Неделя русского языка
методическая разработка (3 класс) на тему

Наркевич Людмила Петровна

Представлен сценарий открытия Недели русского языка, один из конкурсов, проходивший в рамках данного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3КЛАССЕ

Цель:

  1. воспитание у  учащихся бережного отношения к родному слову;
  2. развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
  3. .Формировать у учащихся положительную мотивацию.
  4. .Развивать умение собраться, максимально качественно выполнять задания в новых условиях.
  5. .Воспитывать веру в свои силы, настойчивость и трудолюбие.

Оборудование:

         •плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,                          

         •заготовки для чистописания по классам;

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

            1.Открытие недели. Конкурс на самого грамотного ученика.

                                   Номинации: «Каллиграфия»

                                  «Безошибочное письмо»

2.Конкурс грамотеев.

3.Создание странички газеты

4.Школьный тур олимпиады.

5.Завершение недели. Награждение победителей.

ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Звучит песня «Чему учат в школе».

С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка» На этой неделе вы должны показать все свои знания в области русского языка.

1.Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

2.На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

3.Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

4.На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

5.Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

6.Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

7.Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык - я онемею.

Утратив русский, - стану я глухой.

:

8.- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

9.- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

10.- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

11. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

КОНКУРС НА САМОГО ГРАМОТНОГО УЧЕНИКА.

Номинация « Каллиграфия» и «Безошибочное письмо»

Спишите текст и выполните задания.

         Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет гнезда на скалах да на старых дубах. Летает высоко, видит далеко, на солнце немигаючи смотрит.

          Нос у орла   серпом, когти крючком; крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.

          В облаках  орел носится, добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, - только перышки посыплются. (К. Ушинский)

Задания:

  1. Подберите к тексту заглавие и запишите.
  2. Найдите в словах третьего предложения изученные орфограммы и подчеркните их.
  3. Выпишите два слова, в которых есть проверяемые орфограммы, рядом запишите проверочные.
  4. Разберите по составу выделенные слова.
  5. Выполните звуко-буквенный разбор слова орел.

По результатам конкурса организуется выставка лучших работ.

2. КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ.

(Проводится в группах)

Мы смекалистые дети,

Все хотим узнать на свете.

Мы искали и нашли:

Много правил мы прошли.

Мы всегда соображаем,

 Никого не обижаем.

Будем русский изучать

И пятерки получать.

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

И  много интересного

Узнаем мы, друзья.

И солнце ярко светит,

И радостно всем нам.

И станем мы умнее,

Все беды пополам.

В современном русском языке много разделов:

Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика.

Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.

- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

(Стихотворение читают по ролям 2 ученика)

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Из-за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им, сперва, ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит.

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам бы смог-то новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

Ведущий:

- Вот какой был ленивый Лежебокин.

- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?

- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

- Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

– Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наш конкурс посвящён нашему родному языку – русскому языку. А сейчас я вам буду показывать карточки со словами, а вы выберите слова, определяющие, каким должен быть участник. (Интеллектуальный, образованный, невежественный, интеллигентный, необразованный, умный, знающий, толковый, бестолковый, глупый, сообразительный.

Представление команд

Команда «Грамотеи», капитан команды …

Команда «Эрудиты», капитан команды …

Команда «Умники», капитан команды …

Кто победит, кто проиграет –

Нас эта тайна донимает.

Но мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит!

Тот, кто меньше ошибётся,

Тот у нас и победит.

1. Конкурс «Фонетический разбор слова»

Фонетический разбор.

И несложен он, и скор:

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово,

И труда в этом нет почти

Ударение найти,

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику.

Сколько букв и сколько звуков

Посчитать – и вся наука.

В. Синицын

Командам произвести фонетический разбор слова: здоровый, вьюга, коньки Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

2.Игра «Верно или неверно». Максимальная оценка – 8баллов)

Необходимо прослушать утверждение и сказать да или нет. ( На контрольном листе поставить + или –)

Утверждения:

1.Слова состоят из звуков?

2.Звуки мы можем увидеть?

3.Звуки мы слышим и произносим?

4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?

5.Гласные бывают твёрдые и мягкие?

6.Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?

7.Ударный гласный слышится ясно?

8.Парные согласные на конце слова проверять не надо?

3.Команды должны вставить в слова пропущенные буквы. За каждую правильно найденную – 1 балл.

Почему я не б…лею, почему я зд…р…вее

Всех р…бят из нашего дв…ра?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лен…,

Потому что в…дой из-под крана

Обл…ваюсь я каждый ден… .

4.Конкурс «Знаешь ли ты сказки?»

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки? (Три медведя, русская народная сказка)

На сметане мешён.

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился … (Колобок, русская народная сказка)

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! (Репка, русская народная сказка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор … (Айболит, К. Чуковский)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся … (Чиполлино, Д. Родари)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка, Х.-К. Андерсен)

5. Конкурс «Вспомни пословицу»

Составь пословицы (соедини стрелкой начало и конец пословицы). За каждую правильную пословицу команда получает 1 балл.

1.Сладостей тысячи, здоровый дух

2.В здоровом теле, злое калечит.

3.Чистота – пища наша.

4.Щи да каша – а здоровье одно.

5.Доброе слово лечит, залог здоровья.

6. Конкурс «Что бы ты попросил у …»

1.Оле-Лукойе? (Зонтик и волшебную спринцовку. Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»)

2.Солдата, героя сказки Х.-К.Андерсена? (Огниво. «Огниво»)

3.Буратино? (Золотой ключик. А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4.Незнайки? (Волшебную палочку. Н.Носов. «Незнайка в Солнечном городе»)

5.Золушки? (Хрустальные башмачки. Ш.Перро «Золушка»)

6.Аладдина? (Волшебную лампу. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»)

7.Девочки Жени из сказок В.Катаева? (Цветик-семицветик, дудочку, кувшинчик. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»)

7. Конкурс-тест

(Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.)

1. Поставьте слова во множественное число:

человек

лист (бумаги)

лист (дерева)

 

2. Из букв каждой пары составьте название животного:

лик + рок =

шаль + до =

3. В каких словах количество букв и звуков совпадает (подчеркни)

Семь, ёж, ель, боюсь, мать, поёшь.

4. В каком слове все согласные глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель.

5. Выдели (подчеркни) третье «лишнее» в каждой из приведённых групп слов.

•Буран, дождь, пурга.

•Алфавит, чистописание, азбука.

•Бросать, кидать, прыгать.

6. Замените высказывания одним словом-именем прилагательным.

Растения, которые находятся в комнате –

Работа, которая выполняется дома –

7. Конкурс «Сочините сказку»

Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 4-5 минут. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку. Этот конкурс оценивается от 1 до 3 баллов.

Сказка про …

Шёл …. По дороге он нашёл …, взял и понёс царю. Пришёл … во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался …, хотел было …, как вдруг … из-за … выскочил … и давай …. Глянул на … и …. Поблагодарил царь умного …, и он отправился домой.

Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

1 ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре, -

Выучи русский язык!

2 ученик:

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

3 ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Страничка газеты русского языка

Создание странички в группах. Дети самостоятельно готовят материалы, обсуждают их и включают на страничку.

Олимпиада. Школьный тур.

Изучая русский язык, человек становится грамотным, говорит красиво, речь его понятная, ее приятно слушать, с этим человеком приятно общаться, вести беседу. Вы хотите стать грамотными людьми? Значит отправляемся в путь.

Спасибо, Грамматика. Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах – ты же рядом

И с правилом четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять и трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нем есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы и сказки –

Страницы волшебных, волнующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

1.Раскрой скобки и вставь соответствующую букву в слова текста.

(П/п) __исательница  (В/в)__ера  (Ч/ч)__аплина рассказала в книге о своих любимых питомцах: (С/с__лоне  Ш/ш__анго и (Т/т__игре (Р/р__адже.

2. К данным словам подбери соответствующие имена существительные, обозначающие лиц женского пола.

Король

Царь

Принц

князь

3. Соедини фразеологизмы, противоположные по значению.

Повесить нос

одним духом

В час по чайной ложке

воспрянуть духом

Жить душа в душу

как кошка с собакой

4.Какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркни соответствующий термин.

Рой  пчел кружится над липой. (сущ., глагол, прилаг.)

Рой яму поглубже. (сущ., глагол, прилаг.)

5. Разгадай шараду и напиши отгадку.

Корень мой находится в  ц е н е

В  о ч е р к е  найди приставку мне.

Суффикс мой в  т е т р а д к е вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

6. Подчеркни «лишнее» слово.

  Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька

7.Вставь в слова недостающие буквы.

Л_б_п_тн_й   сл_н_к    спр_с_л,    чт_    _ст    кр_к_д_л    

 з_     _б_д_м.

Кр_к_д_л    схв_т_л     сл_н_нк_    з_     н_с.

8.Замени повторяющиеся слова в словосочетаниях именами прилагательными, близкими по значению к данным. Запиши подобранные слова.

Свежий (___________________________) хлеб

Свежий (___________________________) ветер

Свежая (____________________________) газета

Свежая (____________________________) рубашка

9. Запиши данное предложение так, чтобы возникающий вопрос  был оправданным, уместным.

Ел старик хлеб сухой.

Откуда же под столом рыбьи кости?

10. Впиши в пустые клетки 5 разных букв так, чтобы получилось 5 разных имен существительных.

О

С

Т

Ь

О

С

Т

Ь

А

С

Т

Ь

А

С

Т

Ь

А

С

Т

Ь

11.Соедини части пословиц.

Пчела мала

да дело знай

Играй, играй

а и та работает

Доброе слово лечит,

злое - калечит

12. Запиши ответы на поставленные вопросы.

Какой предлог можно «спеть» или «сыграть» на музыкальном инструменте?______________________________________________

Какие два предлога определяют положение тела?________________

Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?___________________________________

13. Отгадай и запиши слова.

КА                                   РУ                           1ум                     Бор1но

Л                                     ГИ            

___________________________________________________



Предварительный просмотр:

КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ

1. Конкурс «Фонетический разбор слова»

здоровый, вьюга, коньки

( Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.)

2.Игра «Верно или неверно». Максимальная оценка – 8баллов)

Необходимо прочитать утверждение и сказать да или нет. ( На контрольном листе поставить + или –)

Утверждения:

1.Слова состоят из звуков?

2.Звуки мы можем увидеть?

3.Звуки мы слышим и произносим?

4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?

5.Гласные бывают твёрдые и мягкие?

6.Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?

7.Ударный гласный слышится ясно?

8.Парные согласные на конце слова проверять не надо?

3. Вставить в слова пропущенные буквы. За каждую правильно найденную – 1 балл.

Почему я не б…лею, почему я зд…р…вее

Всех р…бят из нашего дв…ра?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лен…,

Потому что в…дой из-под крана

Обл…ваюсь я каждый ден… .

4.Конкурс «Знаешь ли ты сказки?»        Кто герои этой сказки?

1.Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки?

 

2.На сметане мешён.

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился …

3.Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд!

4.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор …

5.Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся …

6.Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

 

5. Конкурс «Вспомни пословицу»

Составь пословицы (соедини стрелкой начало и конец пословицы). За каждую правильную пословицу команда получает 1 балл.

1.Сладостей тысячи,                                 здоровый дух

2.В здоровом теле,                                    злое калечит.

3.Чистота –                                                пища наша.

4.Щи да каша –                                         а здоровье одно.

5.Доброе слово лечит,                              залог здоровья.

6. Конкурс «Что бы ты попросил у …»

1.Оле-Лукойе? __________________________________

2.Солдата, героя сказки Х.-К.Андерсена?________________

3.Буратино? _________________________________________

4.Незнайки? ________________________________________

5.Золушки? _________________________________________

6.Аладдина?________________________________________

7.Девочки Жени из сказок В.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»?_______________________________________________________________________________________

7. Конкурс-тест

(Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.)

1. Поставьте слова во множественное число:

Человек_________________________________________

лист (бумаги)_____________________________________

лист (дерева)______________________________________

 

2. Из букв каждой пары составьте название животного:

лик + рок =___________________________

шаль + до =___________________________

3. В каких словах количество букв и звуков совпадает (подчеркни)

Семь, ёж, ель, боюсь, мать, поёшь.

4. В каком слове все согласные глухие? (подчеркните)

Чеснок, салат, капуста, картофель.

5. Подчеркни «лишнее» слово .

•Буран, дождь, пурга.

•Алфавит, чистописание, азбука.

•Бросать, кидать, прыгать.

6. Замените высказывания одним словом-именем прилагательным.

Растения, которые находятся в комнате –_______________________________________________

Работа, которая выполняется дома –

_______________________________________________

7. Конкурс «Сочините сказку»

. Этот конкурс оценивается от 1 до 3 баллов.

Сказка про …

Шёл _________________________.    По дороге он нашёл ________________________________ , взял и понёс царю. Пришёл _______________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ___________, хотел было ________________, как вдруг _____________________ из-за _______________________ выскочил ____________ и давай ______________________. Глянул на _____________ и____________________________. Поблагодарил царь умного ________________________, и он отправился домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения недели русского языка и литературного чтения в начальной школе.

В данном  материале не только анализируется неделя русского языка и литературного чтения, но и приводится план проведения недели....

План проведения недели русского языка в начальной школе.

Предметная неделя  по русскому языку и литературному чтению  является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных  особенностей учащихся. П...

"Секреты русского языка с Буквознаем" ( в рамках "Недели русского языка")

Лингвистический турнир "Секреты русского языка с "Буквознаем"...

"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка

Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...

Открытоя занятие по русскому языку в рамках недели русского языка.

Дети 4 класса проводят урок у детей 2 класса....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...