Внеклассное занятие для младших школьников по теме: «Рождественские посиделки».
методическая разработка (3 класс) по теме

Борисова Светлана Анатольевна

Внеклассное занятие для младших школьников по теме: «Рождественские посиделки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu_rozhdestvo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для младших школьников по теме: «Рождественские посиделки»

Выполнила: учитель начальных классов  МКОУ «Тегульдетская СОШ» Борисова С.А.

Цель: духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание, приобщение к православной и мировой художественной культуре.

Задачи: способствовать развитию интереса к истории и художественно-культурному наследию Отечества и Православия.

Оборудование: класс украшен гирляндами, звёздами, на окне стоит красная рождественская свеча, ёлка украшена белыми и синими шарами. Звучит "Аvе Маriа" Ф. Шуберта.

Раздаточный материал: тексты для чтения, карточки для игры «Пришла Коляда — открывай ворота», слова песни «Рождественская песня», сувениры на память.

Ход занятия

1.Вступительное слово учителя

-Близится самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово! Что же такое Рождество?

Рождество - это празднование рождения Иисуса Христа.

 В России этот день приходится на 7 января - (православное Рождество), в европейских странах и в Америке - на 25 декабря (католическое Рождество).

Но сначала давайте с вами вспомним библейскую историю о рождении Младенца Иисуса Христа. Библия повествует так.

2. Чтение текста детьми «цепочкой»

Увидел Бог Творец, что люди, его любимые создания, стали очень несчастными на земле. А случилась такая беда потому, что люди забыли Божьи заповеди и погрязли в грехах. Они стали лживыми, жадными, злыми. И решил Творец послать к человечеству сына своего Иисуса Христа, повелев Ему стать всем людям Спасителем и научить людей жить в добре и любви друг к другу.

 Волею Бога Отца, Спаситель Христос явился людям прекрасным Младенцем. Дитя появилось на свет в Иудее, в городе Вифлееме, и не во дворце, а в пещере-хлеву. Земными родителями Иисуса стали Мария и плотник Иосиф Счастливая мама спеленала родившегося Сыночка и положила Его в ясли, кормушку для животных, как в обычную колыбель.

 И еще Творец сделал так, что о Младенце Иисусе, первыми узнали не богачи, а бедные пастухи, хозяева пещеры-хлева. В ночь, когда родился Иисус, они пасли стада недалеко в поле. Вдруг над ними вспыхнула прекрасная яркая звезда, и с неба сошли ангелы. Пастухи испугались! Но ангелы сказали: “Не бойтесь! Мы пришел сообщить вам великую радость: сейчас в Вифлееме родился всем людям Спаситель! И вот вам знак: вы найдете Дитя в пеленах, лежащего в яслях”. Пораженные пастухи поспешили к своему хлеву, чтобы первыми поклониться Великому Младенцу.

3.Рассказ учителя

Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется рождественским сочельником. В сочельник за стол садились только с появлением на небе первой звезды, символа звезды вифлеемской, которая знаменует рождение Спасителя мира.

 Обычно об её появлении сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками, а иногда на улицу выходили и всей семьёй. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и после торжественной молитвы садились за стол. Ужинали “голодной кутьёй” или “сочивом”, - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название – “сочельник”.

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжёлых трудах, без отдыха. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным.  

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да ещё и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча. Закройте глаза и представьте, что мы на рождественских посиделках…

4. Инсценировка подготовленными учениками

Учитель зажигает на окне свечу. В это время раздается стук в дверь. Появляется Солоха.

Солоха.

Здравствуйте, гости дорогие! Я пришла к вам на рождественские посиделки. Хочу поздравить вас с этим волшебным, чудесным, необычным праздником! Пусть исполнятся все ваши желания! Вы ведь знаете, что в праздник Рождества могут происходить чудеса, появляться необычные гости…

Стук в дверь. Входит мальчик с мешком, наполненным овсом.

Мальчик.

Сею, вею, посеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле — копнами.

На столе — пирогами.

Сею, вею, посеваю,

Овсом, рожью,

Милостью божьей!

При словах "сею, вею, посеваю" мальчик бросает из мешка 3 горсти зерен. Солоха дает ему подарок. Мальчик уходит.

Солоха.

Ну что же, первый гость зашел на огонек. Кстати, зерно, которое вы собрали, нужно сохранить, оно принесет в ваш дом счастье.

5. Игра  «Пришла Коляда — открывай ворота».

Дети разбиваются на 5 групп и готовятся по карточкам к выступлению (5 минут). Затем выходят со словами: «Пришла Коляда — открывай ворота»  ряженые, в надетой наизнанку одежде, с мешком для сбора даров

Солоха.

А вот и гости с колядками к нам пожаловали!

Солоха.

Заходите, гости дорогие!

Все выходят в центр комнаты, поют колядку.

1.Коляда, коляда! А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла —

Рождество принесла!

2.А дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

3.Ему с колосу осьминка,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог!

Наделил бы вас Господь

4.И житьем, и бытьем,

И богатством!

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

5.Дай вам, Господи,

Скота, живота,

корову с теленочком,

овцу с ягненочком,

лошадь с жеребеночком,

свинью с поросеночком!

Хором.

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок!

Хоть блина, хоть сала клин,

Хоть печенья, хоть варенья.

Нам на угощенье!

Солоха одаривает ряженых.

6. Продолжение рассказа учителем

Множество примет помнит народная память. Считалось, что все сны, увиденные в святочную неделю, обязательно сбудутся. Чтобы избежать различных неприятностей, запрещалось в Сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, нельзя было шить, а то уродится слепой, а лапти плести — уродится кривой. Считалось плохой приметой, если 7 января в дом первой войдет женщина — значит, круглый год женщины этого дома будут болеть.

Считается, что ёлка — неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить ёлку — это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая — вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская ёлка тем и отличается от новогодней, что её украшали исключительно белыми и синими шарами.

И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.

7. Итог занятия

Разучивание Рождественской песни

 (или декламация)

 Рождество! Рождество! Рождество!

 Чудный праздник у нас на дворе!

 Свет и радость оно принесло

 В каждый дом и к тебе, и ко мне!

 Рождество! Вновь надежда пришла:

 Жить любви между нами всегда,

 Если примет Иисуса душа

 Всех людей на планете Земля!

 Пусть Он, в детских и взрослых сердцах

 Сея мудрость, научит людей

 Быть всегда, по заветам Творца,

 Милосердней, честней и добрей!

 И тогда улыбнется Творец!

 Скажет “Дети, вы дороги мне!

 Я люблю вас! И Я, ваш Отец,

 Возвращаю вам рай на Земле!”

Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

Всем присутствующим вручаются небольшие подарки.

Используемая литература:

Интернет-источники

Праздники России И.Ф.Яценко - М.:ВАКО, 2010 г.

областной конкурс-фестиваль «Светлый праздник Рождества Христова»

Методическая разработка

Классный час в 3 классе на тему:

«Светлый праздник Рождества Христова»

Выполнила:

Борисова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «Тегульдетская СОШ»

с.Тегульдет — 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"

Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....

Внеклассное занятие для младших школьников. "Родительский дом - начало начал"

Внеклассное занятие для младших школьниковРодительский дом- начало начал.Цели занятия:-        помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляю...

Разработка открытого музейного занятия для младших школьников по теме: «Дети войны»

Цель: Формировать гражданскую и нравственную направленность ребят как личности; воспитать уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению, через наглядн...

Конспект занятия с младшими школьниками по теме "Как хорошо, что мы есть друг у друга"

Занятие способствует формированию целостного представления у младших школьников понятий "друг" "дружба"...

Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»

Конспект занятия для младших школьников на тему «Право на медицинскую помощь»...

Конспект открытого внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников на тему: "Угроза исчезновения животных.Создание Красной книги".

Знакомство учащихся с редкими животными, занесенными в Красную книгу; Учащиеся учатся правилам поведения в природе, бережному отношению к животным.Развивает наблюдательность, интерес ко всему живому....

Конспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"

Крнспект логопедического занятия у младших школьников на тему "Дифференциация П-Б в слогах, словах"...