школе;

                        - проявление особого интереса к новому школьному    содержанию занятий;

- контроль, коррекция, оценка.

Оборудование: карточки, герои из мультфильма, макет солнышка, смайлики,

карточки для рефлексии, иллюстрации из мультфильма,

загадки, скороговорки, стихотворения, мультимедийный проектор, интерактивная доска

1. Организационный момент.

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,                                                                                                                            Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

2. Мобилизующий этап.

Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

Прежде чем приступить к выполнению заданий,  давайте вспомним правила поведения на уроке.

(учащиеся называют правила )

1. Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

2. Ответить хочешь – не шуми и только руку подними.

Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь.

3. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над правописанием сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Урок мы начнем с «Зачетной минутки». К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучики закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке есть вопросы о правописании сочетаний. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания правил о написании этих сочетаний, и солнышко подарит вам свои лучики.

1 облачко- расскажите о написании сочетаний жи – ши

2 облачко -  расскажите о написании сочетаний ча – ща

3 облачко - расскажите о написании сочетаний чу – щу

Молодцы, ребята! (открываю солнышко ) Смотрите, солнышко засияло улыбкой и оно вам дарит свои лучики. Пусть они вам помогут сохранить хорошее настроение до конца урока и на весь день. (раздаю каждому «солнышко» )

 А сегодня нам  будут помогать путешествовать герои из мультфильма «Трое из Простоквашино» Слайд1

4. Минутка чистописания

Я тетрадочку открою,

И как надо положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Вот как, ручку, я держу,

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я примусь.

На минутке чистописания мы запишем: ». Слайд  2

1 строка чередуя согласные буквы ж, ш, ч, щ

2 строка чередуя гласные буквы и, а, у

3 строчка составленные сочетания

5. Тренировочные упражнения.

Мы с вами будем путешествовать по тропинкам. Первая тропинка, на которой мы остановимся «Сочетания жи – ши

Нам с вами нужно отгадать загадки, которые нам принес герой из вашего любимого мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Слайд 3,4,5,6

Отгадав загадку, в тетрадь мы запишем только отгадку. А слово, которое вы отгадаете должно быть с сочетаниями жи – ши.

1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.   (маш…на)

2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш…)

Ребята, скажите, а что вы знаете об этих цветах?

( Слово учителя о том, что ландыши занесены в Красную книгу )

А что это за Красная книга? (ответы детей)

Да, верно ребята, эти растения становятся редкими, и если мы не будем их беречь и охранять, то они совсем исчезнут.   А какие  растения наших степей занесены в Красную книгу? (тюльпаны).

Этот год, 2013 посвящен году охраны окружающей среды, поэтому мы с вами должны беречь и охранять нашу планету, ведь от нас с вами зависит жизнь и красота нашей природы.

(Показываю картинку с ландышами )

3. Мы – проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

(лыж…)

4. Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.

(ж…раф) 

затем записывают  слова – отгадки и комментируют написание сочетаний)

жи – ши, графически выделяя правило.

Молодцы! Герою понравилось, что вы такие сообразительные. И он вам дает совет, в котором вы должны найти слова с орфограммой на слух.

Хорошо на свете ЖИТЬ!

И с ребятами ДРУЖИТЬ.

Дружба в ЖИЗНИ помогает,

Много счастья доставляет.

А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И

и не дружат с буквой Ы?

Послушайте сказку, как подружилась и с буквами ж и ш

СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.

Был жаркий летний день. Согласные буквы  Ж и Ш

пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до

середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им.

И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка,

потемнело небо, грянул гром, побежали легкие

волны по озеру. Они накрыли  Ж  и Ш. Испугались

бедные Ж  и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу

сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась,

посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и

спокойно укрылась под грибком. Волна вот  – вот

накроет Ж  и Ш  с головой, но, к счастью, их крик

услышала  гласная буква,  И.  Она   смело кинулась в воду,

подплыла к ним. Одну свою руку она протянула

букве Ж, другую – букве Ш, и вытащила их на

берег. С тех пор, согласные  Ж и Ш дружат только

с буквой И. Помните об этом, ребята!!!

Воспитательный момент о дружбе.  

(1 куплет песни о дружбе, учебник 1 класс страница 111)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

С заданием на первой тропинке вы справились, и мы шагаем на вторую тропинку. А здесь мы встретимся с сочетаниями  ча – ща, чу – щу. Задания нам принес пес Шарик. Он задумался о подарке и отправился на фотоохоту. Вы узнаете, кто будет на его фотографиях, прочитав стихотворение.

(с использованием интерактивной доски, дети по очереди записывают  нужные слова)

У крольчихи, есть …

а у белочки - …

галка пестует - …

паучища - …

Ребята, вам встретилось слово, пестует.  Как вы понимаете это слово?

Пестует – оберегает, заботится, ухаживает за ними.

Запишите только вставленные слова и графически выделите правило.

А вот  Почтальон Печкин принес такое задание. Здесь потребуется от вас смекалка и сообразительность. В данных словах нужно заменить выделенные буквы буквами, которые записаны в скобках. Но здесь есть ловушки, где буквы заменить нельзя.

иду (щ)

люки (щ)

пилят (щ)

Почтальон Печкин захватил с собой скороговорку. Давайте вспомним, что такое скороговорка?

(ответ учащихся)

Вот послушайте внимательно,

Поразмыслив, не спеша,

И отыщете обязательно

Вы слова со слогом ча.

Работа по учебнику стр. 69 упр.5

Не ищи щуку и леща в чаще леса.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

(произношение детьми скороговорки )

Самостоятельно запишите только слова с сочетанием ча, графически выделите правило написания.

Проверка.

Ребята, вы устали писать? А теперь мы с вами подумаем и поразмышляем. ( учитель читает стихотворение «Самовар» М.Шварц) Вам нужно  назвать слова, связанные с нашей темой урока, ну и конечно же посчитать.

Миша, Гриша и Варвара

Пили чай из самовара.

Миша взял четыре чашки

И долил отвар ромашки

Гриша – вдвое больше чашек.

Без отвара из ромашек.

И Варвара пировала:

Медный краник открывала.

Мише с Гришей наливала

 И себе не забывала.

Чашку Мише – чашку ей.

Чашку Грише – чашку ей.

А еще звала близняшек.

Им по пять хватило чашек.

В самоваре – сорок чашек.

Ну-ка сосчитай близняшек!

Если ты в расчетах крут.

Чашку и тебе нальют.

6.Физкультминутка

Все встали, закрыли глазки, представили, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на ландыши, нагнитесь понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьет родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки, сели за парты.

7. Работа с текстом. ( запись на доске)

Перед вами текст «Чудесное утро». Послушайте. Повторно прочтите и в каждом предложении найдите слова с пропущенной орфограммой. Вставьте нужную букву.

Ч…десное утро.

Ч…десное утро. Я щ…рюсь на солнце и ищ… лукошко. Решил сходить в рощ… за ягодами.

Проверка.

8. Работа по учебнику.

Выполнение упр.1 на стр.85

Чтоб никогда не ошибаться

И знать, как правило, писать,

В учебнике есть упражнение,

Которое нужно выполнять.

Ребята, все тропинки мы с вами прошли  и вышли на большую тропинку, где все сочетания соединились. А вам нужно распределить слова :

жи – ши                    ча – ща                          чу – щу

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

9. Итог урока

Давайте подведем итог нашего урока. Чем же мы с вами занимались?

(отгадывали загадки, заменяли в словах буквы, работали с текстом, писали слова с сочетаниями, соображали, размышляли )

Еще раз повторим, какие правила написания мы запомнили?

( ответ учащихся хором )  Слайд 9

Какие слова вы запомнили на уроке?

( ответы детей )

 Запомните! И старайтесь не делать ошибки!

Ребята!

Вы активно и дружно трудились

Каждый заслуживает похвалы

Вы все ребята, молодцы!

Мне хочется узнать , как вы себя чувствовали на уроке , помогло ли вам солнышко сохранить ваше настроение. Сейчас я вам раздам, смайлики, на которых вы должны будете дорисовать губы, показывая свое настроение на уроке.

А  наши герои приглашают нас на отдых, на перемену.

Спасибо за урок!

Использованная литература: учебник русский язык 1 класс авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 г.

Журнал «Мурзилка» №8 2003 г.

Журнал «Начальная школа»

Интернет ресурсы images.yandex.ru

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....